Стереотипы общества и их позитивные и негативные стороны. Самые известные стереотипы общества и их роль в жизни людей

На первый взгляд эта роль кажется не столь значительной. Но это потому, что мало кто отдает себе отчет в том, что поддался влиянию общественных стереотипов. Большая часть используемых стереотипов остается неосознанной людьми, принимается ими как их собственная позиция, их собственные выводы. Даже такие расхожие стереотипы, вроде "все блондинки - дуры" - и то находят приверженцев. Люди довольно часто формируют представления о вещах не на основе собственных наблюдений и выводов, а на основе различных стереотипов, гуляющих в обществе. Иногда эти стереотипы подтверждаются их частным опытом, из чего они делают ошибочный вывод об их правильности, делают неверные обобщения. Стереотипы заменяют людям необходимость мыслить, подменяют собой понимание вещей. В той или иной мере стереотипам подвержены все люди, даже те, что отличаются определенной самостоятельностью мышления. Обычно они прибегают к стереотипам в областях, с которыми мало или совсем не знакомы.

Стереотипы, существующие в сознании человека, влияют на его поведение, т.к. создают превратное представление о действительности и человек поступает в соответствии с этим представлением. Стереотипы могут быть как собственными, сформированными самим человеком, так и общественными, сформированными обществом, которые человек усвоил и принял. Об этих последних и идет речь. Они наиболее опасны, т.к. формируют неправильные представления у большого количества людей, мешают их мышлению. Конечно, вредны не все стереотипы. Если бы у людей не формировались стереотипы, им было бы очень сложно существовать. Благодаря стереотипам мы знаем, что огонь жжется, снег холодный, а брошенный камень непременно упадет - и не нужно каждый раз в этом убеждаться, чтобы знать, что это так. Во многих жизненных ситуациях стереотип может помочь. К примеру, всем известно, что выключатели обычно находятся рядом с дверью, и это помогает быстро сориентироваться в незнакомом помещении и включить свет. Но во всем, что касается более сложных вещей, например, человеческого сознания и поведения, стереотипы только мешают. Надо стараться всегда четко различать, где действительное преставление о рассматриваемом предмете, а где стереотипы о нем же.

Часто люди становятся заложниками общественных стереотипов. Например, когда человек не имеет своей осознанной нравственной позиции, а подчиняется представлениям о нравственности, преобладающим в обществе - даже когда они идут вразрез с его внутренними ощущениями. В качестве примера можно привести ложно понятое чувство долга, основанное не на понимании или хотя бы интуитивном ощущении правильности поступка, а на бытующих стереотипах. Долгое время в обществе главенствовали представления о том, что долг женщины - покорность, преклонение перед мужчинами, а основная забота - поддержание домашнего очага. Мужчины окружены еще более древним стереотипом о роли добытчика. И по сей день и те, и другие изо всех сил стремятся этим стереотипам соответствовать. Нет ничего неправильного в чувстве долга - но только тогда, когда оно является следствием внутренних убеждений человека, подтверждено его совестью, а не вызвано под влиянием общественного мнения или общественных стереотипов. В противном случае, человек испытывает диссонанс, рассогласование в мотивах. С одной стороны он стремится соответствовать стереотипу, с другой - противится тому, чего от него требует этот стереотип. Когда человек руководствуется правильным пониманием долга, то он совершает то, что должен, добровольно, без всякого рассогласования, осознанно. Не потому, что от него этого ждут, а потому что сам так хочет, потому что понимает правильность своего поступка, его необходимость.

Стремление людей подгонять себя и других под определенные стереотипы портит им жизнь и отношения с окружающими, искажает их восприятие действительности. Зачастую люди судят о себе или о других не по тому, кто они есть на самом деле, а по неким существующим стереотипам о той группе людей, к которой они себя (или других) относят. Например, человек может относить себя к верующим людям, т.к. периодически посещает церковь, и на основании этого приписывать себе христианские добродетели, хотя на деле у него их может не быть. Бывает, что человек даже не пытается составить о себе (или о других) собственное мнение, а безоговорочно принимает общественный стереотип. К примеру, уже упомянутые блондинки могут соглашаться со стереотипом о том, что они глупы, и не то что не пытаться с этим бороться, а напротив - стараться соответствовать этому. У каждой условной группы людей есть определенный набор стереотипов, этой группе приписываемый, и если человека можно отнести к одной из таких групп, то ему автоматически приписываются стереотипы для данной группы. Что это могут быть за группы? Это группы, на которые делятся люди по возрастному, половому и прочим признакам: по профессии, уровню дохода, образования и т.д. К примеру, принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Следуя данному стереотипу, люди часто обманываются в своих ожиданиях. Например, женщина, выходя замуж, ожидает, что будет под защитой мужа, а оказывается, что тот не обладает нужными для этого качествами. Или мужчина женится, рассчитывая, что жена будет готовить, сидеть с детьми и заниматься домом, а она выбирает карьеру. Люди становятся жертвами стереотипов. Понятно, что нельзя проецировать известные стереотипы на всех подряд. Надо узнавать самого человека, его качества, пытаться понять его стремления и взгляды, а не приписывать ему некие свойственные его группе стереотипы.

Стереотипы - клетка для сознания. Их следует распознавать и отказываться от них в пользу понимания вещей, восприятия действительности в неискаженном стереотипами виде.

Социальные стереотипы

6. Влияние стереотипов.(Примеры)

Джек Нахбар и Кевин Лаузе авторы исследования «Введение в Популярную Культуру», отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста («Молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («японцы неотличимы друг от друга»), религии («Ислам -- религия террора»), профессии («все адвокаты -- жулики») и национальности («все евреи -- жадные»). Существуют также стереотипы географические (например, «жизнь в небольших городах безопасней, чем в мегаполисах»), вещевые (например, «германские машины -- самые качественные») и пр. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.

Сэра Хан, профессор Университета Сан-Франциско опубликовала статью в журнале Journal of Cross-Cultural Psychology, в которой утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно. Стереотип имеет познавательную и мотивационную функции. С познавательной точки зрения, стереотип представляет из себя обоюдоострое оружие -- он дает информацию в легкой и удобоваримой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. С мотивационной точки зрения, стереотипы еще более ненадежны. Человек, основывающий свои решения на массовых представлениях, а не на фактах, серьезно рискует. Вероятно наиболее емко ложность стереотипов сформулировал звезда баскетбола Чарльз Бакли, который заявил: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер -- белый (имеется в виду певец Эминем), лучший игрок в гольф -- чернокожий, самый высокий баскетболист -- китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м. 29 см.), а немцы не хотят воевать в Ираке».

Фред Джандт, профессор Университета штата Калифорния в Сан-Бернардино, автор книги «Введение в Межкультурную Коммуникацию», отмечает, что в большинстве случаев стереотипы используют не для добрых целей. Стереотипы часто являются оружием пропаганды расизма и ксенофобии. К примеру, антисемитская пропаганда, основанная на стереотипах, активно велась в Германии в 1920-е-1930-е годы -- в результате, немецкий народ достаточно индифферентно и даже одобрительно отнесся к уничтожению 6 млн. евреев.

В США долгое время в средствах массовой информации превалировали негативные стереотипы по отношению к чернокожим (подобные взгляды прослеживаются и во многих произведениях литературы и кинематографе -- к примеру, современные афроамериканцы крайне негативно относятся к образу главного героя знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»). Поэтому борьба афроамериканцев за свои гражданские права сопровождалась и борьбой с привычными стереотипами: Мартин Лютер Кинг активно выступал против предубеждений в отношении своей расы, сложившихся в американском обществе. Его тайный оппонент, директор ФБРFBI Эдгар Гувер, наоборот, пытался усилить негативные стереотипы в отношении чернокожих.

В 2002 году Колумбийский Университет опубликовал результаты своего исследования о применении смертной казни в мире. Как оказалось, суды изначально пристрастны к определенным группам людей. Например, смертные приговоры в Северной Америке и Европе чаще выносятся в тех регионах, где выше процент чернокожего населения. Шанс чернокожего американца быть приговоренным к исключительной мере наказания выше, чем у белого, совершившего аналогичное преступление. Одной из причин этого считаются расовые стереотипы присяжных.

Стереотип имеет свойство видоизменяться в зависимости от меняющихся условий. Грегори Тиллетт, автор исследования «Разрешая Конфликт. Практический подход отмечает, что предубеждение по отношению к мигрантам и иммигрантам, как правило, базируется на двух разных стереотипах. В период экономического спада население воспринимает пришельцев как захватчиков, отбирающих у местных жителей рабочие места. В период экономического подъема, местные жители обращают внимание прежде всего на обычаи мигрантов, которые противоречат местным традициям. На каком бы стереотипе не основывалась ненависть, она приводит к тому, что установить доверительные и продуктивные отношения с ненавидимыми группами населения не представляется возможным. Наиболее сложно бороться со стереотипами, бытующими в отношениях между двумя этническими группами, имеющими давнюю историю конфликтов друг с другом.

Бенджамин Барбер, автор книги «Джихад Против МакМира», считает, что нынешняя волна международного терроризма во многом вызвана стереотипами. Исламский мир воспринимает Запад как мир материализма, потребительства, нарциссизма, безнравственности и пр. Естественно, что подобные взгляды являются питательной средой для появления террористов.

Стереотипы существуют и в отношениях между народами, которые, в общем, достаточно хорошо знают друг друга и имеют общее историческое прошлое. Например, подобные предубеждения вновь проявили свою силу в ситуации, когда Франция не поддержала США в иракском вопросе. В средствах массовой информации обеих стран немедленно появились публикации, в которых вспоминались старые предубеждения относительно американцев и французов.

Паскаль Бодри, профессор в области делового администрирования и глава консалтинговой фирмы WDHB Consulting Group, долгое время живущий в США, опубликовал книгу «Французы и Американцы. Другой Берег» , в которой привел перечень качеств, которыми, по мнению французов, обладает типичный житель США. Американец -- дружелюбный и общительный, шумный, грубый, интеллектуально недоразвитый, трудолюбивый, экстравагантный, самоуверенный, полный предубеждений, недооценивающий достижения иных культур, богатый, щедрый, неразборчивый и вечно куда-то спешащий.

В свою очередь, Хэрриет Рошфор, американка, живущая во Франции, в книге «Французский Тост» привела перечень типичных представлений американцев о французах. Французы пользуются репутацией лентяев, не говорящих по-английски по идеологическим соображениям. Они самодовольны, невежливы и непредупредительны, тем не менее, весьма предупредительны к дамам и артистичны. С ними очень трудно сблизиться. Французы живут в бюрократическом социалистическом государстве и полностью зависят от чиновников. Они не умеют воевать и американцам дважды приходилось спасать Францию в 20 веке. Кроме того, французы нечистоплотны, едят улиток и лягушек.

Анализ причин дезорганизации уголовно-исполнительной системы с позиций синергетического подхода и теории эгрегоров

Мы приводим только такие примеры различных видов патологий организации, которые свойственны УИС Взято из: Пригожин А. И.. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. -- М., 2007.. I. Патологии лидерства. а) Чрезмерный контроль...

социальный сеть компьютерный зависимость В недавнем исследовании Афинского университета, греческие психиатры утверждают, что женщина, зашла так далеко, что потеряла работу из-за своего желания проверки обновления профиля Facebook...

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

Рассмотрим пример психологической работы со сказкой "Курочка Ряба" (Зинкевич-Евстигнеева) . Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. О чем эта сказка? о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том...

Методы разрешения конфликтов в организации

Рассмотрим конфликтные ситуации на примере торговой фирмы ТОО «Эдельвейс». Торговля считается конфликтной сферой. Ежедневно в процессе деятельности возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты...

Надсознательные процессы

Разберем на примере интуиции и творческого мышления. Первый яркий пример надсознательного процесса - интуиция. Вот, что о ней пишет К.Г. Юнг: «Интуиция (от лат. Intueri - созерцать) есть в моём понимании одна из основных психологических функций...

Невербальный язык, или язык тела

Понятие о психологическом здоровье и личности

Природа этнического конфликта

В современном мире, к сожалению, этнические противостояния имеют место быть. Характеризуются они определенной степенью политического воздействия, созданием общественных движений...

Профилактика конфликтов – одно из направлений профессиональной деятельности социального работника

Изучим различные ситуации из жизни, в которых данные из теоретической части нашей работы являются так же теоретическим обоснованием возникновению данных ситуаций. Сначала рассмотрим ситуации с повышенной конфликтностью индивидуума. [стр...

Психодиагностические возможности беседы

Правильная. К-клиент. М-менеджер. М: Добрый день! К: Здравствуйте! М: Меня зовут Яна. Присаживайтесь, пожалуйста. К: Евгений Николаевич. М: Евгений Николаевич, чем я могу вам помочь? К: Я хочу провести незабываемый двух недельный отпуск...

Психологические особенности, транслируемые жанрами мужских глянцевых журналов

Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том...

Психология паники

Феномен массовой паники : Осенней ночью 1938 года в небольшом американском городке Гроверс-Милл, штат Нью-Джерси, согласно знаменитой радиоинсценировке фантастического романа английского писателя Г. Уэллса «Война миров»...

Психотехника первичной интеграции

Упражнение «Я еще не родился» Материал: листы бумаги, краски (а к ним: кисточки, емкости для воды), карандаши, фломастеры, запись спокойной и мелодичной музыки, любой музыкальный проигрыватель...

Ролевые игры

1. Цель Правильно проведенное упражнение для тренинга очень сильно взбодрит и развеселит участников. Размер группы 8-14 человек Время 10-15 минут Инструкция Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды...

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом

Как уже говорилось во введении, социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей...

Мужские стереотипы

«Все женщины одинаковы» ‒ это обвинение, так часто бросаемое мужчинами в адрес женщин, наверное, один из самых любимых и лелеемых ими стереотипов. Устоявшихся представлений, которые и образуют на самом деле социальную реальность каждого человека. Ибо, увы, ни один представитель человеческого рода не лишен этих самых стереотипов. И кажется, что такое близкое и знакомое понятие старо как мир. Однако, это не совсем так. Существовавшее не один десяток лет явление «навешивания ярлыков» на людей и все окружающие события было описано лишь в 1922 году. И с легкой руки Уолтера Липпмана получило, наконец-то, свое описание и название «стереотип». Основаны такие клише, по большей части, на собственном личном или социальном опыте человека. Однако не меньшую роль играет семья и окружение. В принципе, стереотипы, не так сильно зависят от пола человека: и у мужчины, и у женщины могут быть одинаковые трактовки каких-то вещей и явлений. Но, коль, мужчины и женщины « с разных планет», то и некоторые их стереотипы, естественно, будут отличаться друг от друга. Итак, каковы же они ‒ «мужские стереотипы»?

Основные группы мужских стереотипов

Группа мужских стереотипов №1

Интерпретации окружающего мира, входящие в эту группу, складываются в головке маленького еще мальчика под влиянием его семьи. Стоит сказать, что они наиболее устойчивы и, по сути, дают маленькому человечку «каркас» мирового устройства, на который в дальнейшем будут «нанизываться» и другие представления. Это, в первую очередь, так называемые «гендерные стереотипы», то есть напрямую связанные с половой принадлежностью. Разделение мужских и женских ролей: «мужчина ‒ добытчик и глава семьи», «мужчины не должны плакать» и тому подобное. Конечно, такие, стереотипы важны и, в целом, отражают патриархальное устройство современного мира. Однако, в общем и целом, они отражают скорее внутренне устройство и склад каждой отдельной семьи. Бороться с такими стереотипами даже не стоит. Основные стереотипы по отношению к своему здоровью, к женщинам, к работе и в целом к своему месту в мире также закладываются в семье. В том случае, если малыш-сирота, «каркас» его мира будет складываться под влиянием детского дома или приемной семьи.

Группа мужских стереотипов №2

Клише второй группы появляются у мужчин под влиянием уже собственного опыта, в кругу друзей, под влиянием школы, университета, работы, окружающей действительности и т. д. Например, стереотип по отношению к учебе в школе. Из раза в раз повторяющаяся ситуация со снисходительным отношением к «отличникам» в школе, например, может создать у мальчика-«троечника» соответствующий стереотип «отличники ‒ любимчики учителей». Сильно влияют на формирование каких-либо устоявшихся представлений у мужчин и средства массовой информации. И это не секрет, что представители СМИ частенько этим пользуются для получения своей выгоды. Например, навязывание образа «успешного мужчины», который, ну никак, не сможет прожить без крутой «тачки». К сожалению, над созданием подобных образов на телевидении и в печатной прессе трудятся целые команды профессиональных психологов, которые прекрасно разбираются в человеческой психологии. И вот, пожалуйста, готов стереотип «успешного мужчины».

Примеры устоявшихся мужских представлений

По отношению к своему здоровью у мужчин-«кормильцев» существует такие стереотипы: «болеть некогда, надо работать», «больные никому не нужны», «будешь долго болеть ‒ останешься без работы». В целом, показательно и мужское поведение, основанное на таких убеждениях. Мужчины реже обращаются за помощью к врачам.

Весьма интересны и стереотипы мужчин по отношению к женщинам. И об этом, наверное, уже написан не один научный трактат. Мужчины и женщины ‒ существа очень разные и по отношению друг к другу у обоих полов сложился не один десяток разных стереотипов и убеждений.

Список любимых мужских стереотипов относительно женщин может быть бесконечным, приведем лишь некоторые:

«Все блондинки тупые», «все бабы ‒ дуры», в общем, негативное мнение о мыслительных способностях прекрасного пола, порой просто необоснованное и ничем не подтвержденное;

«Женщина за рулем, как обезьяна с гранатой». Стереотип не раз опровергнутый, но все же стойкий;

«Женщины болтливы и не умеют хранить секреты». На самом деле умеют, порой лучше, чем мужчины. А объяснение такому стереотипу простое: женщины более общительны и доверительны по своей природе, отсюда и «болтливость»;

«Женщины капризны и истеричны». Да, женщины более эмоциональны и чаще дают волю слезам;

«Женской дружбы не бывает». Бывает, и очень крепкая. Просто у женщин ценность семьи чаще выше. А какая уж тут дружба, если домочадцы отнимают все ее время;

«Место женщины на кухне». «Домостроевский» мужской стереотип, по-прежнему культивируемый в некоторых семьях;

«Женщин интересуют только «шмотки» и косметика», «все женщины ‒ «шопоголики». Факт абсолютно не подтвержденный. Хотя, женщинам действительно больше приходится ходить по магазинам, в силу того, что и готовят, в основном они.

Обосновано или необоснованно, но принимаем мы друг друга именно через призму наших собственных стереотипов. Разрушить, которые, порой совершенно невозможно. Однако зная основные механизмы их формирования можно умело ими управлять.

Скачать данный материал:

Хотя и некоторые воспринимают это как дискриминацию, но почти обо всех нациях существует какое-то сложившиеся мнение. Зачастую, оно бывает ошибочным, лишь с малой долей истины. Но это мнение настолько распространилось по всему миру, что стало закоренелым стереотипом, по которому воспринимаю всю страну и ее культуру.

Таких стереотипов о разных национальностях невероятное множество. Откуда они берутся – остается загадкой. Но со временем эти стереотипы превращаются не только в шутки и анекдоты, а становятся визитной карточной всей нации. Предлагаем ознакомиться с некоторыми самыми распространенными стереотипами о различных нациях.

1. Обязательный перерыв на чай

Традиция пить чай в пять часов, несмотря на все заботы и работу, пожалуй, главный стереотип, который существует об англичанах. Но эта милая традиция, на сегодняшний день, умерла для 99% процентов англичан.

Из-за ежедневных проблем, работы и других важных дел, у них просто нет времени на такую роскошь. Чайная традиция всегда была популярна больше у аристократических слоев населения. Возможно, у них до сих пор сохранилась в первозданном виде древняя традиция «чайного расписания». В общем, англичане пьют чая не больше, чем любая другая нация в мире.

Но вот что касается молока, так это вполне реальный стереотип. Во всех кафе, ресторанах, домах, если вы попросите чай, то его обязательно подадут с молоком. Так что, если вы предпочитаете обычный напиток, нужно предупреждать заранее.

2. Все англичане очень вежливые


Вежливость – это главная черта всей английской нации. И это не стереотип, а реальность. Но их вежливость происходит не из-за доброжелательности, а из-за невероятной сдержанности. Англичане не могут открыто проявлять свои чувства, из-за этого у них больше комплексов, чем у всех других национальностей. К вежливости их, в первую очередь, обязывает общественное мнение. В душе они могут вас ненавидеть, призирать, любить, но никогда этого не покажут.

3. Англия – страна вечного тумана


Хотя погода в Англии не всегда идеальная, но этот стереотип абсолютно неправдив. Наверное, он навязан нам фильмами о Шерлоке Холмсе.

Но вот то, что англичане любят говорить о погоде – это правда. Тему погоды они используют как знак того, что вы им интересны, и они хотят продолжить разговор. Кроме того, это одна из немногих тем, где можно избежать разногласий. А англичане терпеть не могут конфликты и всячески пытаются их избежать.

4. Индусы – бедные, глупые и нечистоплотные


Этот стереотип возник из-за тяжелой истории Индии, которая насчитывала много лет рабства и пренебрежения человеческими правами. И хотя сегодня большая часть индусов живет очень бедно, уровень развития страны с каждым годом возрастает.

Экономика Индии развивается настолько стремительно, что страна уже лидирует по изготовлению лекарств и программного обеспечения, а также в сфере киноиндустрии. Так что не стоит верить в то, что индусы глупые и у них нет образования.

Не считая бомжей и очень бедных людей, индусы очень чистоплотны, если это касается их самих или их жилья. Но вот за чистоту на улице они не беспокоятся, поэтому у них везде мусор и ужасно воняет.

5. Американцы – самая тупая нация


Этот стереотип любят подпитывать все другие нации, обосновывая низким уровнем образования в Америке.

У них нельзя скачать дипломную работу из Интернета и нужно писать ее годами, нельзя списать контрольную, а за провал экзаменов запросто могут выгнать из учебного заведения. Американское образование лишено большинства ненужных предметов. Из-за этого упрощения многие считают, что американцы глупые.

Но на самом деле, они получают только ту информацию, которую действительно можно применить в реальной жизни. В результате дети, которые знают, что такое котангенс и каллиграфически пишут, не всегда могут реализовать себя в жизни. А вот «глупые» американцы занимают первое место в мире за числом научных открытий. Кроме того, за всю историю существования Нобелевской премии ее получили 326 американцев.

6. Американцы помешаны на еде из фаст-фудов, поэтому страдают лишним весом


Как это ни печально, но американцы на самом деле занимают первое место в мире по ожирению. Но большая часть этих людей – не коренные жители, а иммигранты или их дети (латиносы и афроамериканцы).

Большая часть коренных американцев помешана на здоровом питании и спорте. Пристрастие к фаст-фудам испытывают приезжие, которые едут в Америку на работу и не имеют времени, чтобы готовить. Более того, быстрое питание – не дешевое удовольствие, и американцы предпочитают не тратить на него свои деньги.

7. Итальянцы едят только макароны


Макароны, или как их называют – паста, считается национальным блюдом в Италии. Мастерство ее приготовление настолько высоко, что обычные полосочки теста превращаются под итальянским соусом в кулинарный шедевр.

Но итальянцы не едят пасту каждый день. Они заменяют ее рисом с овощами, супами и множеством другой еды. Так как итальянцы склонны к полноте, они просто не могут себе позволить каждый день есть много мучного.

8. Итальянские семьи самые большие


Когда-то действительно обычная итальянская семья состояла, как минимум, из 7 детей. Сейчас же итальянцам подвластна европейская традиция – заводить детей после тридцати лет. Из-за этого в Италии на первом месте проблема рождаемости и сокращения числа населения.

9. Немецкие девушки очень некрасивые


Это очень распространенный стереотип. На контрасте с нашей всегда нарядной девушкой, немки одеты просто, скромно, но удобно. Они не пытаются выделится среди других и выглядеть так, будто бы принц появится перед ней в любую минуту.

Молодежь, как и в других странах мира, следует тенденциям моды и подбирает себе стильную одежду. Но девушки постарше, которые заняты работой, предпочитают тратить деньги на отдых и полезные вещи, нежели на косметику и наряды.

10. Русские пьют водку на завтрак и ужин


Главный стереотип о русских, после медведей на улице, это водка. Ее пьют все, и дети и взрослые. по поводу и без, утром, в обед и на ужин.

Это все смешно, но Россия на самом деле занимает первое место по алкоголизму в мире. В большинстве пьют только бедные слои населения или люди в деревнях. Хотя молодежь все чаще перенимает эту традицию у взрослых.

11. Украинцы не едят ничего, кроме сала


До недавнего времени, главным стереотипом об Украине было то, что никто не знал, где она находится. Но так как этот нюанс исправили, нас прославила традиция - есть сало трижды в день. Возможно, в прошлом так и было, ведь в деревнях крестьяне всегда держали свиней. Но сейчас, большинство молодежи выступает за здоровый образ жизни и даже вегетарианство. Так что сало – это редкая роскошь за обеденным столом.

12. Каждые испанец умеет танцевать фламенко


Этот стереотип навязан нам фильмами. Далеко не каждый испанец умеет его танцевать. Кроме того, фламенко не единственный популярный танец в Испании. Каждый регион страны славится своим особенным танцем: чотис, мунейра, сардана и другие.

13. Главное зрелище Испании – коррида


Это еще один стереотип, навеянный романтическими фильмами об Испании. Сейчас коррида запрещена в большинстве регионов страны. Против нее выступают как организации защиты животных, так и защитники прав людей.

14. Ежедневная еда японцев – суши


Это еще один ложный стереотип. Пожалуй, суши – единственное популярное японское блюдо в нашей стране. А вот японцы в повседневной жизни едят больше рис, овощи, супы, рыбу и мясо.

15. Француженки всегда женственны и стильные


Так как Париж считается центром мировой моды, многим кажется, что парижанки даже в магазин выходят в обтягивающих платьях, на каблуках, с красной помадой на губах.

На самом же деле, французы, как и все европейцы, одеваются скромно, а главное – удобно. Девушки, в большинстве, носят джинсы и кофты. Но вот к чему они очень внимательны – это макияж. Он должен быть всегда легким, без вызывающих излишеств, и подчеркивать красоту.

Стереотипы – это хар-ки, которые описывают членов соц.групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой К о стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как соц.явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации.Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности инф-цией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения соц.значения инф-ации. Т.е. стереотипизация сущ. главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность. Психологич.механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных. С другой стороны, стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке инф-ции о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Выделяют 4 разновидности этнокультурной стереотипизации: простые авто- и гетеростереотипы (что мы думаем о себе и о «чужих») и переносные авто- и гетеростеротипы (что мы предполагаем о том, что «чужие» думают о нас и о себе самих.

54.Стратегии межличностного взаимодействия.

Выбор той или иной стратегии межличностного взаимодействия зависит от комм.стиля. Понятие комм. стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с др. людьми. Понимание собственного комм.стиля и умение распознавать стиль партнера по К - важные характеристики комм. компетентности. Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют следующие методологические установки: стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности; - стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности; - стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды. Каждый человек в своей жизни, согласно Адлеру, поставлен перед тремя неизбежными проблемами: 1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое позволило бы выжить в сложном социальном мире; 2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое положение среди других людей, которое позволило бы сотрудничать с ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничества; 3) проблема любви и супружества: как приспособиться к тому факту, что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни. Все эти проблемы взаимосвязаны Стили поведения в межличностных отношениях, лишь намеченные в концепции Адлера, получили глубокое исследование и развитие в работах немецкого психолога К. Хорни. Основной тезис ее подхода заключается в следующем: в целях достижения чувства безопасности в окружающем мире, снижения тревоги человек прибегает к разным защитным стратегиям. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми: - ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку уступчивого типа необходимо, чтобы в нем нуждались, любили и защищали его, руководили им. Подобные люди завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности, однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно; - ориентация от людей, или обособленный тип. Для этого типа хар-на установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате человек такого типа утрачивает истинную заинтересованность в людях, привыкает к поверхностным наслаждениям. Для данного стиля хар-рно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности; - ориентация против людей, или враждебный тип. Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, все направлено на повышение собственного престижа, статуса или на удовлетворение личных амбиций.