Чарли чаплин краткая биография. Чарли Чаплин (Charlie Chaplin) - биография, информация, личная жизнь

О Чарли Чаплине знают все! Этот великий актер способствовал тому, что кино стало настоящим искусством. Созданный им образ маленького смешного человека в шляпе-котелке стал одним из символов мирового кинематографа.

Он был не только великолепным актером, но и проявлял свои способности как режиссер и сценарист короткометражных фильмов, в которых сам снимался. Он также выступал продюсером многих своих фильмов и писал музыку.

Все фото 2

Charlie Chaplin - один из самых любимых и известнейших образов за весь период киноиндустрии.

Биография

Великий артист родился в 1889 году 16 апреля в Лондоне. Его родители - Чарльз и Ханна - были эстрадными артистами и успешно развивали свой творческий потенциал. Они участвовали в музыкальных представлениях, танцевали и играли в постановках различных театров. Они были очень востребованы в своей сфере, их приглашали в крупные мюзик-холлы английской столицы. Чарльз-старший много гастролировал по Европе.

Семья не была стеснена в финансах, но не придавала деньгам большого значения. Родители поощряли еще маленького Чарли и его брата по материнской линии к занятиям творчеством. Это также стало определяющим фактором для того, что оба брата стали успешными в актерской карьере.

Будущий мэтр мирового кино в первый раз появился на сцене уже в возрасте 5 лет. Он часто заменял свою мать в некоторых постановках, так как у нее начались проблемы с голосом. Мальчик сразу же покорил сердца зрителей. Они забросали сцену монетами и купюрами, которые маленький мальчик сам собирал после представления, чем вызвал еще большее умиление зрителей. С этих пор Чарли Чаплин стал часто выступать.

Скоро значительные перемены произошли в жизни актерской семьи. У матери обнаружили серьезные проблемы с голосом, поэтому выступать она перестала. Отец пристрастился к спиртному и умер, когда ему было всего 37 лет. Жена не смогла вынести такой трагедии и была определена на лечение в психиатрическую клинику. Их сыновья попали в социальное учреждение. Там мальчикам пришлось самим искать средства к существованию.

С девятилетнего возраста Чарли стал принимать участие в танцевальных представлениях в составе «8 ланкаширских парней». Именно тогда артист впервые попробовал себя в комическом жанре и добился большого успеха. Для того чтобы заработать денег, помимо представлений мальчик продавал газеты, работал в типографии и помогал в приемной врача.

В 14 лет Чарли Чаплин получил первую роль в постановке «Шерлок Холмс». Впоследствии он работал с коллективом Фреда Карно. С ними он покорил сердца многих английских и американских зрителей.

Американская фирма «Кистоун» изъявило желание сотрудничать с актером. С этого момента жизнь его кардинально изменилась.

Не сразу кинокарьера стала успешной, но Чаплин быстро полюбился американским зрителям. Позже у него возникли проблемы с руководителями компании, и он прекратил сотрудничество.

С 1910-х годов Чарли начал сам писать сценарии и ставить фильмы с собственным участием. В поиске своего образа он начинал с ловеласа, но вскоре появился знаменитый «маленький бродяга». Именно это амплуа принесло актеру мировую известность и сделало его кумиром миллионов людей. Его фильмы приносили баснословные гонорары и огромное число всевозможных наград и премий. Легенда немого кино является обладателем двух "Оскаров", а английская королева посвятила его в рыцари.

Личная жизнь

У Чаплина было множество романтических отношений с самыми разными женщинами. Среди них танцовщицы и актрисы, такие как Хетти Келли, Эдна Первиэнс.

Официальных жен у него было 4. Первой его супругой стала Милдред Харрис. Актеру в то время было 29 лет, жена была моложе его на 13 лет. Через 2 года состоялся развод, сопровождаемый взаимными упреками. У пары был сын, который умер сразу после рождения.

Вторым для Чаплина стал брак с Литой Грей. Она снималась в некоторых фильмах мужа. От этого союза у актеров родились два сына - Чарльз и Сидни Эрл, который стал востребованным театральным актером. После развода Чарли Чаплин выплатил бывшей жене около $830 тыс.

Полет Годдар стала третьей женой артиста. Она снималась вместе с мужем в картинах «Великий диктатор» и «Новые времена». Они жили вместе 8 лет. После развода Полет жила в Швейцарии, ее новым мужем был Эрих Мария Ремарк.

Четвертой официальной избранницей Чаплина стала Уна О’Нил, которая была моложе его на 36 лет. После замужества женщина полностью посвятила себя семье, отказавшись от карьеры. Ее отец, известный американский драматург Юджин О’Нил был против этого союза и больше не общался с дочерью.

У пары родилось восемь детей - три сына и пять дочерей. В последний раз актер стал отцом в 72 года. Его дочь Джеральдина добилась огромного успеха в актерской карьере и продолжила дело своего знаменитого отца.

За свою жизнь Чаплин многократно подвергался разнообразной критике. Его даже считали пособником коммунистов. После фильма о Гитлере представители фашистского движения не раз угрожали артисту.

Последние годы легенда кинематографа прожил в Швейцарии. Там он умер во сне 25 декабря 1977 года.

Чарли Чаплин краткая биография расскажет о жизни и творчестве известного киноактера.

Краткая биография Чарли Чаплина

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года , в Лондоне, в Великобритании, в семье актеров мюзик-холла и с детства выступал на сцене. В 1914 году, приехав на гастроли в США с пантомимической труппой Фреда Карно, дебютировал на экране в комическом фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь», но известный образ Чарли (непомерно широкие штаны, пиджачок в обтяжку, слишком большие, расходящиеся носы разбитых ботинок, усики, котелок и тросточка) родился после съемок почти в десятке короткометражных лент («Детские автогонки в Венисе», «Между ливнями», «Лучший жилец», все - 1914).

К 1918 году он был одним из самых известных деятелей киноиндустрии.

Чаплин писал, режиссировал, продюсировал, редактировал, снимался и сочинял музыку для большинства своих фильмов. Он был перфекционистом, и его финансовая независимость позволила ему потратить годы на разработку и производство картины.

В 1919 году Чаплин стал соучредителем дистрибьюторской компании United Artists, что дало ему полный контроль над его фильмами. Его первые полнометражные фильмы:

  • Ребенок (1921),
  • Женщина в Париже (1923),
  • Золотая лихорадка (1925),
  • «Цирк» (1928).

В 1931 году Чаплин снял свой первый звуковой фильм «Огни большого города». Однако, введя в картину звуковое сопровождение и музыку, он отказался от актерской речи.

В годы Второй мировой войны актер писал антифашистские статьи, выступал перед уходящими на фронт солдатами.

В сентябре 1952 года Чаплин отплыл с семьей на гастроли в Англию. Уже находясь в море, актер узнал, что лишился права на возвращение в США. Остаток жизни провел в Швейцарии

В 1957 году вышла комедия «Король в Нью-Йорке», в которой Чаплин создал образ изгнанного из своего королевства короля Шедова. Фильм был запрещен к показу в США. Последней картиной Чаплина стала салонная комедия «Графиня из Гонконга» (1967) с Софи Лорен и Марлон Брандо.

129 лет назад, 16 апреля 1889 года, родился Чарльз Спенсер Чаплин – режиссер, актер, сценарист и композитор, ставший одним из символов не только современного ему немого кино, но и кинематографа вообще. Но если режиссерский талант Чаплина, не говоря уже об актерском, давно признан всеми и вся, то подробности его биографии как музыканта часто остаются в тени. сайт предлагает вниманию читателей факты из биографии Чарли Чаплина – композитора и музыканта.

Без музыкального образования

Формального музыкального образования у Чаплина не было, но от отца, выступавшего в мюзик-холлах, он унаследовал музыкальный слух и потрясающее чувство ритма. «Если Чарльз так и останется киноактером, музыкальный мир потеряет гения. Я видела, как он часами просиживал за фортепиано, сочиняя прямо на ходу. Больше всего, я думаю, он любил виолончель. Радостно было смотреть, как менялось его выражение лица, когда он трепетной рукой прикасался к струнам», – вспоминала в 1915 году его тетушка Кейт.

Скрипка и виолончель

В 16 лет Чаплин приобрел собственные скрипку и виолончель, и брал с собой инструменты в любую поездку. При этом ему приходилось перетягивать струны в обратном порядке, чтобы было удобнее играть левой рукой (он был левшой).

«Его музыкальная карьера»

Свое пристрастие к музыке Чаплин отразил в короткометражном фильме «Его музыкальная карьера», снятом на киностудии Keystone в 1914 году.

Первые песни - о любви

В театрах, в которых ему приходилось играть, Чаплин брал уроки у дирижеров, и, судя по всему, опыт не пропал даром – 20 февраля 1916 года Чаплин выступил на бенефисе в нью-йоркском зале «Ипподром», где дирижировал оркестром Сузы и сыграл композицию собственного сочинения «Патруль мира». В том же году Чаплин опубликовал ноты двух своих песен: «О, эта виолончель!» и «Всегда есть кто-то, кого не забыть», написанных в период первой влюбленности.

Читайте также:

Первые пластинки Чарли Чаплина

Создав в начале 20-х годов фирму United Artists, Чаплин взял в свои руки и сочинение музыки для фильмов, начиная с фильма «Парижанка». Тогда же вышли пластинки с его песнями «С вами, дорогая, в Бомбее» и «Пой песню», которые позднее вошли в звуковую версию «Золотой лихорадки». В 1940-е было издана чаплинская песня «Падающая звезда», написанная на мелодию из фильма «Великий диктатор», а также еще три композиции, звучавшие в фильме «Месье Верду»: «Парижский бульвар», «Горечь танго» и «Румба».

Особое музыкальное оформление фильмов под патронажем Чаплина

До того, как музыкальное сопровождение стали записывать на пленку, для озвучивания фильмов издавались специальные сборники музыкальных произведений, подходящих для иллюстрации той или иной сцены фильма. В результате возникли устойчивые штампы, которые перекочевывали из картины в картину. Чаплин требовал, чтобы музыка исполнялась в каждом кинотеатре именно так, как он задумал, и лично составлял списки музыкальных номеров, которые рассылались бесплатно во все кинотеатры, купившие его фильмы. Такие списки существовали для фильмов Чаплина с 1921 по 1931 годы (начиная с «Малыша» и заканчивая «Огнями большого города»).

Саундтрек к фильму «Огни большого города»

«Огни большого города», вышедшие в 1931 году, стали первым фильмом, в титрах которого Чаплин значился как композитор. Оркестровку Чаплин поручил Артуру Джонстону и Альфреду Ньюману, однако большинство мелодий были написаны им самим. Кроме того, в фильме звучат отрывок из балета «Шехерезада» Римского-Корсакова, музыка Дебюсси и Листа, а тема слепой цветочницы написана композитором Хосе Падилья. Всего в «Огнях большого города» звучат 95 композиций, не считая фрагментов, в которых музыкальный фон синхронизируется с действиями персонажей.

Утверждение Чаплина-композитора


Окончательно публика приняла Чаплина-композитора после выхода второй версии «Золотой лихорадки», для которой он написал всю музыку. Зрители и критики заговорили о «чаплинском» звучании, хотя оркестровкой композиций по-прежнему занимались другие люди. Авторской была и музыка во всех последовавших картинах Чаплина – вплоть до фильма 1967 года «Графиня из Гонконга».

«Песенка без слов» и Аркадий Райкин

«Песенка без слов» в одной из последних сцен фильма «Новые времена» стала свидетельством еще одного из чаплинских талантов – песенки на «никаком» языке Чаплин виртуозно исполнял еще в ранние годы. Сама же мелодия оказалась настолько запоминающейся, что впоследствии использовалась в телевизионной заставке программы «Маски-шоу» и в одном из номеров Аркадия Райкина – облачившись в чаплинский костюм, маэстро пел песенку с такими словами:

«Живет он в Ленинграде,

Зовут его Аркадий,

Иль попросту Аркаша,

Иль Райкин, наконец».

«Smile», Нэт Кинг Коул и Майкл Джексон

В фильме «Новые времена» звучит и еще одна инструментальная тема, сочиненная Чаплином и впоследствии ставшая песней. Источником вдохновения для нее стала одна из мелодий оперы Пуччини «Тоска», а в 1954 году поэты Джон Тернер и Джофри Парсонс дописали к этой мелодии слова. Эта версия песни, получившая название «Smile», стала хитом в исполнении Нэта Кинга Коула, достигнув 10 места в чартах Billboard и второго – в национальном хит-параде Великобритании. Майкл Джексон, тоже бывший большим поклонником Чаплина, записал свою версию этой песни для альбома «HIStory: Past, Present and Future, Book I».

ВЕЛИКИЙ МАГ КОМЕДИИ ЧАРЛИ ЧАПЛИН

«Оловянный ужас на лице,
Ходит сажа, вакса семенит,
Голова не держится совсем.
И тихонько Чаплин говорит…»

Осип Мандельштам

Огромные ботинки. Котелок и тросточка. Усы в форме обувной щетки. Ни одному актеру, если он не гений, не удастся создать бессмертный образ при помощи таких ничтожных вещей. Непревзойденный мим доказал всему миру, что можно добиться максимального эффекта без единого жеста. И вряд ли какой-то другой человек когда-либо сможет принести больше радости, удовольствия и облегчения в тот момент, когда в них так нуждается большинство людей. Федерико Феллини считал его «Адамом, от которого все мы ведем родословную…» Но даже просто гением быть недостаточно. Нужно быть .

Человек-легенда

В век компьютеров и немыслимых спецэффектов его черно-белые немые фильмы, давным-давно ставшие классикой кинематографа, впечатляют так, как никогда не впечатлит самый навороченный голливудский блокбастер. Они до сих пор заставляют зрителя смеяться и плакать, позволяют взглянуть другими глазами на мелкие жизненные неурядицы и, подобно герою Чаплина – Бродяге, не сдаваться и не унывать.

Чарльз Спенсер Чаплин родился 1889 года в Лондоне. Его родители были артистами мюзик-холла. Этим фактом была предрешена судьба Чарли. Еще в раннем детстве, наблюдая за выступлениями своей матери Ханны в мюзик-холлах родного Лондона, Чарльз научился петь и танцевать. Отец Чаплина был алкоголиком и ушел из семьи вскоре после рождения ребенка. Его мать часто находилась на излечении в психиатрических лечебницах. Большая часть детства прошла у Чаплина на улице и в различных детских приютах. Когда подрос, стал зарабатывать на жизнь сначала в парикмахерской, а потом сторожем в мюзик-холле. Пережитое в эти годы впоследствии легло в основу его будущих гениальных комедий.

Он ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в безымянном театре. Вскоре его позвали в известную труппу пантомимы Карно. Именно здесь он в совершенстве овладел искусством пантомимы, пластики и выразительности движений. Дар импровизации и меткие бытовые зарисовки обеспечили успех Чаплина в Англии и во время американских гастролей 1910–1912 годов.

Из грязи – в князи

В 1913 году, во время гастролей труппы в Америке, молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннет и предложил ему контракт с кинокомпанией «Кистоун». Первым фильмом Чаплина стала комическая лента «Зарабатывая на жизнь», а в фильме «Детские автогонки в Венеции» он впервые появился в своем вскоре ставшем для него традиционном облике. Появившись в 12 лентах, снятых под руководством Сеннета, в 1914 году Чаплин самостоятельно снимает комедию «Застигнутый дождем».

В 1916 Чарльз Чаплин подписал контракт с фирмой «Мьючуэл», обеспечив себе творческий контроль и право снимать не более 12 фильмов в год. В каждой новой работе усиливается драматический конфликт между добром и злом, бедностью и богатством, справедливостью и «общественным порядком».

Чаплин всегда стремился к полной независимости и в 1923 году основал «Чарльз С. Чаплин Филм Корпорейшен». Необходимость этого шага подтвердили проблемы с прокатом драмы «Парижанка», направленной против ханжества и аморальности консервативного общества.

Луч света в темном царстве

В 1930-е годы осознание бесплодности усилий «одинокого искателя» в фильмах «Огни большого города» и «Новые времена» стало кульминацией темы маленького человека, прологом к эволюции героя, который вырос из маски Чарли. Эта эволюция отражена в блистательном антифашистском фарсе «Великий диктатор», который сделал персоной нон-грата в Германии. Здесь Чаплин предстал в двух образах – еврея-парикмахера и диктатора Хинкеля. Картина взывала к человечности и к борьбе с насилием. Гитлера этот фильм сильно задел за то живое, что в нем было. С тех пор фашисты явственно узрели в лице Чарли еврейские черты. «Я не еврей, во мне нет ни капли еврейской крови. Но если бы я им был, то не подумал бы скрывать этот факт. Я бы гордился этим», – заявил в ответ Чаплин.

В Европе настали тревожные времена. Нацистская Германия напала на СССР, Рузвельт тянул с открытием второго фронта, а Чаплин выступал в поддержку России. Пожалуй, именно после этого и начались его неприятности. Голливуд стал относиться к актеру с большим подозрением. Чаплина записали в поборники коммунизма. Приехав в Европу, поселился в Швейцарии, в городе Вев, где и прожил до конца жизни.

Долгий путь Чарли к счастью

Чаплин предпочитал иметь дело с молоденькими девушками. Результат: четыре женитьбы (три из них на женщинах в возрасте 18 лет или моложе), 11 детей и целый гарем любовниц. Первой женой стала Милдред Харрис. Примерно через год после их свадьбы Милдред родила сына, который прожил только три дня. Со смертью ребенка умерла и семья. Чаплин и Милдред разошлись в 1920 году. Через четыре года он женился на Лите Грей, которая родила ему двоих детей, но это не спасло их брак. Свадьба с третьей избранницей – актрисой Полет Годдар – состоялась в 1936 году. Это событие было окутано завесой секретности. Но так или иначе, семейная жизнь Чаплина с Полет продолжалась недолго. В 1943 году Чарли познакомился с 17-летней Уной О’Нил, дочерью драматурга Юджина О’Нила. Она стала его четвертой и последней женой.

с Уной О’Нил

После Чаплин написал: «Если бы я раньше встретил Уну или другую такую же девушку, у меня никогда не было бы никаких проблем с женщинами. Я ждал ее всю жизнь, хотя этого и не осознавал». От Чаплина у Уны родилось 8 детей. Отцом последнего ребенка он стал, когда ему было уже за 70. , живя в Швейцарии, не скучал по Нью-Йорку, который слишком изменился со времен его молодости и работы в Голливуде. В Швейцарии у семьи Чаплина было много друзей, среди них королева Испании, граф д’Антраг, кинозвезды и писатели. Весной в гости приезжали англичане и американцы, а сами Чаплины постоянно ездили в Лондон, Париж, Венецию и Рим. Уна была для Чаплина не только женой, матерью его детей, другом в несчастье – она стала его божеством. В Швейцарии Чаплин писал музыку к своим немым фильмам.

Рыцарь Чарли

Уроженец Англии, обладатель двух «Оскаров», сэр тихо скончался в рождественский день 1977 года в Швейцарии. В 1975 году Королева Елизавета II посвятила его в рыцари. Но какое дело до этого зрителю? Чаплина любят не за его успех. А за то, что он и после своей жизни вызывает слезы смеха и восторга.

ФАКТЫ

В доме часто гостили разные знаменитости. У него бывал Артур Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов и как-то раз приехал вместе со своей женой Вандой (дочерью Тосканини). Чаплин никак не мог наслушаться Горовица, он просил играть еще и еще. Когда же Горовиц уехал, Чаплин восхищенно сказал: «Когда он играет, кажется, что в комнате находится оркестр. От его игры у меня просто крышу срывает!».

Чаплин на четыре дня старше Гитлера, спародированного им в «Великом диктаторе».

Чаплин сам называл себя «Восьмым чудом света» и очень гордился своей голливудской репутацией покорителя женских сердец.

Как-то на приеме исполнил для собравшихся гостей очень сложную оперную арию. Когда он закончил, один из гостей воскликнул:

– Потрясающе! Я не подозревал, что вы так великолепно поете.

– Вовсе нет, – улыбнулся Чаплин, – я никогда не умел петь. Я всего-навсего подражал сейчас знаменитому тенору, которого слышал в опере.

Любимым видом спорта Чаплина был бокс, а любимым танцем – танго. В фильме «Огни большого города» он «совместил» бой на ринге с танго.

Чаплин однажды инкогнито участвовал в конкурсе двойников Бродяги. По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии – третье.

Принадлежавшие шляпа и трость были проданы на аукционе в 2006 году. Знакомые всем по многочисленным фильмам великого комика котелок и бамбуковая трость были приобретены за 139 250 долларов.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

125 лет назад родился 
Чарльз Спенсер Чаплин — человек, ставший синонимом 
кинематографа XX века. Кинопродюсер-первопроходец Мак Сеннет, первым давший Чаплину работу в кино, утверждал, что о Чаплине будут говорить и 100 лет спустя. Будут и через 500 — если будет кому. Но, к сожалению, в последние десятилетия чаплинской трогательности, пусть тщательно отремастированной и переизданной в формате Blu-ray, почти не осталось места в современном кино. Однако у нас есть его фильмы, в которых смех так часто шел рука об руку со слезами.

В возрасте семи лет Чаплин ночевал на скамейках в парке, если не был в это время в работном доме. Его мать, певица, содержалась в сумасшедшем доме, а предполагаемый отец, артист мюзик-холла Чарльз Чаплин-старший, пил по-черному и умер, когда Чарли было десять. По одной из легенд, Чаплин вообще родился в цыганском караване, стоявшем близ Бирмингема, — свидетельства о рождении сам артист так и не нашел. Чаплин как будто бы пришел из ниоткуда. Детство его было адски трудным.

Его путь к успеху можно описать одним абзацем. Маленький Чарли не пробовал масла, был стеснительным, болезненным ребенком и рос в атмосфере супружеских измен, алкоголизма и безумия. Чтобы прокормить себя, он отплясывал со шляпой в руке на улицах Лондона. В девять лет он уже колесил по Британии с «Парнями из Ланкашира», группой сельских чечеточников, а в 14 получил первую роль в театре. На пробах он больше всего опасался, что его попросят прочесть несколько реплик, — он был неграмотным. В 21 год он отправляется с труппой Карно (в ее составе был также комик Стэн Лоурел) на гастроли в Америку и решает остаться там. Bсего спустя четыре года, в 25 лет, он уже был кинозвездой и получал астрономические по тем временам деньги — $1000 в неделю.

Несмотря на свои доходы, Чарли носил самую захудалую одежду и совершенно не интересовался собственным внешним видом или даже чистотой. Привыкший к нищете, он сделал своей второй натурой строжайшую экономию во всем, и успех никак не повлиял на него. Он никогда не покупал себе выпивку и никого не угощал. Его коллеги по театру прозвали его странным. И когда он наконец ушел из театральной труппы, чтобы полностью посвятить себя молодому тогда кинематографу, никто по нему особенно не скучал.

Чаплин преклонялся перед Максом Линдером, королем французских немых фильмов, слащавым кинокомиком, снимавшимся в комедиях с 1908 года. Когда Линдер после Первой мировой войны прибыл в Голливуд, Чаплин подарил ему свой портрет с надписью «Профессору Максу от его ученика». В короткометражке «Роман Макса» (1912) обувь его обладателя сама по себе влюблялась в женские туфли соседки по гостинице. Чаплин завел себе такие же высокие черные штиблеты на застежках и носил их десятилетиями после того, как они вышли из моды. Но в своих фильмах Чаплин обошел своего учителя на многие мили — он невероятно быстро двигался, вставлял в сцены больше гэгов, а сюжет двигал вперед при помощи жестов и языка тела. Секрет успеха Чаплина, наверное, заключался в том, что он объединил в образе своего Бродяги обоих цирковых клоунов, рыжего и белого — манерного, элегантно обтянутого Пьеро и неуклюжего Огюста в широких штанах и безразмерных ботинках.

Личность Чаплина очень сильно контрастировала с его милым экранным образом. Чаплин был эгоцентриком — бытует анекдот, что в ответ на замечание ассистента, что в кадре видны рельсы для операторской тележки, Чаплин ответил: «Если в кадре буду я, то публика ни на что другое смотреть не будет».

В короткометражке «Женщина» (1915) его Бродяга переодевается в женскую одежду, сбривает усы и становится уже даже не женоподобным, а полностью утрачивает какие-либо мужские черты — он флиртует, улыбается, очаровывает. Чаплин густо красил ресницы, подчеркивая свою красоту для всего мира. И мир отвечал ему взаимностью — особенно женщины и дети. Много говорилось о том, что Чаплин предпочитал женщин гораздо моложе себя. Его первой любви было 15 лет, когда они познакомились. В возрасте 53 лет Чаплин влюбился в 17-летнюю Уну О’Нил и вынужден был отвечать в суде по обвинению в аморальном поведении. Но сам Чаплин не придавал сексу основополагающего значения и предпочел в автобиографии совсем умолчать об этой стороне своей жизни.

Эпидемия чаплинита

До 30 лет его жизнь была тихой и без каких-либо скандалов, если не считать его безумной популярности. Задолго до битломании, в 1915 году, началась эпидемия чаплинита — по подобию комика изготовлялись игрушки, куклы и карты. Устраивались и конкурсы на лучших имитаторов кинокомика — по легенде, Чаплин принял участие в одном из них и был снят за недостаточную реалистичность.

Он отошел от слэпстиков, в которых ловко отвешивал толстым усачам пинки, и стал вплетать в свои комедии мрачные проблемы, тяготившие общество. Потеря родителей и опека сирот в «Малыше» (1921), социальное неравенство в «Огнях большого города» (1931), всемирный экономический кризис в «Новых временах» (1936), нацизм в «Великом диктаторе» (1940). Чаплин наглядно и без лишних слов совмещал понятные всем шутки с не менее понятными горестями, мастерски переходил от одной эмоции к другой, совершенно противоположной, и гордился тем, что его фильмы смотрят даже в тех регионах, где никогда не слышали об Иисусе Христе.

Ленин искал встречи с ним, Гитлер копировал форму его усов — сильных мира сего восхищала его безразмерная власть над зрительскими массами. Перед Чаплиным равны были все — и политики, и неграмотные индусы, и архитекторы школы Баухауз, восторгавшиеся полным отсутствием человечности в его образе. «Разве эти чаплинские усики не все, что у Европы осталось от лица?» — задавался вопросом Владимир Маяковский в 1923 году.

Но мир разлюбил Чаплина так же стремительно, как и полюбил. За свои социалистические пристрастия и открытую симпатию к коммунизму ему пришлось отвечать перед Комитетом по антиамериканской деятельности. В ресторанах люди нарочито отсаживались от него. А когда он отправился в Лондон, то на полпути через океан выяснилось, что его виза для обратного въезда в Штаты аннулирована. Голливудская колумнистка Хедда Хоппер письменно просила директора ФБР Дж. Эдгара Гувера предоставить ей дело Чаплина, чтобы атаковать суперзвезду: «Дайте материалы, и я ударю по нему». И хотя у Гувера лежало пухлое досье на Чаплина с отчетом о связях последнего с немецкими социалистами от искусства — эмигрантами Хансом Эйслером и Бертольдом Брехтом, суровый директор ФБР ей отказал.

Чаплин пробыл изгоем до конца жизни, уединившись в Швейцарии по соседству с Владимиром Набоковым (и, возможно, послужив прототипом для героя «Лолиты»). В это время он с удовольствием вспоминал ранние дни на студиях Keystone и Essanay, когда он был свободен, счастлив и мог легко делать все что угодно. Как говорил он сам: «Все, что мне нужно для комедии, это парк, полицейский и красивая девушка».

«Мсье Верду»
(1947)

Сценарий написал Орсон Уэллс, который хотел снять Чаплина в роли Анри Ландрю, серийного убийцы начала века, которому приписывали убийства более 300 женщин. В итоге Чаплин снял сам себя, выкупив сценарий у Уэллса за $1500, перенеся действие в современность. Черная комедия стала первым послевоенным фильмом Чаплина, и если в «Великом диктаторе» он пародировал Гитлера, то здесь вселенная Чаплина перевернулась — маленький Бродяга мутировал в профессионального двоеженца, жеманно оправдывающегося на суде тем, что его грехи на фоне оружия массового уничтожения смотрятся довольно скромно: «В сравнении с ними я дилетант».

«Огни рампы»
(1952)

Над адаптацией 1000-страничного романа о старом клоуне по имени Кальверо и юной балерине Чарли работал много лет. Фильм должен был стать прощальным поклоном артиста. Действие разворачивается в 1914 году, когда Чаплин снял свою первую картину, и изобилует цитатами из ранних фильмов Чаплина и ностальгией по временам мюзик-холла эпохи его родителей. Чарли пригласил сняться в фильме своего давнего соперника Бастера Китона, думая, что окажет тому большую услугу, но их совместная сцена вышла крайне неловкой. В результате «Огни рампы» получились последним, очень личным размышлением Чаплина о природе смеха и о смерти всех эмоций.

«Король в Нью-Йорке»
(1957)