上海合作组织Шанхайская организация сотрудничестваThe Shanghai cooperation organisation. Шанхайская организация сотрудничества

Инициатива о налаживании сотрудничества между государствами-членами ШОС в области сельского хозяйства была озвучена в ходе заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (г. Ташкент, 2 ноября 2007 года).

Правовой основой взаимодействия является Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области сельского хозяйства, подписанного 11 июня 2010 года в г.Ташкенте. С целью его практической реализации принимаются Планы мероприятий, определенные на 2-3 года.

Основным механизмом взаимодействия в области сельского хозяйства является Совещание министров сельского хозяйства государств-членов ШОС. Основные функции:

— готовит предложения и рекомендации по развитию взаимодействия в рамках ШОС в данной сфере;
— организует выполнение решений высших органов ШОС — Совета глав государств и Совета глав правительств;
— разрабатывает различные программы и международные договоры в данной сфере;
— координирует осуществление принятых программ, проектов и договоров;
— способствует обмену опытом и информацией.

Совещания проводятся, как правило, каждые два года. С 2010 года проведено 4 совещания: 26 октября 2010 года, г. Пекин; 30 ноября 2012 года, г. Астана; 9 октября 2014 года, г. Москва; 18 сентября 2018 года, г. Бишкек.

26 октября 2010 года в рамках Совещания министров сельского хозяйства стран ШОС был утвержден Регламент работы Постоянно действующей рабочей группы государств-членов ШОС по вопросам сельского хозяйства (далее — ПДРГ) под председательством кыргызской стороны.

Состоялось 4 заседания ПДРГ: 29-30 ноября 2011 года, г. Астана; 29 ноября 2012 года, г. Астана; 25-26 февраля 2014 года, г. Пекин; 8 октября 2014 года, г. Москва; 18 сентября 2018 года, г. Бишкек (экспертная встреча).

Основными задачами и функциями ПДРГ являются:

— подготовка материалов для рассмотрения на Совещаниях министров и контроль за выполнением рекомендаций Совещания;

— подготовка предложений по расширению многостороннего сотрудничества между государствами-членами ШОС в области сельского хозяйства, совершенствованию его договорно-правовой базы;

— внесение предложений о заключении соглашений по реализации совместных проектов в области сельского хозяйства и осуществлении других мероприятий (выставок, семинаров, конференций и т.д.), в рамках выполнения решений органов ШОС;

— осуществление мероприятий по созданию механизма обмена информацией и данными в соответствующей области;

— подготовка ежегодного доклада Совещанию министров сельского хозяйства о состоянии сотрудничества государств-членов ШОС в области сельского хозяйства.

В рамках ПДРГ прорабатывались и прорабатываются такие документы, как: Программа сотрудничества государств-членов ШОС по продовольственной безопасности и План по его реализации, План мероприятий на 2018-2019гг. по реализации Соглашения в области сельского хозяйств. Идет работа по установлению отношений ШОС с Продовольственной сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО ООН).

2019 / 07 / 15

Совещание председателей Верховных судов

В целях реализации предусмотренных задач в Хартии ШОС (статья 8) на регулярной основе проводятся совещания руководителей отраслевых министерств и ведомств государств-членов. Важным шагом для практической реализации поставленных задач в Хартии также стало образование в Организации института взаимодействия председателей Верховных судов государств-членов ШОС (СПВС).

Деятельность СПВС регулируется Хартией ШОС, Положением о совещаниях руководителей министерств и/или ведомств государств-членов ШОС, Регламентом работы председателей Верховных судов государств-членов ШОС и Правилами процедуры ШОС.

22 сентября 2006 года в Шанхае (Китайской Народной Республики) где были заложены основы ШОС — состоялось первое Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС (СПВС). С тех пор институт взаимодействия председателей Верховных судов занимает особое место в Организации, весомо дополняя уже сложившуюся по-своему уникальную практику сотрудничества.

Механизм взаимодействия осуществляется путем проведения на ежегодной основе Совещаний председателей Верховных судов. В целях определения порядка и проведения процедуры СПВС в ходе третьей встречи в 2008 году Совещанием утвержден Регламент работы. В целом проведено 12 заседаний с участием государств-членов ШОС, представителей Секретариата и Исполнительного комитета РАТС ШОС.

Второе Совещание председателей Верховных судов состоялось 12 апреля 2007 года в Москве и Санкт-Петербурге (Российской Федерации) . В ходе заседания были рассмотрены проблемы применения судами общепризнанных принципов и норм международного права, практика судов по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и экстремизмом. Была выражена готовность, обмениваться опытом по вопросам, представляющим взаимный интерес, устанавливать и развивать между работниками судебных органов в целях повышения квалификации.

Также было принято решение о подготовке проекта Регламента работы Совещания председателей Верховных судов .

20 мая 2008 года в Астане (Республики Казахстан) состоялось третье Совещание председателей Верховных судов, в работе которого приняли участие представители государств-членов ШОС и Секретариат ШОС во главе Генерального секретаря ШОС. В ходе встречи рассмотрены вопросы применения судами экологического и миграционного законодательства. Была отмечена важность обмена информацией о нормативных правовых актах в данной области и судебной практике.

По итогам подписано Совместное заявление и утвержден Регламент работы Совещания председателей Верховных судов государств-членов ШОС .

9 сентября 2009 года в Чолпон-Ате (Кыргызской Республики) состоялось IV Совещание председателей Верховных судов. В Совещании приняли участие председатели Верховных судов Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В повестке дня обсуждались вопросы по защите прав собственности в условиях мирового экономического кризиса и развитию юстиции в государствах-членах ШОС.

В планах Верховного суда РК на 2010 год предусмотрено создание ювенальных судов еще в четырнадцати региональных центрах. На 2011 год запланирована организация еще двух судов, общее число которых по республике в итоге достигнет 21.

По итогам работы ІV Совещания председателей верховных судов государств-членов ШОС принято совместное заявление, где в заключительной части заявления отмечено, что проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, тренингов, «круглых столов» позволит выработать механизмы развития и совершенствования системы ювенальной юстиции в государствах-членах ШОС.

28 мая 2010 года в Душанбе (Республики Таджикистан) состоялось V Совещание председателей Верховных судов, в работе которого приняли участие представители государств-членов и Секретариата ШОС.

В ходе встречи рассмотрены вопросы гендерного равноправия и правовые механизмы против пыток в законодательствах государств-членов ШОС, а также обмен информацией о нормативно-правовых актах в данной области. Было предложено практиковать организацию научно-практических конференций и семинаров, развивать контакты между судебными органами и проводить обучающие программы в целях повышения квалификации.

По итогам заседания Совместное заявление подписано представителями Казахстана, Китая, Кыргызстана и Таджикистана.

18-19 октября 2011 года в Ташкенте (Республики Узбекистан) состоялось VІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС. В повестке дня двухдневного совещания стороны обсудили вопросы, касающиеся обмена опытом в обеспечении механизма реализации сдержек и противовесов в системе правоохранительных и судебных органов, научно-практического опыта по внедрению института примирения в судопроизводство, последовательного развития политики либерализации и гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

По итогам Совещания подписано совместное заявление председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

25 апреля 2012 года в Пекине (Китайской Народной Республики) состоялось VІІ Совещание председателей Верховных судов, в работе которого приняли участие представители государств-членов и Секретариата ШОС. В ходе встречи были рассмотрены вопросы активизации взаимодействия судебных органов и СМИ, совершенствование деятельности в уголовном судопроизводстве и укреплении сотрудничества в соответствии с договоренностями для эффективной борьбы с преступностью и обеспечения прав человека.

По итогам заседания государствами-членами ШОС подписано Совместное заявление.

19-20 февраля 2013 года в г. Москве (Российской Федерации) состоялось VІІІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

В повестку дня Совещания были включены такие актуальные проблемы правосудия как, противодействие коррупции в судебной системе, укрепление сотрудничества между судами государств-членов ШОС при рассмотрении дел, связанных с наркопреступлениями и защита прав-потребителей.

Было принято Совместное заявление по итогам VІІІ Совещания председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

ІХ Совещание председателей Верховных судов состоялось 4-5 сентября 2014 года в Астане (Республики Казахстан) .

На Совещании были обсуждены такие вопросы, как определения таможенной стоимости товаров, взаимодействия и обмен опытом по вопросам судебной практики по делам о расторжении брака, взыскании алиментов, усыновлении, взаимного признания и исполнения судебных решений по данным категориям дел, совершенствования и оценки деятельности судов, открытости правосудия, а также опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов.

По итогам данного Совещания было принято Совместное заявление председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

3-6 сентября 2015 года в Бишкеке (Кыргызской Республики) состоялось Х Совещание председателей Верховных судов. На встрече в качестве гостя присутствовал Председатель Верховного Суда Республики Беларусь (государство-наблюдатель).

В рамках заседания стороны обсуждали вопросы развития сотрудничества в судебной сфере в целом, о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, применения судами экологического и миграционного законодательства, защиты прав собственности в условиях мирового экономического кризиса, гендерного равноправия и правовых механизмов против пыток, обмена научно-практическим опытом по внедрению института примирения в судопроизводство, последовательного развития политики либерализации и гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также организация научно-практических конференций и семинаров, развитие контактов между судебными органами и проведение обучающих программ в целях повышения квалификации.

По итогам на ежегодной основе стороны принимают Совместное заявление.

22 сентября 2016 года в г. Душанбе (Республики Таджикистан) состоялось ХІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.
В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы правосудия, представляющие взаимный интерес, а также обменялись опытом и информацией практики рассмотрения дел о преступлениях, связанных с экстремизмом и терроризмом, ответственности родителей за воспитание детей в законодательствах государств-членов ШОС и практики судов государств-участников ШОС по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений или определений, вступивших в законную силу.

Придерживаясь общепризнанных целей и принципов международного права, в целях дальнейшего развития и усиления роли судебных органов государств-членов ШОС участники Совещания подписали Совместное заявление.

25-27 октября 2017 года в Ташкенте (Республики Узбекистан) в ХІІ Совещании впервые в качестве новых членов Организации приняли участие представители Индии и Пакистана.

В новом составе стороны рассмотрели вопросы совершенствования законодательства об инвестиционных спорах, дальнейшего повышения эффективности взаимодействия в сфере оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам, практики противодействия вербовке и рекрутированию подрастающего поколения в деятельность различных террористических и радикальных структур в государствах-членах ШОС.

По итогам стороны подписали Совместное заявление.

25-27 мая 2018 года в Пекине (Китайской Народной Республики) состоялось очередное ХІІІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

В ходе встречи обсуждались:
1. Информатизация судов и строительство интеллектуальных судов
2. Борьба с проблемами правоприменения, касающимися таких преступлений, как терроризм, наркотики, отмывание денег, а также транснациональное судебное сотрудничество.
3. Правила исключения незаконно полученных доказательств в уголовном процессе и судебная практика.
4. Юридические нормы и судебная практика в области трансграничных контрактов купли-продажи товаров.
5. Совершенствование механизма международного судебного сотрудничества в рамках ШОС, включая устранение препятствий и облегчение взаимного признания и исполнения постановлений, доставки, а также проведения расследований и получения доказательств.
По итогам XIII Совещания председателей Верховных судов государств-членов ШОС принято Совместное заявление.

17-19 июня 2019 года в г. Сочи (Российской Федерации) запланировано XIV Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

На совещании планируется обсудить вопросы по созданию механизма досудебного урегулирования споров на территории стран ШОС, применению судами национальных и международных правовых актов по защите семейных прав ребенка, пересмотру судебных решений и приговоров по уголовным делам, вступивших в законную силу, проблемам и перспективам развития административного судопроизводства.

2019 / 07 / 15

Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС или Организация) являются координационно-консультативным механизмом сотрудничества в области безопасности в рамках ШОС.

Секретари Советов безопасности государств-членов ШОС (далее — Секретари Советов безопасности) при проведении встреч руководствуются Хартией ШОС от 7 июня 2002 года, решениями Совета глав государств-членов ШОС (далее — СГГ), международными договорами и другими документами, принимаемыми в рамках ШОС, а также соответствующим Регламентом.

Основными задачами Встреч Секретарей Советов безопасности являются координация усилий государств-членов ШОС в вопросах совместного противодействия вызовам и угрозам безопасности в соответствии с международными договорами в рамках ШОС по вопросам совместной борьбы против терроризма, сепаратизма и экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, нелегальной торговли оружием, транснациональной организованной преступности, нелегальной миграции и других угроз национальной, региональной и международной безопасности.

Встречи Секретарей Советов безопасности проводятся поочередно в государствах-членах ШОС не реже одного раза в год. Сроки проведения очередной встречи согласовываются через Секретариат ШОС. Внеочередные встречи созываются по инициативе не менее двух и с согласия всех других государств-членов ШОС.

Встреча считается правомочной, если на ней представлены все государства-члены ШОС, в том числе не менее двух третьих на уровне Секретарей Советов безопасности. В случаях назначения Секретарями Советов безопасности своих уполномоченных лиц для участия во встрече, они направляют письменное уведомление в Секретариат ШОС не позднее, чем за одну неделю до даты ее проведения.

На встречах могут присутствовать национальные координаторы государств-членов ШОС, Генеральный секретарь ШОС, Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС), а также представители государственных органов государств-членов ШОС.

Председательствующим на встрече является Секретарь Совета безопасности государства-члена ШОС, на территории которого проводится встреча, если участвующие во встрече Секретари Советов безопасности не примут иное решение.

Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС проходили:

1. 4 июня 2004 год, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Протокол по итогам первой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

2. 2 июня 2005 год, Республика Казахстан, г. Астана, Протокол по итогам второй Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

3. 25 мая 2007 год, Кыргызская Республика, г. Бишкек, Протокол по итогам третьей Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

4. 20 мая 2009 год, Российская Федерация, г. Москва, Протокол по итогам четвертой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

5. 23 апреля 2010 год, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Протокол по итогам пятой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

6. 29 апреля 2011 год, Республика Казахстан, г. Астана, Протокол по итогам шестой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

7. 12 апреля 2012 год, Китайская Народная Республика, г. Пекин, Протокол по итогам седьмой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

8. 29 апреля 2013 год, Кыргызская Республика, г. Бишкек, Протокол по итогам восьмой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

9. 17 апреля 2014 год, Республика Таджикистан, г. Душанбе, Протокол по итогам девятой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

10. 14 апреля 2015 год, Российская Федерация, г. Москва, Протокол по итогам десятой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

11. 14 апреля 2016 год, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Протокол по итогам одиннадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

12. 6 апреля 2017 год, Республика Казахстан, г. Астана, Протокол по итогам двенадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

13. 22 мая 2018 год, Китайская Народная Республика, г. Пекин, Протокол по итогам тринадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

14. 15 мая 2019 год, Кыргызская Республика, г. Бишкек, Протокол по итогам четырнадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС.

2015 / 12 / 08

Структура Шанхайской организации сотрудничества

Для выполнения целей и задач Хартии Шанхайской организации сотрудничества в рамках Организации действуют:

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии Шанхайской организации сотрудничества, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии ШОС.

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путём согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Неправительственные структуры ШОС

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Деловой совет ШОС

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) учреждён 14 июня 2006 года в городе Шанхае (Китай) национальными частями совета от Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Утверждены также документы, регламентирующие деятельность ДС ШОС и его постоянно действующего секретариата, который располагается в Москве.

ДС ШОС создан в соответствии с решением Совета глав государств ШОС. Он является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС с целью расширения экономического сотрудничества в рамках организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами стран ШОС, содействия практическому продвижению многосторонних проектов, определённых главами правительств в «Программе торгово-экономического сотрудничества».

Высшим органом ДС ШОС является ежегодная сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств.

ДС ШОС — это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию в рамках организации.

Особенностью ДС ШОС является то, что среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства.

Опираясь на динамизм и заинтересованность делового сообщества, ДС ШОС тесно сотрудничает с министерствами и ведомствами экономического блока правительств, ни в коей мере не подменяя их работу.

В ходе Шанхайского саммита в июне 2006 года главы государств подчеркнули важность создания ДС ШОС для дальнейшего развития организации и выразили уверенность в том, что он станет эффективным механизмом для продвижения делового партнёрства на всей территории ШОС.

В 2006 году сформированы специальные рабочие группы, отвечающие за развитие сотрудничества в области здравоохранения и образования, а также взаимодействия в рамках создания Энергетического клуба ШОС.

В настоящий момент специальная рабочая группа по здравоохранению проводит отбор проектов для создания в рамках ШОС структуры, аналогичной Всемирной организации здравоохранения (рабочее название — ВОЗ ШОС), которая работала бы по направлению совершенствования медицинского обслуживания в государствах-членах организации, развития профилактической направленности здравоохранения, удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

В качестве основных рассматриваются проекты по оказанию помощи населению посредством:

— обязательного и добровольного медицинского страхования;

— ликвидации и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций (с помощью создания совместного Центра медицины катастроф);

— профилактики распространения инфекционных заболеваний (птичий грипп, SARS) и туберкулёза;

— внедрения специальной высокотехнологичной программы «Телемедицина» для населения труднодоступных и отдалённых районов;

— создания системы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП);

— создания рекреационных зон и бальнеологических курортов на территории государств-членов ШОС, в первую очередь в России, Казахстане, Китае и Киргизии.

В области образования соответствующей рабочей группой рассматривается программа формирования в рамках существующих национальных вузов своеобразной диспетчерской площадки по координации усилий групп вузов каждой из стран ШОС по подготовке студентов и переподготовке специалистов для различных секторов экономики. Развитие сотрудничества в данной сфере будет способствовать взаимопониманию и культурно-гуманитарному взаимодействию, дальнейшей модернизации отраслей науки и образования государств-членов.

В целях стимулирования эффективных деловых связей в рамках ШОС и содействия достижению экономических задач 16 августа 2007 года Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС подписано соглашение о сотрудничестве.

Деятельность ДС ШОС является одной из составляющей работы государственных структур стран организации в реализации Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 годы, определяющих приоритетные направления экономического сотрудничества на предстоящее десятилетие.

Выросшее влияние таких международных организаций как НАТО, ООН, заставляет экономически развитые страны разных частей света консолидироваться для совместного сотрудничества с целью эффективного противодействия выросшим угрозам безопасности и экономическим проблемам. Одним из таких международных объединений стала ШОС. Шанхайская Организация Сотрудничества - молодое международное объединение шести стран Азии, в которое входит, в том числе, и Россия. Это не экономический союз, с единым торговым пространством, и не военный блок, с общими войсками и базами. По своим задачам и целям оно находится где-то в промежутке, охватывая обе составляющие не в глобальном масштабе, сохраняя индивидуальность всех государств.

История ШОС

ШОС первоначально неформально называлась «Шанхайской пятеркой». Девяностые годы были достаточно трудным временем для государств Центральной Азии. Возросла террористическая активность, накопились территориальные претензии на граничащих участках государств, присутствовали проблемы экономических взаимоотношений. В 1996-1997 годах такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан, пошли на сближение для попытки избавиться от противоречий. Диалог пошел удачно, и в 2001 году, приобщив к своей совместной деятельности Узбекистан, начала создаваться новая международная организация стран Азии. Так появилась ШОС, или «Шанхайская шестерка».

Три года велась работа по созданию документальной базы и структуры организации. С 2008 по 2012 годы к ШОСу проявили интерес другие страны и не только Азиатского формата. Состав не расширился, но государства получили возможность участвовать в работе ШОС на правах наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан) или партнеров (Беларусь, Шри-Ланка, Турция). В данный момент организация готовится к первому расширению за счет принятия Пакистана и Индии.

Структура ШОС

  • Вершина иерархии - Совет глав государств. Основная цель съездов, которые совершаются раз в год - задать тон, поставить задачи, обговорить важные вопросы на текущий год.
  • Совет глав правительств. Члены этого органа непосредственно разбирают вопросы сотрудничества в рамках ШОС, обрисовывают цели комитетов и структур, дают им задания, принимают бюджет.
  • Исполнительный орган - Секретариат. Находится в Пекине.
  • Одним из ключевых органов организации является РАТС (Региональная антитеррористическая структура), профильные подразделения которой находятся во всех государствах, а штаб-квартира - в Ташкенте. Эта структура курирует государства-члены в вопросах терроризма, экстремизма и возможного сепаратизма.
  • Совет министров иностранных дел решает вопросы взаимодействия ШОС с другими государственными образованиями.
  • Совет национальных координаторов создает условия работы между структурами в рамках ШОС.

Второстепенными являются комитеты, отвечающие за экономическое и культурное сотрудничество и прочие.

Задачи ШОС

  • Эффективное взаимодействие стран-членов в пресечении и борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Борьба с продажей и изготовлением наркотических веществ, нелегальным оборотом оружия, продажей людей. Именно эта общая беда стала фундаментом для создания организации.
  • Укрепление дружественных отношений в военной сфере, что представляется совместными учениями, обменом опытом, помощью в проведении антитеррористических операциях. Экономическое сотрудничество. Оно не является первой скрипкой отношений в организации, но вопросы товарооборота между государствами, экономическое сотрудничество вне ШОС, поддержка в развитии - немаловажная тема для ряда стран-членов.
  • Взаимодействие в культурном развитии между странами-членами Шанхайской шестерки.
  • Создание прав и свобод и их обеспечение на территориях стран-членов в соответствии с международными обязательствами.
  • Сотрудничество с другими государствами и организациями.
  • Совместный поиск решений при глобальных мировых проблемах.

Краткие итоги

Нельзя сказать, что ШОС является противовесом таким образованиям, как НАТО. Однако созданный военный потенциал стран-членов, которые постоянно совершенствуются и учатся координировать свои действия в борьбе с общим врагом, делает молодую организацию весомым мировым политическим игроком. Несмотря на существующие противоречия, будь то в экономике или в методах борьбы с терроризмом, страны-члены умеют находить точки соприкосновения, успешно справляются со спорными вопросами. Сейчас ШОС укрепила свои позиции на столько, что есть смысл предрекать ее расширение и дальнейшее успешное развитие.

— постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. 9 июня 2017 года лидеры государств — членов ШОС о приеме Индии и Пакистана в организацию.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глав государств глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.