Интересные факты о раневской. ​Случай из жизни Фаины Раневской

1. Театр Фаина полюбила еще в детстве. Первым впечатлившим ее представлением был спектакль Чехова «Вишневый сад», откуда она и взяла впоследствии псевдоним Раневская. Хотя, как рассказывает сама актриса, это была довольно странная история – она возвращалась домой с очередного спектакля, а из ее сумочки вылетели деньги. «Красиво летят», – заметила женщина, на что случайный прохожий ответил ей: «Вы совсем как Раневская!».

2. В семье к увлечению будущей великой актрисы относились весьма снисходительно, не предавая большого значения этому «хобби». Однако когда Фаина заявила о своем желании серьезно заниматься театром, это вызвало у семьи настоящий шок. Девушке пришлось полностью порвать связи с семьей.

3. Несмотря на рвение Раневской, поначалу ее ждали крупные неудачи. Она никуда не смогла поступить как неспособная к актерскому мастерству. Она с трудом попала в частную школу, из которой потом и вылетела, не имея средств ее оплачивать. Актерская карьера актрисы тоже начиналась далеко не блестяще: в одном рекомендательном письме, подписанном антрепренером Соколовским, говорилось, что Фаина Раневская абсолютный бездарь и все роли свои она играет одинаково.

4. Несмотря на свою сногсшибательную актерскую карьеру и мировое признание, Фаина Раневская так и не стала ни женой, ни матерью. О своей первой любви Раневская рассказывает шутя: «Попала я в провинциальную группу и влюбилась, как кошка, в главного красавца. Как-то он заявил, что придет ко мне. Я купила вина и фруктов, напудрилась и ждала его. А он завалился пьяный в обнимку с какой-то красоткой и попросил меня погулять часок-другой… Это была моя первая и последняя любовь». Гениальная актриса считала, что ее личную жизнь испортили несуразная внешность и полная преданность карьере. Когда Раневскую как-то спросили о том, что такое любовь, она ответила: «Я забыла».

5. Отличительной чертой этой необыкновенной женщины было ее чувство юмора. Сборники афоризмов Раневской всегда имели огромную популярность у публики. Ее исключительный ум и веселый нрав до сих пор делают ее одной из самых интересных актрис в истории.
Вот несколько примеров искрометного юмора Фаины Раневской:
Поклонница настойчиво выпрашивает номер телефона актрисы. На что та ей отвечает «Вы с ума сошли? Ну откуда мне знать свой телефон? Я же не звоню сама себе».
Юрий Завадский как-то говорит Раневской: «Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!». На что эта замечательная актриса парировала: «То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!».
У актрисы спросили, знает ли она причину развода одной пары. Раневская ответила: «У них просто были разные вкусы: она любила мужчин, а он любил женщин».


6. Раневскую часто просили написать автобиографию, мемуары. Она всегда отказывалась, объясняя это тем, что не знает как писать о себе: хорошо или плохо, много или мало. Но однажды она сказала очень занимательную вещь: «Если бы я писала о себе книгу, это была бы жалобная книга. И в ней была бы одна строка: Судьба – шлюха».


7. Любимыми словами неподражаемой Фаины Раневской были «г*вно» и «ж*па». Она активно использовала их в любых случаях жизни: в театре, когда давала интервью, в прямом эфире радио.

27 августа 2013-го исполняется 117 лет со дня рождения замечательной артистки театра и кино, остроумной женщины Фаины Георгиевны Раневской. Судьба не баловала ее, и жизнь ее могла сложиться по-другому, если бы она не принесла себя в жертву на алтарь искусства. Любопытные факты ее биографии читайте далее.



Происхождение

Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Ее отец Гирши Фельдман был местным богачом, «владельцем заводов, газет, пароходов», нажив приличное состояние на торговле недвижимостью, производстве лакокрасочной продукции. Его уважали в еврейской общине города, и он был почетным ее членом. Гирши Фельдман владел не только несколькими домами и магазином, в его собственности находился даже пароход (на котором в революционный раздрай семья эмигрирует за границу). Мама Милка Рафаиловна родила четырех детей - двух мальчиков и двух девочек. Правда,
младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.

По сравнению со своей старшей сестрой она не отличалась «лица приятным выраженьем», заикалась, была слишком застенчивой и все принимала близко к сердцу.

Обучение и таланты

Когда пришло время, родители определили Фаину в Таганрогскую Мариинскую гимназию, но учеба давалась девочке с трудом: она писала с ошибками, не дружила с цифрами. К тому же отношения с однокашниками были натянутые. Может быть, именно поэтому она попросила отца забрать ее из этого учебного заведения. Зато дома с удовольствием Фаина занималась чтением, изучением иностранных языков, пением. Ее стремление всегда добиваться того, что хочешь, и определило ее судьбу в дальнейшем.

Фаина была очень наблюдательна, подмечая в человеке его характерные особенности, манеру смотреть на мир, стиль поведения, и старалась показать свою «копию». Первыми объектами подражания обычно становятся люди, которые большую часть времени находятся рядом или чем-то выделяются среди окружающих. Таковыми были для девочки дворник-татарин со своей колоритной внешностью, нищие, просящие милостыню, мелкие торговцы. А однажды она даже устроила целый спектакль, героями которого были ее куклы Петрушка, Баба и Городовой. Причем все роли исполнила сама Фаина в характерной для каждого персонажа манере, подмечая речевые особенности. Представление прошло на ура, однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем.

Разрыв

Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Так распорядиться собственной жизнью порядочной девушке из еврейской семьи означало в те времена по меньшей мере то же самое, что и стать женщиной легкого поведения. Естественно, это вызвало гнев Гирши Фельдмана, который поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.

История не сохранила мук терзания юной Фаины, взвешивающей, что для нее важнее: родственные узы или страстные порывы, ясно одно: театр заполнил все ее воображение, она мечтала стать актрисой и готова была ради призвания пожертвовать всем, даже близкими людьми. Тогда она и предположить не могла, насколько трагично все это обернется. С 1915 года Фаина уехала в Москву, и пока мечте ее не суждено было сбыться. Девушку не приняли ни в одно учебное театральное заведение, как неспособную. Что вкладывали тогда в это понятие, трудно сказать. Но то, что никого из экзаменаторов Фаина не смогла зацепить своей внешностью, своей натурой, это очевидно. Девушке приходилось очень трудно, но она стремилась учиться. Она порой голодала, сильно нуждалась в средствах. Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы. А вскоре и эта ниточка оборвалась. Надвигались революционные события, сметавшие на своем пути прежнюю счастливую жизнь и не дававшие никаких надежд на будущее. Гирши Фельдман с семьей на пароходе уплывает за границу, Фаина опять же отказалась последовать за родными.

Карьера

Чтобы пробиться на большую сцену, Фаине пришлось устроиться в труппу мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Они с успехом гастролировали по Крыму, в частности в Керчи. Именно в эту пору и пристал к Фаине Фельдман сценический псевдоним Раневская. Влюбившись однажды в эту героиню, девушка находила много общих черт (возможно, та же ностальгия по прошлому, в которой так тяжело признаться даже самой себе).

Не окончив частную театральную школу, Фиана играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Малаховский дачный театр, Подмосковье, 1915), Керчь, Феодосия (1915-1916), Ростов-на-Дону (1916-1917). А после Октябрьского переворота она в течение 6 лет выступает в театре-передвижке «Первый советский театр». Далее был Бакинский рабочий театр, в котором Раневская прослужила Мельпомене с 1925 по 1927 и с 1929 по 1931 гг., Архангельский, Смоленский и Сталинградский драматические театры. И наконец-то ее заметила московская сцена: Театр Московского отдела народного образования, Камерный театр, Центральный театр Красной Армии, Театр драмы, Театр им. А.С. Пушкина, театр им. Моссовета.

Учителя и привязанности

Фаина Георгиевна была сложным человеком, острым на язык. Для изящной актрисы она была слишком неудобна: громоздка, с нескладной фигурой, да и внешность ее не цепляла обаянием. Но именно эта ее «некрасивость» компенсировалась жестами, умением держаться достойно и гармонировать со своими партнерами по сцене или фильму, ее мастерство импровизаций, особенно речевых сделали Раневскую самой запоминающейся актрисой своего времени.

Первым учителем по актерской стезе (и самым близким человеком по жизни) была Павла Леонтьевна Вульф. Она согласилась заниматься с Фаиной, видя ее тягу к театру. Фаина же буквально влюбилась в эту актрису, следуя за ней повсюду. Фактически она стала членом семьи актрисы Вульф, даже ее внук называл Раневскую Фуфой.

Кинороли

Более всего Фаина Раневская запомнилась своими колоритными героинями. На большом экране она - с 1934 года, когда предстала в образе мадам
Луазо в немом фильме «Пышка».





А в 1939-м наступил настоящий триумф.



Ее Ляля в «Подкидыше» со знаменитой фразой: «Муля, не нервируй меня!» — настолько полюбилась зрителям, что эта ее реплика воспроизводилась постоянно, как только актриса появлялась на горизонте. Причем этой «болезнью» страдали не только обычные мальчишки, но даже и представители власти. Однажды сам генсек Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, назвал ее Мулей.
Блистательно сыграла она Розу Скороход из «Мечты» (1941). Образ владелицы небольшой фруктовой лавки, сдающей внаем меблированные комнаты, предстает во всей своей силе и трагичности.

Все помнят колоритный образ жены портного Иды Гуревич в детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939), жену инспектора гимназии «Человек в футляре» (1939), мать невесты в комедии «Свадьба» (1944), злую мачеху в «Золушке» (1947), Маргариту Львовну в «Весне» (1947).

Такова Ида Гуревич, жена портного из «Ошибки инженера Кочина»

Жена инспектора под стать своему мужу из фильма «Человек в футляре»

Такой обескураженной предстает мать невесты из «Свадьбы»

Раневская в образе злой мачехи в «Золушке»

Раневская в образе Маргариты Львовны в «Весне»

Комичные амплуа актрисы:

— добрая тетушка Адель из «Новых похождений Швейка» (1943),


— директор цирка Ада Константиновна Бранд из кинокомедии «Сегодня - новый аттракцион» (1965),

— бабушка из кинокомедии «Осторожно, бабушка» (1960).

Едкие, меткие фразы невольно вызывают улыбку: «Еще и права дают этим косоруким!», «Мобилизуйся, перерожденец!», «Сентиментальность - признак склероза!», «Что это у вас за привычка, молодой человек, умирать при каждом удобном случае?!»

Дети полюбили мудрую бабушку из фильма «Слон и веревочка» (1945), слушали удивительные тембры Фрекен Бок (Раневской) из мультфильма «Карлсон вернулся» (1970), воспринимали ее как сватью бабу Бабариху в «Сказке о царе Салтане» (1943).


Отношение к себе и окружающим

Раневская была ранимым человеком и плохо переносила критику, может быть, из-за того, что сама с иронией, а подчас и безжалостным сарказмом относилась к себе, подтрунивала над своей фигурой, чрезмерно большой «ж…», с годами сморщившимся лицом, вредными привычками. И это ей прощали, и зрители шли на ее спектакли с ее участием, чтобы полюбоваться именно характерными жестами, заполучить перманентные шутки, родившиеся исключительно на этой сцене, именно в тот момент.

Но если на сцене она была царицей, то в быту - совершенно не приспособлена и одинока. Несмотря на то что среди ее друзей были величайшие женщины современности: поэтесса Анна Ахматова, писательница Татьяна Тэсс, артистки Марецкая и Орлова, она чувствовала себя некомфортно. А особенно в те периоды, когда ей не давали играть. А ведь это очень обидно! Только в 1961 году ее талант был оценен Правительством СССР по достоинству, когда Раневская удостоилась почетного звания «Народной артистки СССР».

Встреча с семьей


Когда Раневская стала знаменитой, ее старшая сестра, жившая на тот момент в Париже и овдовевшая, решила воссоединиться с ней. Она думала, что Фаина пользуется всеми благами и привилегиями, и мечтала перебраться к ней в Советский Союз.

Невероятную прыть и чрезвычайное благородство проявила тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, именно она помогла встрече сестер. Однако в те времена за всем следило недреманное око КГБ, и эти связи могли в дальнейшем пригодиться (Раневская очень боялась, что ее начнут вербовать на шпионскую деятельность). Когда Фаина от чистого сердца захотела поблагодарить Фурцеву за хлопоты, назвав ее «добрым ангелом», та в ответ отрезала, что она всего лишь «советский партийный работник». Прожила Изабелла в Советском Союзе недолго, похоронили ее на кладбище Донского монастыря, где впоследствии в 1984-м упокоится и сама великая артистка.

Привязанности

От одиночества Раневскую спасал любимый пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила, страсть к рисованию на полях и увлечение эпистолярным жанром - в едких письмах Татьяне Тэсс.


Память о Раневской сегодня

В Тюмени открыта «Чайная у Раневской», расписанная ее цитатами. Названия блюд в меню — из фильмов с ее участием. Также имеется изумительная по своему облику курильня.


В 1986-м в Таганроге был открыт памятник Раневской и на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска.


В мае 2008-го прошел Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция».

В 2009-м в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок», в дизайне которой преобладают фото великой артистки. К горячим напиткам подаются фирменные плюшки.

Имя Фаины Раневской носит одна из улиц Таганрога.

В 1990-м на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую», а в 2004-м гениальную артистку вспоминали в программе «Серебряный шар» Виталия Вульфа. Образ Фаины Раневской увековечен и в художественных фильмах «Звезда эпохи» (2004) и «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012).

Могила Раневской

Как уже говорилось, родные сестры воссоединились в Советском Союзе и упокоились на одном кладбище - Донском. Именно Фаина завещала похоронить
себя рядом с Изабеллой, а не на Новодевичьем, где в ту пору погребали всех известных личностей. На ее могилу ежедневно приходят поклониться десятки людей с живыми цветами. Но мало кто обращает внимание на то, что на самой вершине памятника прикреплена маленькая бронзовая собачка.

Но как и зачем она там появилась? Рассказывают, когда Фаины Георгиевны не стало, ее сеттер так затосковал, что стал приходить к ней на могилу. Сколько именно он навещал любимую хозяйку, неизвестно. Но когда исчез, кто-то из знакомых Раневской, тронутый такой преданностью животного, решил увековечить на месте погребения актрисы и ее верного друга. Так появилась скульптурка собачки на надгробии Раневской.

Чтобы не утомлять вас подборкой цитат, предлагаем вашему вниманию попурри «Милая Фаина Раневская».


Встреча с сестрой из Парижа.

Эту историю о Фаине Раневской рассказал кинорежиссёр Яков Сегель. Он обожал знаменитую актрису, часто бывал у неё дома и потом, переполненный впечатлениями, делился ими.

В конце пятидесятых Фаину Георгиевну отыскали родственники и она смогла выехать в Румынию и повидалась с матерью, с которой рассталась сорок лет назад.

Сестра Изабелла жила в Париже. После смерти мужа её материальное положение ухудшилось и она решила переехать к знаменитой сестре, которая, как она предполагала, при всех её званиях и регалиях, купается в роскоши.

Обрадованная, что в её жизни появится первый родной человек, Раневская развила бурную деятельность и добилась разрешения для сестры вернуться в СССР.

Счастливая, она встретила её, обняла, расцеловала и повезла домой. Они подъехали к высотному дому на Котельнической набережной.

Это мой дом, - с гордостью сообщила Фаина Георгиевна сестре.

Изабелла не удивилась: именно в таком доме должна жить её знаменитая сестра. Только поинтересовалась:

У тебя здесь апартаменты или целый этаж?

Когда Раневская завела её в свою малогабаритную двухкомнатную квартирку, сестра удивлённо спросила:

Фаиночка, почему ты живёшь в мастерской, а не на вилле?

Находчивая Фаина Георгиевна объяснила:

Моя вилла ремонтируется.

Но парижскую гостью это не успокоило.

Почему мастерская такая маленькая? Сколько в ней «жилых» метров?

Целых двадцать семь, - гордо сообщила Раневская.

Но это же тесно! - запричитала Изабелла. - Это же нищета!

Это не нищета! –разозлилась Раневская, – У нас это считается хорошо. Этот дом - элитный. В нём живут самые известные люди: артисты, режиссёры, писатели. Здесь живет сама Уланова!

Фамилия Уланова подействовала: вздохнув, Изабелла стала распаковывать свои чемоданы в предоставленной ей комнатушке. Но она так и не смогла понять, почему этот дом называется элитным: внизу кинотеатр и хлебный магазин, ранним утром грузчики выгружали товар, перекрикивались, шумели, устраивали всем жильцам «побудку». А вечерами, в десять, в одиннадцать, в двенадцать оканчивались сеансы и толпы зрителей вываливались из кинозала, громко обсуждая просмотренный фильм. "Я живу над «хлебом и зрелищами», - пыталась отшучиваться Фаина Георгиевна, но на сестру это не действовало.

За что тебя приговорили жить в такой камере?. Ты, наверное, в чём-то провинилась.

В первый же день приезда, несмотря на летнюю жару, Изабелла натянула фильдеперсовые чулки, надела шёлковое пальто, перчатки, шляпку, побрызгала себя «Шанелью», и сообщила сестре:

Фаиночка, - я иду в мясную лавку, куплю бон-филе и приготовлю ужин.

Не надо! - в ужасе воскликнула Раневская. В стране царили процветающий дефицит и вечные очереди - она понимала, как это подействует на неподготовленную жительницу Парижа.

Не надо, я сама куплю.

Фаиночка, бон-филе надо уметь выбирать, а я это умею, - с гордостью заявила Изабелла и направилась к входной двери. Раневская, как панфиловец на танк, бросилась ей наперерез.

Я пойду с тобой!

Один фунт мяса выбирать вдвоём - это нонсенс! - заявила сестра и вышла из квартиры.

Раневская сделала последнюю попытку спасти сестру от шока советской действительности.

Но ты же не знаешь, где наши магазины!

Та обернулась и со снисходительной улыбкой упрекнула:

Ты думаешь, я не смогу найти мясную лавку?

И скрылась в лифте.

Раневская рухнула в кресло, представляя себе последствия первой встречи иностранки-сестры с развитым советским социализмом. Но говорят же, что Бог помогает юродивым и блаженным: буквально через квартал Изабелла Георгиевна наткнулась на маленький магазинчик, вывеска над которым обещала «Мясные изделия». Она заглянула во внутрь: у прилавка толпилась и гудела очередь, потный мясник бросал на весы отрубленные им хрящи и жилы, именуя их мясом, а в кассовом окошке толстая кассирша с башней крашенных волос на голове, как собака из будки, периодически облаивала покупателей.

Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:

Добрый день, месье! Как вы себя чувствуете?

Покупатели поняли, что это цирк, причём, бесплатный, и, как в стоп-кадре, все замерли и затихли. Даже потный мясник не донёс до весов очередную порцию «мясных изделий». А бывшая парижанка продолжала:

Как вы спите, месье?... Если вас мучает бессонница, попробуйте перед сном принять две столовых ложки коньячка, желательно «Хеннесси»... А как ваши дети, месье? Вы их не наказываете?.. Нельзя наказывать детей - можно потерять духовную связь с ними. Вы со мной согласны, месье?

Да, - наконец, выдавил из себя оторопевший мясник и в подтверждение кивнул.

Я и не сомневалась. Вы похожи на моего учителя словесности: у вас на лице проступает интеллект.

Не очень понимая, что именно проступает у него на лице, мясник, на всякий случай, смахнул с лица пот.

Месье, - перешла к делу Изабелла Георгиевна, - мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь, у вас есть?

Да, - кивнул месье мясник и нырнул в кладовку. Его долго не было, очевидно, он ловил телёнка, поймал его, зарезал и приготовлял бон-филе. Вернулся уже со взвешенной и завёрнутой в бумагу порцией мяса.

Да, - в третий раз кивнул мясник.

Расплачиваясь в кассе, Изабелла Георгиевна порадовала толстую кассиршу, указав на её обесцвеченные перекисью волосы, закрученные на голове в тяжёлую башню:

У вас очень модный цвет волос, мадам, в Париже все женщины тоже красятся в блондинок. Но вам лучше распустить волосы, чтобы кудри лежали на плечах: распущенные волосы, мадам, украсят ваше приветливое лицо.

Польщённая кассирша всунула два указательных пальца себе за обе щеки и стала с силой растягивать их, пытаясь улыбнуться.

Когда, вернувшись домой, Изабелла развернула пакет, Фаина Георгиевна ахнула: такого свежайшего мяса она давно не видела, очевидно, мясник отрезал его из своих личных запасов.

Бон-филе надо уметь выбирать! - гордо заявила Изабелла.

С тех пор каждый вторник и каждую пятницу она посещала «Мясные изделия». В эти дни, ровно в четыре часа, мясник отпускал кассиршу, закрывал магазин, вешал на дверь табличку «Переучёт», ставил рядом с прилавком большое старинное кресло, купленное в антикварном магазине, усаживал в него свою дорогую гостью, и она часами рассказывала ему о парижской жизни, о Лувре, об Эйфелевой башне, о Елисейских полях... А он, подперев голову ладонью, всё слушал её, слушал, слушал... И на лице его вдруг появлялась неожиданная, наивная, детская улыбка...


Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».


Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ - в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» - воскликнула бедная Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты - Бог знает.


Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).


Во Львове Раневская была несколько раз.

Львов был очень дорог Раневской. В тот приезд во Львов у Раневской, впрочем, как обычно, была бессоница. Она рассказывала об одном из эпизодов её ночных бдений: выйдя однажды на балкон гостиницы, Фаина Георгиевна с ужасом обнаружила светящееся неоновыми буквами огромных размеров неприличное существительное на букву "е". Потрясённая ночными порядками любимого города, добропорядочно соблюдавшего моральный советский кодекс днём, Раневская уже не смогла заснуть и лишь на рассвете разглядела потухшую первую букву "м" на вывеске мебельного магазина, написанной по- украински: "Мебля". (Щеглов А. Фаина Раневская. Вся жизнь.- М.: Захаров, 2003.)

Биография человека состоит из моментов, случаев и событий. Биография Фаины Раневской - из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов, поэтому уместить их все в краткую биографию тяжело. Но мы попробуем, рассказав также несколько интересных случаев из жизни актрисы.

Раневская родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Сама же семья была богатой: отец Раневской владел фабрикой красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и пароходом. Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу "Вишневый сад" Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой. Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

Настоящая фамилия Раневской – Фельдман. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало - я не могу, а много – у меня уже нет...

Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у нее из рук купюры и стал уносить. Она посмотрела на все это и сказала: "Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают". Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: "Да вы прямо как Раневская из "Вишневого сада". Вот так вместо Фельдман появилась Раневская.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году - до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.

В 19 лет Раневская поступила в провинциальную труппу и сразу же влюбилась в первого героя-любовника. Молодая актриса глаз с него не спускала, старалась все время находится поближе, но актер ее попросту не замечал. А однажды вдруг подошел и сказал: "Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером, буду к вам в семь часов". Раневская взяла денег в счет жалования, купила вина и еды, приоделась, накрасилась и ждет. В семь часов актера нет, в восемь нет, в девятом часу приходит… Пьяный и с любовницей! "Деточка, - говорит, - погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!"

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме "Пышка". После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия "Подкидыш", где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

Авторство крылатой фразы "Муля, не нервируй меня!" точно не известно. В эфире телепрограммы "Кинопанорама" 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

Тем не менее "Муля" преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Леонид Брежнев не смог удержаться от упоминания "Мули" при встрече с Фаиной Георгиевной.

Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил:
- Муля, не нервируй меня!
- Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы.
Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь:
- Простите, но я вас очень люблю.

Самой лучшей ролью в кино по мнению самой актрисы, была Мачеха в "Золушке". Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: - Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в "Карлсон вернулся". Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой, актриса не хотела. Потом ее все же уговорили: сказали, что детям такой персонаж должен понравиться. Так оно и случилось.

На гастролях с Раневской всегда случалось непредвиденное. Так, в Ленинграде в 1950 году ей был предложен роскошный номер в "Европейской" с видом на Русский музей, сквер, площадь Искусств. Раневская охотно заняла его и несколько дней в хорошем расположении духа принимала своих ленинградских друзей, рассказывала анекдоты, обменивалась новостями, ругала власть и чиновников. Через неделю к ней пришел администратор и очень вежливо предложил переехать в такой же номер на другой этаж. - Почему? - возмутилась Фаина Георгиевна. - Номеров много, а Раневская у вас одна. - Да, да, - лепетал администратор,- но мы очень вас просим переехать, там вам будет удобнее. - Мне и здесь хорошо,- отказалась Фаина Георгиевна. Пришел директор "Европейской" и, включив воду в ванной, объяснил, что ждет на днях высокое лицо, этот номер в гостинице единственный, оборудованный прослушивающим устройством. После этого Фаина Георгиевна моментально переехала и не спала на новом месте оставшиеся ночи и вспоминая свои высказывания в прежнем номере и размышляя о том, что с ней теперь будет.

Фаину Георгиевну любили и стар, и млад.

На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила:
- Ой, вы – это она?
Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом:
- Да, я – это она.

Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей. Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

В 60-ых годах из эмиграции к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой -инженера по профессии - объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда.
- Что вы, дорогая, у меня была двойка, - отрешенно сетовала Раневская.
- Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? - наседала Таня.
- Потому что у меня большая ж...па,- грустно отвечала великая актриса.

Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности - Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой.

Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»...

Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла - в силу рассеянности или невозможности считать "эти дурацкие деньги", поэтому постоянно нанимала домохозяек.

Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: "Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: "Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса".

За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там - выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна с ненавистью слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из "Иллюзиона". - Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Помимо кино и театра, запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели:
- А ведь вы, Вано, не композитор.
Мурадели обиделся:
- Это почему же я не композитор?
- Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» - «ра», вместо «до» - «де», а вместо «ля» - «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.