Краткая биография: Бугаев Борис Николаевич.  Белый А

Русская литература Серебряного века

Андрей Белый

Биография

БЕЛЫЙ, АНДРЕЙ (наст. имя Бугаев Борис Николаевич) (1880−1934), русский писатель, филолог, философ, теоретик символизма.

Родился 14 (26) октября 1880 в Москве в «профессорской» семье. Отец - Н. В. Бугаев - выдающийся математик, в 1886-1891 декан физико-математического факультета Московского университета, основатель Московской математической школы, предвосхитивший многие идеи К. Циолковского и русских «космистов». Мать занималась музыкой и пыталась противопоставить художественное влияние «плоскому рационализму» отца. Суть этого родительского конфликта постоянно воспроизводилась Белым в его позднейших произведениях.

В 1891-1899 учится в Московского частной гимназии Л. И. Поливанова, в 1903 оканчивает естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, в 1904-1905 занимается на историко-филологическом факультете. Знакомство с последними достижениями физики, математики и естественных наук (новые представления о пространстве и времени, о строении вещества, живого и неживого и др.) сказались на лексике, образах, темах и структуре произведений Белого, а также на основных принципах его работ по философии культуры.

В конце 1890-х увлекается новейшей драматургией Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, напряженно изучает оккультные науки и философию А. Шопенгауэра, интересуется буддизмом, но более всего проникается идеями Вл. Соловьева и Ф.Ницше. Ощущение острой кризисности настоящего и апокалиптические предчувствия Белого сказались в незаконченной мистерии 1898 Антихрист. Мистерия обнаружила аналогии с Краткой повестью об Антихристе Вл. Соловьева, написанной годом позже. В 1895-1896 сближается с семьей М. С. Соловьева, брата философа, и в его доме позднее знакомится со «старшими» символистами - В. Брюсовым, Д. Мережковским, З.Гиппиус. Именно М. С. Соловьев предлагает начинающему писателю взять псевдоним «Андрей Белый», дабы скрыть от близких свои «декадентские увлечения».

На 1898 приходится перелом в мирочувствии Белого. На смену смутному пессимизму приходят чаяния мистического преображения всего сущего. В Воспоминаниях о Блоке (1922) он так очертил этот рубеж: «…в 1898 подул иной ветер; почувствовали столкновения ветров: северного и южного; и при смешении ветров образовались туманы: туманы сознания. В 1900-1901 годах очистилась атмосфера… А. Блок, вспоминая те годы впоследствии строчкой „И - зори, зори, зори“, охарактеризовал настроения, охватившие нас; „зори“, взятые в плоскости литературных течений (которые только проекции пространства сознания), были зорями символизма, взошедшими после сумерок декадентских путей, кончающих ночь пессимизма».

Осенью 1903 Белый и группа его чутких к мистическим «зорям» единомышленников (Эллис, А. С. Петровский, С. Соловьев, В. В. Владимиров, М. И. Сизов и др.) составили кружок «аргонавтов». «Аргонавты» пестовали особую мифологию «жизнетворчества», поклонения воспетой Вл. Соловьевым Вечной Женственности (в кружке, соответственно, царил культ ранних стихов Блока о Прекрасной Даме), следования символическим путем мифического корабля «Арго» в «Колхиду» за «Золотым Руном» - то есть познания мистических тайн бытия.

Увлечения соловьевскими идеями эсхатологии, теократии, Вечной Женственности накладывались на ницшеанские ощущения катастрофичности жизни и раскрепощения «сверхчеловеческой» личности. А знакомство с книгой Ф. Ницше Рождение трагедии из духа музыки (1872) заставляет Белого в духе древних орфиков и пифагорейцев прозреть в музыке выражение универсальных закономерностей мироздания. В программной статье 1902 Формы искусства Белый утверждает, что именно в музыкальном произведении снимается обманчивый внешний покров видимых явлений и открываются тайны сущности мира. Следуя общему стремлению символистов к «синтезу искусств», Белый создает четыре литературных произведения в не имеющем себе аналогов жанре симфоний: (I - Северная, героическая 1900; II - Драматическая, 1902; III - Возврат 1905; IV - Кубок метелей, 1908). Прозаическое повествование здесь строится по законам музыкальной симфонической формы. Автор отказывается от традиционного сюжета и замещает его скрещением и чередованием как бы «музыкальных» тем, развитием лейтмотивов, рефренами, техникой контрапункта, постоянной ритмизацией фраз. Наиболее выразительна с «технической» точки зрения I, Северная симфония, возникшая, по признанию автора, из импровизации на музыку Э.Грига.

Художественные поиски Белого во многом были обусловлены стремлением выразить противоречие между распадением, «атомизацией» мира на уровне эмпирическом, осязаемо-видимом и его единством на уровне сущностном, «субстанциональном» (близкая Белому современная физика формулирует это как антиномию хаоса и порядка). Та же двойственность пронизывает собой симфонии. С одной стороны, отсутствие связанного сюжета в них подчеркивает восприятие мира как хаотического скопления случайностей: мировой оркестр распался, каждый отъединился в свой собственный мирок. Люди-одиночки, словно молекулы в Броуновом движении, в этом кризисном мире слепо мечутся среди каменных громад города. Рисуя хаос жизни города через калейдоскоп сцен и лиц, Белый на 20 лет предвосхитил технику Дж. Джойса в романе Улисс. Но за всем этим хаосом неизменно ощутимо единство общей симфонической задачи. Развитие музыкальных тем и лейтмотивов создает единство произведения, отражает веру автора в то, что хаосу осязаемого противостоит гармония на уровне идеальном.

Критика не оценила по достоинству симфонические эксперименты Белого. Их жанр дальнейшего развития в литературе практически не получил. Но стилистические находки симфоний (ритмизация прозы, символические лейтмотивы, дробление сюжета на отдельные сегменты и др.), во-первых, составили основу позднейших произведений Белого, а во-вторых, оказали сильнейшее воздействие на так называемую «орнаментальную прозу» конца 1910-1920-х (Б.Пильняк, Вс. Иванов и др.). Литературовед-формалист В. Шкловский даже заметил: «без Симфоний Белого… невозможна новая русская литература».

В 1904 Белый публикует свой первый поэтический сборник Золото в лазури. Образный строй здесь, действительно, во многом родствен симфониям, но основная цель автора - запечатлеть настроения «аргонавтов», их предчувствия грядущей «зари». Запредельное, идеальное в сборнике облекается чередой световых (солнце, заря и т. д.) и цветовых (редкое богатство «оттеночных» красок, живописание драгоценных камней и тканей) символов. Красочная символичность сборника свидетельствует и о его близости стилистике модерна в живописи, и о влиянии оккультных теорий, в которых «мистика» подобных образов была разработана весьма тщательно. Наиболее значительными для дальнейших судеб русской поэзии в этом сборнике оказались эксперименты Белого со стихом. Это - разрушение традиционного силлабо-тонического метра, смешение двусложных и трехсложных размеров, расположение строк соответственно интонациям, что во многом предвосхищало «столбики» и «лесенку» тонических стихов В. Маяковского: Чистая / словно мир, / вся лучистая - / золотая заря, / мировая душа. / За тобой бежишь, / весь / горя, / как на пир, / как на пир / спеша.

С января 1903 начинается активная переписка Белого с Блоком по поэтическим и философско-религиозным вопросам. После личного знакомства в 1904 между поэтами возникает интимная и «мистическая», экзальтированная дружба. Вскоре их отношения приобретают драматический характер: в 1906 Белый переживает мучительное увлечение супругой Блока Л. Д. Блок. В 1906-1907 следуют два вызова на дуэль (поединки не состоялись). Отношения поэтов прерываются, но переписка между ними, свидетельствующая о глубинной противоречивой близости, продолжалась до смерти Блока и составила важнейшую страницу эпистолярной культуры «серебряного века».

Во 2-й половине 1900-х Белый переживает кризис мистических чаяний эпохи «зорь», и в своих философских интересах от прозрений Вл. Соловьева переключается на рационалистическую теорию познания Канта и неокантианцев. Он переносит «дуализм» Канта на осмысление символизма как мировоззрения, раскрывающего двойственную природу действительности, противоположность между реальным миром и его идеальной «сущностью» (книги статей Символизм, Луг зеленый, обе - 1910, Арабески, 1911).

В 1907 активно включается в полемику между петербургскими и московскими символистами по поводу выдвинутой Г. Чулковым и поддержанной Вяч. Ивановым концепции «мистического анархизма». Развенчивая Чулкова, резко выступает против эпигонства и вульгарности массовой модернистской словесности. Отстаивает элитарно-религиозное понимание искусства, трактует призвание поэта как миссию теурга, пророка, визионера, прозревающего будущее и входящего в связь с запредельным миром. Активно участвует в деятельности московских литературных организаций (Общество свободной эстетики, Московский литературно-художественный кружок, Дом песни).

Важнейшие творческие достижения этого периода - изданные в 1909 сборники стихов Пепел и Урна.

В Пепле само название символически подчеркивает прощание со «сгоревшими» былыми мистическими надеждами. В сборнике слышны отзвуки революции 1905−1907, отчетливы социальные мотивы, трагическое восприятие забитости и беспросветной нужды «сермяжной» Руси (книга вышла с посвящением Н.А.Некрасову). Сборник Урна продолжает традицию русской философской поэзии, идущей от Е. Баратынского и Ф. Тютчева, отражает освоение автором разнообразных философских систем.

С 1909 Белый задумывает эпическую трилогию о философии русской истории Восток или Запад. Первой частью этого нереализованного до конца замысла стал тогда же опубликованный роман Серебряный голубь. В романе, насыщенный скрытыми и явными отсылками к Гоголю, автор пытается ответить на традиционный вопрос: где спасение России - на Западе или на Востоке? Он откликается на болезненную атмосферу «богоискательства» и сектантского брожения в России начала XX в. Сквозная для всего творчества Белого антитеза хаоса и порядка представлена здесь в противопоставлении бессильного и обреченного мира дворянской усадьбы («западное» начало) и страшной, разрушительной вихревой стихии народных мистических движений (начало «восточное»). Герой, идущий «в народ» поэт-символист Петр Дарьяльский, гибнет от руки сектанта-фанатика. С точки зрения автора, путь России - и не на Запад, и не на Восток. Он теряется в тумане и хаосе.

С 1909 намечается переход в мироощущении Белого от пессимизма и «самосожжения» периода Пепла к исканию «пути жизни», «второй заре». Тому способствует знакомство с А. А. Тургеневой (Асей), ставшей женой писателя. Тогда же Белый примыкает к организовавшим в Москве издательство «Мусагет» Э. Метнеру и Эллису, становится одним из основных сотрудников выходящего при новом издательстве журнала «Труды и дни».

В 1910-1911 совершает с женой большое заграничное путешествие (Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), ищет на Востоке новые духовные ценности, которые придут на смену «одряхлевшим» ценностям Европы. Литературный итог путешествия - два тома Путевых заметок 1911.

В 1912 Белый в Германии знакомится с основателем антропософского движения Р. Штейнером и становится его верным последователем. В антропософии видит воплощение своих духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием. Стремится пропагандировать антропософию в «Мусагете». На этой почве возникает конфликт с Э. Метнером, и Белому приходится отойти от активной работы в издательстве. В 1912-1916 Белый прослушал более 30 курсов (свыше 400 лекций) Р.Штейнера. В 1914-1916 участвует в возведении в Дорнахе (Швейцария) антропософского храма Гетеанума, все больше погружается в изучение оккультной традиции.

Художественное освоение Белым философии истории продолжается в романе Петербург, 1911−1913, - высшем достижении прозы русского символизма. Петербург - текст с чрезвычайно сложной и многоуровневой системой символических смыслов - психологических, литературных, социальных, исторических, философских, оккультных. Любой элемент романа дает новые значения на каждом из этих уровней интерпретации. Тема романа выросла из двухсотлетней мифологии Петербурга, в ней сложно взаимодействуют подтексты едва ли не всей классической русской литературы «петербургского периода». По словам Д. С. Лихачева, Петербург в романе - «не между Востоком и Западом, а Восток и Запад одновременно, т. е. весь мир. Так ставит проблему России Белый впервые в русской литературе». В символическом пространстве города «западническое» начало олицетворяют геометрически правильный Невский проспект и крупный имперский чиновник Аполлон Аблеухов, а начало «восточное» - хаотичная Петроградская сторона и революционный террор. Но оба начала в романе дискредитируются. А выход из их трагического столкновения в финале связывается с оккультно-антропософским преображением главного героя, Николая Аблеухова, у египетских пирамид. Пафос романа-посвящения, романа о «духовной инициации» здесь соединяется с комизмом и гротеском. В символике Петербурга ощутимо присутствие образности кубизма. А «подлинное местодействие романа», по словам самого Белого, это «душа некоего не данного в романе лица, переутомленного мозговой работой». Петербург - первый в мировой литературе «роман сознания». В 1915 Белый пишет исследование Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности, посвященное разбору «световой теории» Гете и полемике с Э. Метнером, убежденным противником штейнерианства. Занятия антропософией заставляют Белого постоянно размышлять над проблемой внутреннего самопознания, поощряют углубленное внимание к автобиографической теме. Так появляются воскрешающие младенческие и юношеские переживания автора романы Котик Летаев 1917 и Крещенный китаец 1921. Февральскую революцию 1917 Белый принял как неизбежный прорыв к спасению России. Октябрьскую революцию приветствовал как спасительное освобождение творческих начал от инерции застоя, возможность выхода России и вслед за ней всего мира на новый виток духовного развития. В этом Белый близок мистико-анархическим настроениям Иванова-Разумника, Блока и иных представителей т.н. «скифства». Плод подобных иллюзий - поэма 1918 Христос воскрес - своеобразное отражение Двенадцати Блока. В поэме Христос - некий символ космической революции (как, впрочем, и революции вполне «земной»), продвигающий человечество к новой духовной общности. Программный марксизм оставался, однако, совершенно чужд Белому. Он всегда тяготел к утопиям «духовного коммунизма» и не случайно в первые послереволюционные годы активно откликнулся на призывы развернуть культурно-просветительскую деятельность в массах. После 1917 Белый - прежде всего оратор, лектор, педагог, один из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ). Эти годы отмечены желанием Белого-публициста «стать понятным» людям, отойти от затемненного, «разорванного» языка прежних лет. В 1921 Белый выезжает в Европу с целью организовать издания своих книг и основать в Берлине отделение ВОЛЬФИЛЫ. В провел два года, сблизится с М. Цветаевой, размышлял, не остаться ли за рубежом навсегда. В Европе опубликует 16 книг, в том числе поэму Глоссолалия (1922) - фантазию о космических смыслах звуков человеческой речи. Вернувшись в 1923 в Россию, задумывает в противовес былому роману о Петербургу историософскую эпопею Москва (изд. в 1989). Написаны были лишь две части 1-го тома Московский чудак и Москва под ударом (обе - 1926) и 2-й том Маски, 1932. Эпопейный замысел оказался обречен на неудачу. Москва повествует о жизни, проникнутой совсем не объединяющим началом, а тем, что сам писатель называл «арахнеей» - словом, которое по своему символичному звучанию должно настроить читателя на ассоциации со словами из ряда: ахинея, анархия и т. п. Белый рисует картину «развоплотившейся» истории, лишившейся смысла, и эта картина неизбежно оказывается антиэпопейной. В трех томах мемуаров - На рубеже двух столетий, 1930, Начало века, 1933, Между двух революций, 1934 - история формирования личности писателя растворена в перипетиях культурной жизни эпохи, и эта среда сама становится как бы главным действующим лицом, способствуя созреванию автора как выразителя духовной жизни своего времени. Важнейшая часть наследия Белого - работы по филологии, прежде всего по стиховедению и поэтической стилистике. Среди прочего, автор развивает теорию «ритмосмысла», принципы исследования звукописи и словаря писателей (отдельные статьи из книги Символизм, работы Жезл Аарона (О слове в поэзии), Ритм и смысл, О ритмическом жесте (все три - 1917), Ритм как диалектика и «Медный всадник» 1929, Мастерство Гоголя 1934). Эти исследования оказали во многом определяющее влияние на литературоведение XX в. (формалистская и структуралистская школы в СССР, «новая критика» в США), заложили основы современного научного стиховедения (различение метра и ритма и др.). В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Как писал его современник философ Ф. Степун, «творчество Белого - это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий“, это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и протуманились очертания двадцатого». Не случайно еще в 1921 первым в мировой литературе Белый откликнулся на физические разработки Кюри зловещим пророческим символом: Мир - рвался в опытах Кюри / Атомной, лопнувшею бомбой. Умер А. Белый 8 января 1934 в Москве.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) – известный русский символист, поэт-стиховед, писатель и критик. Родился в семье Николая Васильевича Бугаева, профессора университета, математика и философа. Будучи ребёнком, Борис получил первоначальное образование в родительском доме, жил в районе Арбата, недалеко от Денежного переулка.

С 1891 года Борис продолжил обучение в гимназии Поливанова, где уже во время учебы серьезно увлекался литературой, особенно произведениями Достоевского, и религиями Востока. После гимназии (в 1899 году) он поступил в Московский физико-математический университет на естественное отделение.

В 1903 году успешно его закончил и заявил о себе, как о многообещающем ученом. В студенческие годы живо интересовался искусством и особенно творчеством «символистов» (В. Брюсовым, К. Бальмонтом, Д. Мережковским, З. Гиппиус).

В 1902 году стал создателем и одним из участников «Аргонавтов», литературного кружка. В 1904 году было решено издать сборник «Свободная совесть», а в 1906 вышло две книги из него. В 1903 году писатель активно общается с Александром Блоком, а в 1904 лично с ним знакомится. В это же время он учится на историко-филологическом факультете университета, но в 1905 году прекращает посещение занятий и просит об отчислении, так как решил полностью посвятить себя работе в «Весах».

Личные отношения с Блоком привели к знакомству с его женой, а позже и к страсти между Белым и Любой Менделеевой-Блок. Впрочем, со временем страсть со стороны Любы угасла, а Белый в подавленном состоянии отправился в путешествие за границу, где жил более двух лет и много писал, в основном прозу. С 1912 года Белый активно учится у Рудольфа Штейнера, вместе с ним переезжает в 1912 году в Дорнах, Швейцарию, где строится Гётеанум.

В 1916 Андрея Белого вызывают в Россию в связи с проверкой воинской повинности. В России он читает лекции по теории поэзии и прозы, пишет ряд книг. В 1917 году снова уезжает за границу. За границей Белый встречается с женой Асей, которая не последовала за ним из Дорнаха в Россию и сообщает ему о полном разрыве их отношений. Андрей Белый очень переживает их разрыв. Спустя какое-то время в жизни писателя появляется еще одна женщина, которую он не любил, но очень ценил за преданность и заботу.

Клавдия Васильева, его Клодя, очень тихая и заботливая, скрасила последние годы жизни писателя. Правда, законной женой Андрея Белого она стала не сразу, так как во время их знакомства была еще замужем. Писатель умер в Москве у Клавдии на руках 8 января 1934 года.

Под именем Александр Белый скрывался Борис Николаевич Бугаев. Он был писателем, ярким представителем русского символизма, поэтом-декадентом, критиком, стиховедом.

Родился будущий поэт 26 октября 1880 года в интеллигентной семье. Отец - Николай Васильевич Бугаев, профессор, декан в Московском университете и знаменитый математик. Мать - Александра Дмитриевна (в девичестве Егорова), считалась признанной московской красавицей. Первые 26 лет своей жизни Борис прожил на Арбате в самом центре Москвы. Всё детство маленького Бориса прошло под строгим контролем родителей. В 1891 Бугаев младший поступил в престижную гимназию Л. И. Поливанова, которую окончил в 1899 году. В старших классах Белый увлёкся буддизмом, оккультизмом и мистикой, одновременно изучая литературу. Знакомство с семьей Соловьевых круто поменяло жизнь юного Бориса. Их дом стал для пятнадцатилетнего юноши по-настоящему родным. Соловьевы поддержали Белого в его первых литературных опытах, познакомили с творчеством , с философией Ницше и Шопенгауэра. После гимназии Александр Белый поступил в Московский университете на естественное отделение математического факультета. Здесь он изучал зоологию беспозвоночных и теорию Дарвина, химию. Поэт с отличием окончил университет. Но Бориса не переставало сильно тянуть к литературе.

В 1900 году Александр Белый окончательно решил связать свою жизнь с поэзией, поэтому в 1902 году он с друзьями организовал свой литературный кружок, получивший название «Аргонавты». Внутри кружка царила атмосфера отсутствия всяких литературных штампов и приветствовалась свобода мышления. В 1903 году молодой поэт завязал дружбу и переписку с , а 1904 году познакомился с ним лично. В этом же году Александр Белый поступил на историко-филологический факультет, но после двух лет учебы он сам захотел отчислиться, его больше привлекала работа в журнале «Весы». В 1906 году увидели свет две книги сборника под названием «Свободная совесть».

В тот период времени самым близким человеком для Александра стал Блок, недавно женившийся на Любови Менделеевой. Сам Блок мало уделял внимания своей жене (ходили слухи, что Блок предпочитал Любови легкодоступных женщин). Менделеева часто жаловалась Белому на это, Александр почти каждый день наведывался к молодой женщине. Вся эта интрижка затянулась, и Любовь даже призналась в чувствах Александру Белому. Как итог, они стали страстными любовниками на два года. Блок посвятил этой запутанной связи свою знаменитую пьесу о любовном треугольнике - . История завершилась для Белого печально, Менделеева вычеркнула из своей жизни молодого поэта и осталась с мужем. Александр долго пребывал в депрессии и решил бросить все и уехать за границу.

Белый больше двух лет прожил за рубежом из-под его пера вышли несколько сборников, посвященных Блоку и Менделеевой. Оказавшись снова в России поэт встречает новую любовь - юную художницу Асю Тургеневу. Молодая женщина в скором времени становится его женой, и они в 1911 году отправляются в долгое путешествие, которое проходит через Сицилию, Тунис, Египет и Палестину. В 1912 году в Берлине Александр Белый познакомился с основателем антропософии («науке в духе») Рудольфом Штейнером, поэт с удовольствием стал его учеником.

В 1914 году началась ужасная война. И Рудольф вместе с учениками перебрался в Швейцарию. Там стартовало строительство Иоанова здания - Гётеанума, храма, который должен был собрать под своей крышей представителей всех религий. Эта сооружение возводилось руками последователей Штейнера. В 1916 году Белого принудительно вызвали в Россию для проверки годности к несению воинской службы. Ася не последовала за мужем, она осталась в храме в Швейцарии.

В 1917 году Белый вернулся за границу к жене. Встреча с Асей дала ему понять, что они разошлись навсегда. Жена поэта решила посвятить себя служению в храме. Она даже получила имя «антропософской монахини». Александр очень тяжело переживал эту разлуку, он снова остался один. Депрессия овладела им, он создал в тот период огромное количество стихов, посвященных Асе Тургеневой.

Спустя годы, в жизни Александра Белого появилась третья женщина - Клавдия Николаевна Васильева. Она-то и провела рядом с поэтом остаток его жизни. Борис Николаевич не испытывал никаких страстных или любовных чувств к Клавдии, но все-таки она была для него лучом надежды. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, смогла уйти от первого мужа лишь в 1929 году и спустя несколько месяцев стала супругой Белого. Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве.

Андрей Белый, 1924 г.
Худ. А. Остроумова-Лебедева

Андрей Белый (1880-1934) – поэт-символист, писатель. Настоящая фамилия – Борис Бугаев.

Андрей Белый родился в Москве, на Арбате , в доме, перестроенном в многоквартирный из особняка XVIII в. Часть квартир принадлежала Московскому университету, в которых жили его преподаватели. Одним из жильцов был отец будущего поэта профессор математики Николай Бугаев. Сейчас в угловой квартире на втором этаже открыт музей Андрея Белого.

Детство Бориса Бугаева прошло под знаком семейных скандалов. Во многом, это определило его неуравновешенность и страх перед жизнью, отразилось на отношениях с собратьями по перу и спутницами жизни. Во второй половине 1900-х гг. у него образовалось сразу два любовных треугольника: Белый – Блок – Любовь Менделеева и Белый – Брюсов – Нина Петровская. Оба распались не в его пользу. Последовавший затем брак с Анной Тургеневой фактически прекратился в 1916 г., когда Андрей Белый вернулся из Швейцарии в Россию.

Трагичное восприятие действительности привело к тому, что Андрей Белый относился к революции, как к обновлению России. Но когда она свершилась, и он "ютился в квартире знакомых, топя печурку своими рукописями, голодая и стоя в очередях", то счёл за благо в 1921 г. уехать в Германию. Эмиграция его не приняла, Анна Тургенева, формально остававшаяся его женой, – тоже, и через два года он вернулся. Советским писателем Андрей Белый не стал. По словам Булгакова, он "всю жизнь... писал дикую ломаную чепуху. В последнее время решил повернуться лицом к коммунизму. Но повернулся крайне неудачно".

Андрей Белый: "Я остался один в 4 года. И с тех пор уже не переставал ломаться даже наедине с собой. Строю себе и теперь гримасы в зеркале, когда бреюсь. Ведь гримаса та же маска. Я всегда в маске! Всегда!"

Биография Андрея Белого

  • 1880. 14 (26) октября – в Москве в семье математика, профессора МГУ Николая Васильевича Бугаева и его жены Александры Дмитриевны Бугаевой (урождённой Егоровой) родился сын Борис.
  • 1891. Сентябрь – Борис Бугаев поступил в Московскую частную гимназию Л.И. Поливанова.
  • 1895. Конец года – знакомство с Сергеем Соловьёвым, а вскоре и с его дядей – философом Владимиром Соловьёвым .
  • 1899. Сентябрь – Борис Бугаев поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
  • 1900. Январь-декабрь – работа над "Северной симфонией" и циклом символистских стихов. Весна – увлечение философскими трудами и поэзией В.С. Соловьёва .
  • 1901. Февраль – встреча с М.К. Морозовой на симфоническом концерте, начало "мистериальной любви" и анонимной переписки. Март-август – работа над "2-й драматической симфонией". Декабрь – знакомство с В.Я. Брюсовым , Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус.
  • 1902. Апрель – выход "2-й драматической симфонии". Первая публикацией Бориса Бугаева, к тому же впервые подписанная псевдонимом Андрей Белый. Осень – Андрей Белый познакомился с С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа. Статьи в журнале "Мир искусства".
  • 1903. Январь – начало переписки с А. Блоком. Февраль-апрель – дебют Андрея Белого в альманахе "Северные цветы". Март – знакомство с К.Д. Бальмонтом, М.А. Волошиным, С.А. Соколовым (владельцем издательства "Гриф"). Май – диплом об окончании университета. 29 мая – смерть отца Андрея Белого. Осень – кружок "аргонавтов". Начало "мистериальной любви" к Нине Петровской.
  • 1904. Январь – знакомство Белого с Александром Блоком и его женой Любовью Дмитриевной. Март – выход первого сборника стихов Белого "Золото в лазури". Лето – поступление на историко-филологический факультет Московского университета.
  • 1905. 9 января – Андрей Белый – свидетель Кровавого воскресенья. Февраль – по возвращении в Москву вызов на дуэль от Брюсова . Произошло примирение. Апрель – личное знакомство с М.К. Морозовой, участие в проводимых в её особняке собраниях Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьёва . Июнь – приезд в Шахматово к Блокам, письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок. 3 октября – участие в похоронах Н.Э. Баумана. Ноябрь – знакомство с Асей Тургеневой.
  • 1906. 26 февраля – объяснение в любви Л.Д. Блок. Осень – прошение об отчислении из университета и отъезд в Европу.
  • 1907. Конец февраля – возвращение в Москву. Август – Блок вызвал Андрея Белого на дуэль. При личной встрече конфликт уладился.
  • 1908. Февраль – встреча с Асей Тургеневой. Апрель – выход сборника "Кубок метелей. Четвёртая симфония". Декабрь – мистериальное сближение с теософкой А.Р. Минцловой.
  • 1909. Конец марта – выход сборника стихов Андрея Белого "Урна: Стихотворения". Апрель – начало романа с Асей Тургеневой. Август-сентябрь – участие в организации издательства "Мусагет".
  • 1910. 26 ноября – отъезд с Асей Тургеневой в заграничное путешествие.
  • 1911. 22 апреля – Андрей Белый вернулся в Россию.
  • 1912. Отъезд Андрея Белого с Асей Тургеневой в Европу. Май – встреча с главой антропософской школы Рудольфом Штейнером. Решение встать на путь антропософского "ученичества".
  • 1913. 11 марта – возвращение Андрея Белого и Аси Тургеневой в Россию. Август-декабрь – лекции Штейнера в Европе. Участие в строительстве антропософского храма Гетеанум в Дорнахе (Швейцария).
  • 1914. 23 марта – оформление в Берне гражданского брака Андрея Белого и Аси Тургеневой.
  • 1915. Январь-июнь – Андрей Белый писал книгу "Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности". Февраль-август – работа на строительстве Гетеанума. Октябрь – начало работы над романом "Котик Летаев".
  • 1916. Январь-август – работа на строительстве Гетеанума. 18 августа – 3 сентября – возвращение Андрея Белого в Россию из-за призыва на военную службу. Ася Тургенева осталась в Дорнахе. Сентябрь – трёхмесячная отсрочка от военной службы.
  • 1917. Январь – двухмесячная отсрочка от военной службы. 28 февраля – в Петрограде революция. 9 марта – возвращение Андрея Белого в Москву. Декабрь – сближение с К.Н. Васильевой.
  • 1918. Октябрь-декабрь – служба в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса .
  • 1919. Август – уход Андрея Белого из Пролеткульта.
  • 1920. Декабрь – в результате несчастного случая Андрей Белый получил травму, потребовавшую трёхмесячного лечения в больницах.
  • 1921. 25 мая – последняя встреча с А. Блоком в гостинице "Спартак" в Петрограде. 7 августа – смерть Александра Блока. 11 августа – Андрей Белый начал писать воспоминания о Блоке. 17 октября – заседание во Всероссийском союзе писателей, посвященное проводам А. Белого за границу. 20 октября – Белый уехал в Берлин. Конец ноября – встреча с Асей Тургеневой и Р. Штейнером.
  • 1922. Апрель – разрыв с Асей Тургеневой. Выход сборника "Звезда". Сентябрь – статья Андрея Белого "Максим Горький" . По поводу 30-летнего юбилея". 20 сентября – в Москве умерла мать Андрея Белого – Александра Дмитриевна Бугаева.
  • 1923. Январь – приезд в Берлин К.Н. Васильевой. Февраль-март – сотрудничество в журнале "Беседа", выходящем в Берлине под редакцией Максим Горького . 26 октября – возвращение Андрея Белого в Москву.
  • 1924. Июнь-сентябрь – отдых с К.Н. Васильевой в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Последняя встреча с Брюсовым .
  • 1925. Конец марта – Андрей Белый и К.Н. Васильева поселились в подмосковном поселке Кучино. Конец августа – в один из приездов в Москву Андрей Белый попал под трамвай.
  • 1927. Апрель - начало июля – отдых с К.Н. Васильевой в Грузии.
  • 1928. 17-26 марта – очерк "Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития". Май-август – отдых с К.Н. Васильевой в Армении и Грузии.
  • 1929. Февраль-апрель – работа над мемуарами "На рубеже двух столетий". Апрель-август – отдых с К.Н. Васильевой на Кавказе.
  • 1930. Январь – выход воспоминаний "На рубеже двух столетий". Июнь-сентябрь – отдых в Крыму, в Судаке. Последняя встреча в Коктебеле с М. Волошиным.
  • 1931. 9 апреля – переезд с К.Н. Васильевой на постоянное жительство в Детское Село. 30 мая – арест К.Н. Васильевой. 3 июля – освобождение К.Н. Васильевой. 18 июля – регистрация брака Андрея белого с К.Н. Васильевой (отныне – Бугаевой). 31 августа – письмо И.В. Сталину. 30 декабря – отъезд в Москву.
  • 1933. Январь – выход в свет романа "Маски". 11 и 27 февраля – вечера Андрея Белого в Политехническом музее . 15 июля – Андрей Белый получил в Коктебеле солнечный удар. Август – возвращение в Москву и лечение. Ноябрь – выход воспоминаний "Начало века" с разгромным предисловием Л.Б. Каменева. 8 декабря – Андрей Белый в больнице. 29 декабря – диагноз: кровоизлияние в мозг.
  • 1934. 8 января – Андрей Белый умер в присутствии жены и врачей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стихи Андрея Белого

Стихотворение "В полях" Андрей Белый написал в 1904 г.

Стихотворение "Воспоминание" Андрей Белый написал в Петербурге в сентябре 1908 г.

Декабрь... Сугробы на дворе...
Я помню вас и ваши речи;
Я помню в снежном серебре
Стыдливо дрогнувшие плечи.

В марсельских белых кружевах
Вы замечтались у портьеры:
Кругом на низеньких софах
Почтительные кавалеры.

Лакей разносит пряный чай...
Играет кто-то на рояли...
Но бросили вы невзначай
Мне взгляд, исполненный печали.

И мягко вытянулись, – вся
Воображенье, вдохновенье, –
В моих мечтаньях воскреся
Невыразимые томленья;

И чистая меж нами связь
Под звуки гайдновских мелодий
Рождалась... Но ваш муж, косясь,
Свой бакен теребил в проходе...

Один – в потоке снеговом...
Но реет над душою бедной
Воспоминание о том,
Что пролетело так бесследно.

Стихотворение "Всё забыл" Андрей Белый написал в марте 1906 г.

Стихотворение "Июльский день" Андрей Белый написал в 1920 г.

Стихотворение "Маг" Андрей Белый написал в 1903 г. Обращено к Валерию Брюсову .

Стихотворение "Один" Андрей Белый написал в декабре 1900 г. Посвящено Сергею Львовичу Кобылинскому.

Стихотворение "Пепел. Россия. Отчаянье" Андрей Белый написал в июле 1908 г. Посвящено 3.Н. Гиппиус.

Довольно: не жди, не надейся –
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твоё прорыдать: –

Туда, на равнине горбатой, –
Где стая зелёных дубов
Волнуется купой подъятой
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И в ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи.
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, жёлтые очи
Безумных твоих кабаков, –

Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
Исчезни в пространстве, исчезни,
Россия, Россия моя!

Стихотворение "Россия" Андрей Белый написал в декабре 1916 г.

Андрей Белый (настоящее имя Бори́с Никола́евич Буга́ев ; 14 (26) октября1880 год, Москва, Российская империя — 8 января1934, Москва, РСФСР, СССР) — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма .

Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, известного математика и философа, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой. До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. В 1891—1899 гг. учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.

В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В студенческие годы знакомится со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства».

Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты».

В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок, — вспоминал Андрей Белый.

В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова . На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.

В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909).

Белый больше двух лет жил за рубежом, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Вернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой (1890—1966) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н. Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала.

После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. С конца 1919 г. Белый думал об отъезде за границу, чтобы вернуться к жене в Дорнах. Но выпустили его только в начале сентября 1921 г. Он встретился с Асей, которая предложила ему разойтись навсегда. По стихам того времени, по его поведению («христопляски Белого», по выражению Марины Цветаевой) можно почувствовать, что он очень тяжело переживал это расставание.

Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела сохранить особый стиль иллюстраций, которыми пополнились все антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» открывают нам подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими известными талантливыми людьми Серебряного века. Белый остался совершенно один. Он посвятил Асе большое количество стихов. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 года снимают две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер у неё на руках от инсульта, ставшего последствием солнечного удара, 8 января 1934 года в Москве. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.

Литературный дебют — «Симфония (2-я, драматическая)» (М., 1902). За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов «Золото в лазури» (1904) отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909; трагедия деревенской Руси), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909; отд. изд. 1910), очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911).

Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, подведены в сборниках статей «Символизм» (1910; включает также стиховедческие работы), «Луг зелёный» (1910; включает критические и полемические статьи, очерки о русских и зарубежных писателях), «Арабески» (1911). В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913—1914; переработанная сокращённая редакция 1922) символизированное исатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов — «Котик Летаев» (1914—1915, отд. изд. 1922); серия продолжена романом «Крещёный китаец» (1921; отд. изд. 1927). В 1915 пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (М., 1917)

Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса — в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). Также в 1922 году в Берлине публикует «звуковую поэму» «Глоссолалия», где, опираясь на учение Р.Штейнера и метод сравнительно-исторического языкознания, разрабатывает тему создания вселенной из звуков. По возвращении в Советскую Россию (1923) создаёт романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом»; 1926), роман «Маски» («1932»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—1923) и мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).

Романы

  • ««Серебряный голубь. Повесть в 7-ми главах»» (М.: Скорпион, 1910; тираж 1000 экз.); изд. Пашуканиса, 1917; изд. "Эпоха", 1922
  • «Петербург» (в 1-м и 2-м сб. «Сирин» (СПб., 1913; тираж - по 8100 экз.), окончание в 3-м сб. «Сирин» (СПб., 1914; тираж 8100 экз.; отдельное издание ([Пг.], 1916; тираж 6000 экз.); переработанная в 1922 версия - ч. 1, 2. М.: Никитинские субботники, 1928; тираж 5000 экз.); Берлин, "Эпоха", 1923
  • «Котик летаев» (1915; изд. - Пб.: Эпоха, 1922; тираж 5000 экз.).)
  • «Крещеный китаец» (как «Преступление Николая Летаева» в 4-м вып. альм. «Записки мечтателей» (1921); отд. изд., М.: Никитинские субботники, 1927; тираж 5000 экз.)
  • «Московский чудак» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. - М.: Никитинские субботники, 1927
  • «Москва под ударом» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. - М.: Никитинские субботники, 1927
  • «Маски. Роман» (М.; Л.: ГИХЛ; 1932; тираж 5000 экз.), вышли в свет в январе 1933

Поэзия

  • «Золото в лазури» (М.: Скорпион, 1904), сборник стихов
  • «Пепел.Стихи» (СПб.: Шиповник, 1909; тираж 1000 экз.; изд. 2-е, перер. - М.: Никитинские субботники, 1929; тираж 3000 экз.)
  • «Урна. Стихотворения» (М.: Гриф, 1909; тираж 1200 экз.)
  • «Христос воскрес. Поэма» (Пб.: Алконост, 1918; тираж 3000 экз.), вышла в апреле 1919
  • «Первое свидание. Поэма» (1918; отд. изд. - Пб.: Алконост, 1921; тираж 3000 экз.; Берлин, "Слово", 1922)
  • «Звезда. Новые стихи» (М.: Альциона, 1919; П., ГИЗ, 1922)
  • «Королевна и рыцари. Сказки» (Пб.: Алконост, 1919)
  • «Звезда. Новые стихи» (Пб.: Государственное изд-во, 1922; тираж 5000 экз.).
  • "После Разлуки", Берлин, "Эпоха", 1922
  • «Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин: Эпоха, 1922)
  • «Стихи о России» (Берлин: Эпоха, 1922)
  • Стихотворения (Берлин, изд. Гржебина, 1923)

Документальная проза

  • «Путевые заметки» (2 тома) (1911)
  1. «Офейра. Путевые заметки, ч. 1». (М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1921; тираж 3000 экз.)
  2. «Путевые заметки, т. 1. Сицилия и Тунис» (М.; Берлин: Геликон, 1922)
  • «Воспоминания о Блоке» (Эпопея. Литературный ежемесячник под ред. А.Белого. М.; Берлин: Геликон. № 1 — апрель, № 2 — сентябрь, № 3 — декабрь; №4 — июнь1923)
  • «На рубеже двух столетий» (М.; Л.: Земля и фабрика, 1930; тираж 5000 экз.)
  • «Начало века» (М.; Л.: ГИХЛ, 1933; тираж 5000 экз.).
  • «Между двух революций» (Л.,1935)

Статьи

  • «Символизм. Книга статей» (М.: Мусагет, 1910; тираж 1000 экз.)
  • «Луг зеленый. Книга статей» (М.: Альциона, 1910; тираж 1200 экз.)
  • «Арабески. Книга статей» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.)
  • "Трагедия творчества". М., "Мусагет", 1911
  • «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1915)
  • «Революция и культура» (М.: Изд-во Г. А Лемана и С. И. Сахарова, 1917), брошюра
  • «Ритм и смысл» (1917)
  • «О ритмическом жесте» (1917)
  • «На перевале. I. Кризис жизни» (Пб.: Алконост, 1918)
  • «На перевале. II. Кризис мысли» (Пб.: Алконост, 1918), вышла в январе 1919
  • «На перевале. III. Кризис культуры» (Пб.: Алконост, 1920)
  • "Сирин ученого варварства". Берлин, "Скифы", 1922
  • «О смысле познания» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
  • «Поэзия слова» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
  • «Ветер с Кавказа. Впечатления» (М.: Федерация, Круг, 1928; тираж 4000 экз.).
  • «Ритм как диалектика и "Медный всадник". Исследование» (М.: Федерация, 1929; тираж 3000 экз.)
  • «Мастерство Гоголя. Исследование» (М.-Л.: ГИХЛ, 1934; тираж 5000 экз.), вышло посмертно в апреле 1934

Разное

  • «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.), брошюра
  • «Симфонии»
  1. Северная симфония (героическая) (1900; издано - М.: Скорпион, 1904)
  2. Симфония (драматическая) (М.: Скорпион, 1902)
  3. Возврат. III симфония (М.: Гриф, 1905. Берлин, "Огоньки", 1922)
  4. Кубок метелей. Четвертая симфония» (М.: Скорпион, 1908; тираж 1000 экз.).
  • «Одна из обителей царства теней» (Л.: Государственное изд-во, 1924; тираж 5000 экз.), очерк

Издания

  • Андрей Белый Петербург. — Типография М. М. Стасюлевича, 1916.
  • Андрей Белый На перевале. — Алконост, 1918.
  • Андрей Белый Одна из обителей царства теней. — Л. : Ленинградский Гублит, 1925.
  • Андрей Белый Петербург. — М .: «Художественная литература, 1978.
  • Андрей Белый Избранная проза. — М .: Сов. Россия, 1988. —
  • Андрей Белый Москва / Сост., вступ. ст. и примеч. С. И. Тиминой. — М .: Сов. Россия, 1990. — 768 с. — 300 000 экз.
  • Андрей Белый Крещеный китаец. — «Панорама», 1988. —
  • Белый А. Символизм как миропонимание. — М .: Республика, 1994. — 528 с.
  • Андрей Белый Собрание сочинений в 6 томах. — М .: Терра — Книжный клуб, 2003—2005.
  • Андрей Белый Мастерство Гоголя. Исследование. — Книжный Клуб Книговек, 2011. —
  • Белый А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Т. Ю. Хмельницкой; Подгот. текста и примеч. Н. Б. Банк и Н. Г. Захаренко. — 2-е издание. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. — 656 с. — (Библиотека поэта. Большая серия.). — 25 000 экз.
  • Белый А. Петербург / Издание подготовил Л. К. Долгополов; Отв. ред. акад. Д. С. Лихачев. — М .: Наука, 1981. — 696 с. — (Литературные памятники).

) рос Б. Бугаев. В 1899 г. закончил гимназию Л. И. Поливанова, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, закончил его в 1903 г. Будучи гимназистом, сблизился с семьей родного брата Вл. Соловьева, издателя его трудов Михаила Сергеевича, подружился с его сыном Сережей. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева буквально заворожили молодых людей, определили их первые творческие опыты. В студенческие годы Бугаев лично знакомится с многими «старшими символистами».

Осенью 1903 г. организует кружок «аргонавтов» (С. Соловьев, Эллис, А. Петровский и др.), подобно древним грекам, «путешествующих» за своим «золотым руном» - новым словом, способным активно содействовать преображению Мира. Искусство было наделено жизнестроительной функцией. Лирика А. Блока (дальнего родственника С. Соловьева) становится предметом постоянного обсуждения «аргонавтов». С зимы 1903 г. начинается переписка Бугаева с Блоком, а в январе 1904 г. происходит их знакомство. Постепенно складывается объединение «младосимволистов».

А. Белый (этот псевдоним возникает под влиянием семьи Соловьевых) - личность редкой, многогранной одаренности: замечательный поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романов. Исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик, блестящий полемист и публицист, оставивший и по сей день интересные, итоговые книги «Символизм» (1910), «Арабески» (1911), наконец, талантливый мемуарист, автор трех томов воспоминаний. М. Цветаева назвала А. Белого «пленным духом». Воистину ему было тесно как в «земной оболочке», так и в пределах какого-то одного вида деятельности.

Раннее творчество

В 1900-1902 гг. А. Белый написал свои первые крупные произведения - «симфонии» в прозе (изданы: сначала 2-я - 1902; потом 1-я - 1904; 3-я - 1905). В их символическом образном строе злопорочному, обыденному, бессмысленному противопоставлены героическое, духовное, вечно прекрасное. В этот период Белый установил важные для себя творческие принципы, опираясь на философию Вл. Соловьева и Ф. Ницше. Внутреннее состояние личности молодой поэт фиксировал в символике красок как «смене духовных видений». Особое значение придавал музыкальному началу жизни и творчества, «способствующему развитию человечества» и восходящему к «музыкальному единству мира».

Взлет «заревых» настроений (веры в близкое преображение жизни) наполнил лирику первого сборника - «Золото в лазури» (1904). Ликующее мироощущение очень скоро, однако, поколебалось под наплывом «мистических ужасов» (угроз зла), которые А. Белый ощущал в существовании каждой личности и положении всей России.

Творческая зрелость

Сопереживание стране, нарастая до болезненного потрясения, было высказано в сокровенных стихах сборника «Пепел» (1909) с эпиграфом из Некрасова . Заглавный образ имеет двойной смысл - «сожженных» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей Русской земли.

Выразительность переживаний лирического героя достигнута соединением его безысходного одиночества с трагическим молчанием родины:

Мать Россия! Тебе мои песни,-
О, немая, суровая мать! -
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.

Душевные муки предельно усилены их отождествлением со смертной физической болью: от падения «на сухие стебли, узловатые, как копья», от давления могильных плит.

Подстерегающая смерть все-таки не властна погасить желание душевного подъема: «Я, быть может, не умер, / Быть может, проснусь...» Исподволь созревает порыв к свету:

Воздеваю бессонные очи -
Очи, полные слез и огня...

«Самосжигание» лирического «Я» до пепла по-иному пережито в лирике сборника «Урна» (1909). О нем А. Белый сказал: «мертвое «Я» заключено здесь в Урну,- а «живое «Я» пробуждается к истинному». По-новому, с усилением философского раздумья о смысле жизни, любви, были прочувствованы невосполнимые утраты - появление «Скудных безогненных Зорь», «безгрезного бытия». Напряженное размышление о былом, обращение к художникам-современникам, самоуглубление поэта возвращают надежду: «над душой снова - предрассветный небосклон», «вещие смущают сны».

От таинств природы почерпнул А. Белый поэтическое выражение своей «жизнестроительной» идеи: яркие, зовущие зори; небесное сияние, рассвет. Равно как и разочарования в мечте. Мстительное чувство передано метафорой - «Вонзайте в небо, фонари, лучей наточенные копья»; ощущение мрака жизни рождает образ - «провалы зияющей ночи». Важна и другая особенность лирики А. Белого. Любое переживание здесь как бы «проговаривается», подчиняя себе звучание и интонацию строк. Отсюда - редкая свобода их ритмического строя, обилие поэтических тавтологий, аллитераций («над откосами косами косят»).

Стремление разгадать «вещий сон» о будущем лежит в основе романов А. Белого «Серебряный голубь» (1909) и «Петербург» (1913-1914). В 1909 г. их автор наметил новый путь к истине: «...от Ницше, Ибсена к Пушкину, Некрасову, Гоголю , от Запада на Восток, от личности к народу». Мистическая связь народной души с ищущей душой интеллигенции и трагический обрыв этой связи в обстановке всеобщего ожесточения и бессознательности выразительно воплощены в «Серебряном голубе». «Петербург» - мастерски написанная, устрашающая картина «призрачного» города, разрушения мира и человека, оторванного от родных корней под гнетом механистически перенесенного Петром I западного образа жизни. Писатель пророчит скачок России над историей, новую Калку - духовное очищение страны.

Знакомство (1912) с Р. Штейнером, увлечение его антропософским учением дают новое направление поиску А. Белого. По его словам, он увидел «реальный путь продолжения и раскрытия меня - в моем » (курсив автора). От Штейнера была воспринята идеи развития «тайных способностей» (врожденных) личности, иначе - ее самоусовершенствования. С этих позиций А. Белый обратился к автобиографической прозе, создав роман «Котин Летаев» (1916, опубл. 1917). А в декабре 1916 г. писал: «Национальное самосознание, подлинное выражение русской культуры» - вот лозунг будущего».

С надеждой на это будущее А. Белый приветствовал Октябрьскую революцию как стихийный взрыв мещанского застоя. Пробуждение творческих сил. В советское время активно участвовал в культурной жизни страны, выпустил множество книг художественного и исследовательского характера.

Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003.


Отослано читателями из интернет-сайтов


Онлайн библиотека , планы конспектов уроков по литературе , скачать задания по литературе для 11 класса , лекции уроков, бесплатные учебники

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения