Анна Герман: биография певицы и некролог. Анна герман - биография, информация, личная жизнь С кем пела анна герман

АННА ГЕРМАН
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
АННЫ ВИКТОРИИ ГЕРМАН

14 02.1936 - 26.08.1982


Она пела, как жила. Или жила, как пела?.. Невозможно понять тайну её творчества, секрет удивительной притягательности её личности. Она не думала о сценическом образе, когда выходила на сцену и пела: глаза в глаза, сердце к сердцу, один на один с каждым зрителем. О любви, о счастье, о страдании, о мужестве и возрождении к жизни. Она доказала, что смерть не властна над талантом, над духовной чистотой, над порядочностью. Она до конца верила, что всегда остается Надежда. Может быть, поэтому, именно в день святого Валентина песни в исполнении Анны Герман звучат так трогательно и торжественно, напоминая нам о том, что сегодня – день рождения этой прекрасной Певицы. Она была одним из лучших исполнителей теперь уже далеких советских песен, и поэтому Анна Герман до сих пор остается искренне любимой певицей для многих миллионов граждан бывшего СССР – страны, в которой она родилась 70 лет назад.

ДЕТСТВО ПОД СТУК КОЛЕС


Родители девочки Ани, родившейся среднеазиатском городе Ургенче, вряд ли могли представить себе, что много лет спустя её станут называть «белым ангелом польской песни». С чего бы? Среди её далеких предков были эмигранты из Германии. Родной язык в семье с незапамятных времен – русский, хотя и выучить детей древнегерманскому языку, на котором говорили прапрадеды в XIX веке, родители считали своим долгом.

Отца, бухгалтера Евгения (Ойгена) Германа, Аня почти не запомнила: в злополучном 1937 году, когда его арестовали, ей было полтора года. Осталась мама Ирма, учительница немецкого языка, совсем маленький братик Фридрих. Затем была депортация, унижения, теплушки, голод… Отца реабилитировали лишь в 57-м, посмертно, а Фридрих вскоре после его исчезновения тяжело заболел и умер. В семье остались женщины трех поколений – бабушка, мама, Аня. Скитались по стране, жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где и встретили Великую Победу 1945 года.

…Тихий городок превратился в бурлящий Вавилон. С Запада шли составы с эвакуированными. Беженцев принимали, расселяли к местным жителям. Семье Герман «досталась» польская семья из Варшавы, пани Ядвига с сыном Янеком. Вот тут-то Аня впервые услышала польскую речь, рассказы о когда-то прекрасной, а теперь варварски разрушенной Варшаве. На чашечку кофе иногда заходили двое поляков-офицеров. С одним из них, Германом Бернером (не путать с Е. Германом – ред.), Ирма решила связать свою изломанную жизнь.

Пусть счастье было недолгим, но полным: жениху предстояло отправиться на фронт в составе первой польской дивизии имени Тадеуша Костюшки. Германа проводили, и всю войну жили мечтами и воспоминаниями. Аня по рассказам «отчима» представляла себе Польшу с зелеными лесами, где живут олени, и голубыми озерами, полными таинственных молчаливых обитателей.

Ирме не довелось дождаться мужа. Через два месяца после Победы пришло письмо от однополчанина, пана Ковальского, в котором он рассказывал, что из первого же крупного сражения в Белоруссии под Ленино Герман не вернулся, но среди убитых его не обнаружили. Ковальский знал, что Герман очень хотел перевезти семью в Варшаву, и предлагал, если женщины решатся на переезд, свою помощь и поддержку. Решили ехать. В чужую страну, без знания языка, без жилья, без работы. Наверное, хотели переломить судьбу.

В разрушенной Варшаве устроиться не удалось. Комендант города пообещал навести справки о Германе, и отправил семью фронтовика во Вроцлав. Ирма устроилась работать в прачечную. Аня, к великой радости, пошла в польскую школу. Разговорный язык девочка освоила еще во время вынужденных путешествий по Польше, а вот с польским литературным пришлось попотеть. Впрочем, как выяснилось, она обладала редкими лингвистическими способностями.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ПЕСНЕ

Когда она впервые запела?..

Еще в Ургенче учительница музыки обнаружила у неё абсолютный слух. Она пела на детских праздниках, свадьбах, в молодежных компаниях. Но музыкального образования получить не удалось, поэтому об артистической карьере Аня и не помышляла, хотя как всякая девочка в глубине души об этом она все-таки мечтала. И пела, но только исключительно для собственного удовольствия.

Перед окончанием школы пришлось задуматься, какую профессию избрать. Аню привлекали живопись, скульптура, художественная керамика. Поэтому, после получения аттестата, она понесла документы в приемную комиссию Вроцлавской высшей школы искусств. Но мама мягко посоветовала избрать более «конкретную» специальность, которая в будущем обеспечивала ей бы верный кусок хлеба. А чтобы существовать на заработок художника, нужно стать известным мастером. Анна уже давно осознавала, что скоро именно она окажется ответственной за благополучие своей маленькой женской семьи. И взяла документы назад. Она сдала экзамены на геологический факультет. Закончила его отлично. За кружкой горячего чая «в поле» песни звучали лучше, чем в известнейших концертных залах.

Незадолго до окончания университета Анне Герман дебютировала в студенческом театре «Каламбур». На праздник в Краков, где ей предстояло спеть две песенки собственного сочинения, Анна поехала, измученная бессонными ночами над учебниками, репетициями. Первое публичное выступление в настоящем театре… провалилось. Она забыла текст песни, несколько раз сбивалась, а потом корила себя, что не оправдала ожиданий. С «Каламбуром» было покончено. Казалось бы, состоялась победа здравого разума над душой артистки.

Если бы не Янечка Вильк, школьная подруга Ани. Она была абсолютно уверена, что Анечка станет певицей. Поэтому обычно настырная по характеру и одновременно застенчивая Янечка без ведома подруги добилась прослушивания во Вроцлавской эстраде. В назначенный день упиравшаяся всю дорогу Анна предстала перед художественным руководством. Её сразу зачислили в штат и включили в новую программу, пообещав астрономическую, по студенческим понятиям, сумму: 4000 злотых (для сравнения: начинающий инженер тогда получал 1800 злотых). Ездить предстояло много, репетировать – тоже. Сорок концертов в месяц, жизнь в автобусах и гостиницах, отнюдь не комфортабельных – все меркло перед удовольствием петь! Наконец-то сбылась мечта.

Она по-прежнему волновалась перед каждым выступлением (так будет всегда), но подготовка к выходам на эстраду для очередной сценки происходила в таком бешеном темпе, что на раздумья и терзанья просто не хватало времени. Больше всего хлопот и смеху доставляло перевоплощение в… негра. Она на всю жизнь запомнила те первые, заработанные нелегким трудом злотые. Тут же побежала искать подарки для мамы и бабушки, а остальную сумму послала домой. В 1962 году она получила сразу две профессии: геолога и эстрадного артиста. Причем если защита университетского диплома прошла на «отлично», то экзамен эстрадной квалификационной комиссии в Варшаве пришлось сдавать дважды (подвела «теория»). О том, какой путь она выберет в дальнейшем, раздумий не было – конечно, сцена!

Некоторое время она мучила себя вопросами: есть ли что сказать зрителю, слушателю? Действительно ли эта работа приносит внутреннее удовлетворение, а не просто льстит самолюбию? Анна ответила себе – да! Работу в Жешовской эстраде Анна Герман всегда потом вспоминала с благодарностью и считала прекрасной школой. А знакомство с композитором из Варшавы Катажиной Гертнер, пожалуй, послала ей судьба. Песня «Танцующие Эвридики» как будто была написана специально для Анны. Чтобы принести ей славу. Навсегда!

Ветер разгулялся в переулках,
Он играет на деревьях,
Как на струнах,
Это поет Орфей,
Или деревья так шумят…

В 1964-м певица исполняет «Эвридик» на фестивале песни в «польской Венеции», городе Ополе. Не беда, что сцена открытая, и льет проливной дождь. Первая премия. Затем эта первая «звездная» песня звучит на международном фестивале в Сопоте и занимает III место.

Её приглашают в Советский Союз, в первое большое заграничное турне. Маршрут интересный и длинный – до самого Черного моря.

За недлинную свою жизнь Анна Герман побывает в СССР неоднократно. «Такой благодарной, душевной, отлично разбирающейся в музыке публики я не встретила нигде. Её нельзя обмануть. Она всегда сделает верный выбор, самыми горячими аплодисментами наградит отнюдь не самую эффектную, а именно хорошую песню». Может быть, поэтому первый и настоящий большой диск Анны Герман был выпущен именно в СССР. В московской студии грампластинок на улице Станкевича Анна впервые познакомилась с техникой звукозаписи…

Снова успех в Сопоте, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой. В 1967 году Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо , выступая на одной сцене с такими знаменитостями, как Доменико Модуньо, Далида, Сони, Шер, Клаудио Вилла. Позже – успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Впрочем, к итальянскому периоду в жизни певицы вернемся позже.

«НАДО ТОЛЬКО ВЫУЧИТЬСЯ ЖДАТЬ»

Разумеется, не только любимым делом жила эта талантливая женщина. Со Збышеком они познакомились еще в 1960-м. Он работал в Политехническом институте на кафедре металловедения. Во время командировки во Вроцлав отправился на городской пляж. Красивая, стройная блондинка в красном платье с классическими чертами лица читала книжку. Разговорились. Через несколько минут Збигнев понял, что безнадежно влюблен. Он помчался на её концерт за 300 километров от Варшавы. Далекий от искусства инженер сразу осознал, что малоизвестная тогда еще певица никогда не будет принадлежать только ему. Они поженились лишь в 1972-м, уже после жестокого испытания, уготованного ей судьбой, через пять лет после роковой автомобильной катастрофы. Без всякого пафоса эти двое верили в родство своих душ. Збышек осознавал, что жизнь с певицей – не сахар, всегда боялся потерять её любовь. Но все свободное время они проводили вместе. Когда получалось, он сопровождал её на гастролях. А на концертах дарил ей охапки любимых алых роз – самые любимые цветы Анны Герман…

Так уж случилось, что автокатастрофа, разделившая жизнь певицы на две половины, – до и после – произошла в Италии. На одном из сложных участков дороги водитель заснул, и автомобиль улетел в кювет. Машину заметили лишь утром. У Анны сложные переломы позвоночника, обеих ног, руки, сотрясение мозга. 12 дней без сознания, потеря памяти. Мать и Збышек прилетели в Милан на третий день после катастрофы. «Это был кошмар, – вспоминала Ирма. – Я словно окаменела, не знала, что делать. Анечка лежала вся разбитая, без памяти… Думали, умрет».

Благодаря настойчивости Збигнева её перевезли из монастыря в больницу. Череда тяжелых операций, пять месяцев в гипсе до самого носа, еще пять – полная неподвижность без гипса. Два итальянских госпиталя и три польские больницы старались вернуть Анну к жизни. Збышек был рядом все трудные годы: смастерил специальное приспособление для передвижений по дому, помогал восстановить память (она не помнила ни одного текста песни). Эти два человека не были связаны формальными обязательствами. Один здоров, другой стал калекой. Он переносил свою Анечку в машину и увозил ночью за город, в парк – учил ходить.

Превозмогая боль, она училась жить заново. Збышек сделал ей предложение. Концерты в СССР возобновились весной 1972 года. Анна вынуждена была ездить в автомобилях. Только близкие знали, какого труда стоит ей преодоление страха. Она отважно садилась на переднее сиденье и говорила, говорила, чтобы водитель не заснул. И еще старалась не надевать облегающую одежду, напоминающую о гипсе.

Анна, уже очень популярная, никогда не капризничала, не требовала особых условий, шикарных апартаментов. Рядом был Збышек, который старался сделать все возможное, чтобы жене было комфортно. Они никогда не ссорились, повода не было. «Какие ссоры, когда между гастролями возникало лишь одно желание – насладиться человеком, пока она в очередной раз не уехала. Мы только и жили этими моментами», – вспоминает Збигнев. Анна ни при каких обстоятельствах не позволяла себе срываться на домашних. Пожалуй, повод для конфликтов был лишь один: когда её просили поберечь себя и поменьше работать. Она любила заниматься хозяйством, с удовольствием готовила. А вообще любила простую еду вроде картошки с селедкой и хлеб с чесноком.

«ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА…»

Летом 1972 года состоялись долгожданные двухмесячные гастроли по Советскому Союзу. Первый московский концерт в Летнем театре сада «Эрмитаж» Анна завершает старинным русским романсом «Гори, гори, моя звезда». Казалось бы, традиционно мужской романс звучит в её исполнении совершенно по-новому. В нем – вера, надежда, молитва. Она уже пережила «умру ли я». Она знает, что у каждого есть своя звезда. И нужно делать все, чтобы её свет не мерк. А её звезда – песня…

Еще во время болезни певицы из Москвы прислали клавир песни «Надежда», подарок Пахмутовой и Добронравова. Кто лучше Анны Герман «выучился ждать», кто лучше её знает, как трудно быть «спокойным и упрямым»? Анна записывает песню на «Мелодии», исполняет в финалах гастрольных концертов. «Надежду» поёт вся страна. Удивительно, но в Польше у неё не оказалось своего автора. Зато в СССР ей стали предлагать свои песни многие известные композиторы – Владимир Шаинский, Оскар Фельцман, Вячеслав Добрынин, Евгений Птичкин, Арно Бабаджанян, Ян Френкель.

«На экране война, разруха, пожары, виселицы, голод, дым, грязь. И над всем этим адом – песня любви, песня щемящей нежности. Нежности! Чистоты!..» – такой видел режиссер Евгений Матвеев будущую песню для снимавшегося кинофильма «Судьба». А исполнителем её – только Анну Герман. «Эхо любви» Евгений Птичкин и Роберт Рождественский написали специально для неё. «Мы долгое эхо друг друга…». Ей ли не знать, как это эхо вопреки всему пробивается через боль, страх, безнадежность?

В студии звукозаписи разместился оркестр кинематографии, дирижер взмахнул палочкой, началась репетиция. Анна стояла босиком, – высокая, белокурая, сероглазая. Полился её серебряный голос: «Покроется небо пылинками звезд…». Оркестр заиграл вдруг невпопад и умолк: женщины – кто украдкой, а кто открыто, – вытирали слезы. После записи все находящиеся в студии устроили певице овацию.

Почти в сорок лет Анна родила долгожданного сына, Збышека (Воробышек – так ласково звала Аня своего сына). Врачи предупреждали о большом риске, но решение было принято без колебаний. «Ребенок – сосуд, данный нам на сохранение», – говорила Анна. Они называли его воробышком и радовались каждому моменту его жизни. Он стал историком, у него хороший голос, но он никогда не поёт на людях. Збышек удивительно похож на мать, хотя плохо помнит её – в семь лет он узнал, что её никогда не будет рядом.

…На одном из последних московских концертов в 1980 году, спев «Когда цвели сады», певица почувствовала боль в ноге. Она давала о себе знать и раньше, но на этот раз была такой острой, что Анна Герман еле-еле добралась до кулис. Оставшиеся выступления пришлось отменить.

Последними стали австралийские гастроли. Уже ясно, что у певицы онкологическое заболевание – рак. Первую опухоль ей удалили еще во время лечения травм. На операцию она не соглашается, лечится «нетрадиционными методами». Бесполезно. Операции следуют одна за другой, но сделать ничего не удается. Остались песни, остались любимые люди, остались письма к друзьям и книга об Италии.

НЕ СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ

Еще когда Анна лежала в полной неподвижности, она поклялась себе, что никогда не вернется в Италию, и даже вспоминать о ней не будет. Неприязнь к этой стране была столь сильной, что Певица при первой же возможности, в тяжелом состоянии, в гипсе, упросила маму и Збигнева перевезти её в Польшу. Однако потом, успокоившись, решила-таки описать свое пребывание в Италии. Отчасти для того, чтобы занять время, отчасти – чтобы ответить на все вопросы сочувствующих её несчастью.

Анна всегда питала слабость к итальянским песням: у них красивые мелодии и их легко петь на этом музыкальном языке. Поэтому, когда в 1966 году получила предложение трехлетнего контракта с малоизвестной миланской студией грамзаписи CDI, согласилась, почти не раздумывая. Приготовления были недолгими: пара собственноручно сшитых платьев, несколько экземпляров нот, новый итальянско-польский словарь с правилами грамматики. Управляющий фирмой грамзаписи скупой итальянец Пьетро Карриаджи не позволил молодой певице ни отдохнуть с дороги, ни оглядеться.

Поэтому первые впечатления от Италии были скорее отрицательными. Все началось с посещения домов моды. Задача стояла вроде бы простая – подобрать платье для коктейля. Однако беда была в том, что все предлагаемые туалеты имели длину не ниже чем до половины бедра. Для Анны, испытывавшей постоянные страдания из-за своего высокого роста, это было чересчур смело. А рост был такой, о котором мечтают современные фотомодели – 184 сантиметра. При этом молодая певица обладала прекрасной осанкой и пропорциональной фигурой. Однако в те времена, да еще на фоне невысоких итальянок и итальянцев, она не хотела привлекать к себе внимание. Наконец компромисс был найден, и будущая звезда предстала перед журналистами.

Анна чувствовала себя боксером на ринге. Однако давала интервью на нескольких языках, не допускала возникновения напряженной атмосферы, когда речь заходила о политике. Но главным было другое. Она начинала понимать, что отныне пение перестало быть самым важным делом: «Теперь я должна была делать все ради того, чтобы выйти на пресловутый «рынок». А поскольку по характеру я скорее мягкая, в меру отходчивая, то я не объявляла забастовки, а с пониманием восприняла план средневековой эксплуатации человека человеком на весь последующий период, вплоть до моего возвращения домой. Мало того, в душе я ещё корила себя за старомодность и неумение идти в ногу со временем». Разумеется, у нынешних эстрадных артистов, мечтающих завоевать популярность, такая позиция вызовет улыбку. Любой из них понимает важность «раскрутки». Впрочем, в те годы это словцо было не в ходу.

Итак, фотографии новой эстрадной звезды из Польши заполнили прессу, её песни звучали по радио. А у звезды не было ни гроша. Даже на то, чтобы купить в киоске газету, не говоря уж о чаевых официанту. Все расходы брала на себя фирма, но о наличных не могло быть и речи. Пренебрежительные улыбки официантов стали в те времена самым тяжким испытанием для Анны.

За полгода пребывания в Италии певица сориентировалась во внутренних проблемах этой страны. Например, во взаимоотношениях северян и южан. Она уже не удивлялась, что на популярный фестиваль песни в Неаполе не приезжает никто из уважающих себя «звезд» севера. Поскольку симпатии Анны были на стороне доброжелательных и совсем не заносчивых южан, она захотела в Милане включить в свой репертуар несколько песен на неаполитанском диалекте. Стоит ли говорить, что ответом на такое предложение стало лишь пожатие плечами.

Ей нравились итальянцы. Нравились их любовь к родной земле, нежное отношение к своей семье, артистичность, искренняя набожность. Анна подружилась с барменом Джузеппе, и подолгу болтала с ним. Не забыла даже о подарках к Рождеству.

Мечта побывать в знаменитом «Ла Скала» в тот приезд не сбылась. Удалось только сфотографироваться на фоне здания. Разумеется, для рекламы. Певица страдала оттого, что приходится не петь, а заниматься тяжким трудом манекенщицы: «Душу мою, уже весьма сильно растревоженную, все больше охватывали сомнения и протест. Человек никогда не должен поступать вопреки своим убеждениям, вопреки характеру. Не должен делать ничего, что он сам позднее будет вспоминать с неприятным чувством. Обожаю танцы и дружеские пирушки, люблю посмеяться – даже без повода! – но только тогда, когда мне весело, но я не в силах, пусть даже на короткое время, надеть на себя маску женщины, совершенно чуждой мне во всех отношениях, – женщины только на показ, для рекламы».

Наконец настал день, когда Анне позволили выступить перед миланской публикой в Доме прессы. Она признавалась, что и всегда-то перед концертом находилась в полуобморочном состоянии, а здесь ей с трудом удавалось сдерживать готовые хлынуть ручьем слезы: самое главное – репетицию с музыкантами – провести не удалось. Какова была цена успеха, знала лишь певица. Вопреки её мрачным ожиданиям песня «Вернись в Сорренто» вызвала бурную овацию.

Да, певице не очень-то нравилось эта рекламная возня. Пение для неё было целью, а не средством её достижения. Однако существовала и цель, которая оправдывала средства. Мечталось об обыкновенной трехкомнатной квартире с горячей водой, о комфорте для мамы и бабушки, которой к тому времени исполнилось восемьдесят четыре года. Да и самой певице необходимо было иметь возможность отключиться, замкнуться в четырех стенах собственной комнаты. Увы, доходы польского эстрадного певца в те годы не отличались от доходов среднего поляка и совершенно исключали приобретение квартиры.

За её плечами уже были «большие» гастроли в США, Канаде. Но за свои выступления певица получала только суточные, которых хватало на проживание и, при разумной экономии, на редкие посещения театров или мюзиклов.

После краткого отпуска Анна Герман возвращается в Италию, но уже совсем с другим настроением. Ведь ей предстояло участвовать в фестивале в Сан-Ремо! Она должна была стать первой полькой на этом престижном конкурсе. Приятная неожиданность – исполнитель может сам выбрать песню – обернулась сплошным разочарованием. Почти ежедневно проходили встречи с композиторами. Но не могло быть и речи о том, чтобы объективно оценить песню в присутствии нахваливающего своё творение автора (уж таковы итальянцы!). Она выбрала, наконец, две песни. Но… песня о любви, которая ей так нравилась, была отвергнута строгим жюри, а самые интересные песни уже были «разобраны».

На предфестивальных встречах Анна познакомилась с Доменико Модуньо, Фредом Бонгусто, Пино Донаджио, Серджио Эндриго, Джованни д’Анци. Общение с этими звездами смогло улучшить настроение певицы. Вообще Анна восхищалась музыкальностью итальянцев, она была убеждена в том, что в Италии нет музыкально не одаренных людей.

Надо сказать, что участие в фестивале некоторых исполнителей повергло певицу в уныние: «Я твердо убеждена, что каждый певец должен хотя бы в минимальной мере обладать голосом и слухом. Иначе игра в «звезду эстрады» оборачивается делом крайне непорядочным – равно как в отношении к зрителю-слушателю, так и в отношении к самому себе. Правда, отсутствие вышеобозначенных способностей сочетается, как правило, одновременно с полным отсутствием самокритичной оценки своих данных. Увы!». Если бы Анна Герман дожила до наших дней, когда «звезды» производятся и плодятся на «фабриках», это «увы!» прозвучало бы значительно горше…

Начался первый из трех фестивальных концертов. Из тридцати спетых песен в финал попадала половина. Из финальных должна отбираться песня-победительница. Каждая песня исполняется дважды – зарубежным певцом и итальянским. Томительное ожидание решения судей Анна коротала в гостинице, а не в казино, как большинство участников – и денег не было, и страсти к азартной игре.

Анна чувствовала, что в столкновении интересов крупных фирм по производству грампластинок победа малозначительной студии, которую она представляла, вряд ли реальна. Так и вышло. Польская певица осталась за чертой финала, правда, в прекрасной компании Далиды, Дионне, Варвика, Конки Френсис, Доменико Модуньо, а также Сонни и Шер.

Все были потрясены субъективностью судей. После решения жюри Луиджи Тенко покончил жизнь самоубийством. Первой его тело обнаружила Далида, примчавшаяся в гостиницу, чтобы утешить друга. Они исполняли его песню «Сiao amore». Анна включит потом в свой репертуар эту мелодичную, не банальную, с легко запоминающимся рефреном песню. Анна уехала в Милан, не дождавшись окончания фестиваля.

Год спустя её сильно разочаровало неожиданно появившееся интервью Далиды о той трагедии. Анна считала, что появись это интервью сразу после смерти Луиджи, откровения, вызванные гибелью любимого человека, были бы естественны и понятны. Но через год, снабженное многочисленными фотоснимками Далиды и Луиджи, описанием соединяющих их интимных отношений, интервью носило явно рекламный характер. Когда о Далиде перестали говорить и писать, она вынуждена была любой ценой вернуть себе внимание публики. Такого Анна понять просто не могла.

Провал на фестивале в Сан-Ремо не сказался на отношении Анны Герман к стране, которую она уже успела полюбить. Вместе с Доменико Модуньо она снимается в музыкальном телешоу, где исполняет песню Арно Бабаджаняна на слова Евгения Евтушенко «Не спеши». Итальянский текст за одну ночь написал Энцо Буонассизи. Песня имела огромный успех. Один из участников телепередачи, пожилой сицилиец, сунул ей в руку цветок, добытый Бог знает где: «У нас на Сицилии люди еще понимают, что значит настоящее пение, и умеют ценить этот дар небес. Непременно приезжайте к нам – будете нашим гостем». Певица считала эти слова самым приятным комплиментом из услышанных в Италии.

Незабываемым для Звезды стало участие в фестивале неаполитанской песни и запись долгоиграющего диска с неаполитанскими песнями. Разочаровало только одно – решение устроителей шоу: впервые все песни должны были исполняться под фонограмму. Это не укладывалось в голове Анны, ведь при пении под фонограмму совершенно исключается непосредственное общение с публикой, творческий подъем, импровизация. Негативно оценили новшество и сами неаполитанцы.

Перед концертом на острове Искья певица отправилась на берег моря. Не успела оглянуться, как оказалась в плотном кольце детворы. Их интересовал фестиваль, его участники. Они знали, что Анна представляет Польшу, интересовались, где находится эта страна, есть ли там такое же теплое море. Дети дотрагивались до её белокурых волос и удивлялись – настоящие! Можно ли было выступить плохо, когда тебе желает успеха такая компания. Она не победила, но в многочисленных рецензиях её хвалили за «истинно неаполитанский» стиль исполнения, за «безупречный акцент прирожденной неаполитанки»…

Пластинка была записана в рекордный срок, хотя и ценой потери нескольких килограммов. И Анна Герман была вознаграждена за это – появилась возможность на три недели съездить домой.

Возвращаясь в Милан, она уже знала, что предстоит серия концертов и получение награды – «Oscar della simpatia», присуждаемой ежегодно в Виареджо самым обаятельным исполнителям. Статуэтка представляла собой отлитую из бронзы девушку с гитарой на черной гранитной подставке. В числе других лауреатов оказались Катарина Валенте, Адриано Челентано, Роки Роберте. Публика в Виареджо принимала польскую певицу восторженно. Лишь малорослый конферансье, вероятно, подавленный высоким ростом Анны, омрачил её радость: шутовски присев рядом на корточки, он спросил, сколько в ней метров. Она ответила, внешне спокойно: «Сколько метров – не имеет значения. Важно, что я, безусловно, выше вас». Веселый смех зрителей вознаградил певицу за перенесенную обиду. А произнесенная ею на итальянском речь – «Я сердечно благодарю вас за присужденный мне приз. Для вас мы поем и без вас существовать не можем. Я посвящаю мои песни вместе с моим «Оскаром» тебе, дорогая Публика», – вызвала овацию.

Анна Герман очень любила самостоятельно вести свои концерты. Но такая возможность в Италии представилась ей лишь однажды, в Форли. На площади были поставлены столики, стулья, скамейки, обращенные к крошечной эстраде. Центр площади оставался свободным – для танцев. Среди зрителей были и стар, и млад. Ей предстояло исполнить двенадцать песенок. Когда Анна начала петь, танцы прервались, все лица повернулись к исполнительнице. Молодежь сгрудилась у эстрады – начался «концерт по заявкам». Все подпевали. На душе было хорошо, легко, радостно. Это был её последний концерт в Италии…

Анна-Виктория Герман-Тухольская (Anna Wiktoria German-Tucholska). Родилась 14 февраля 1936 года в Ургенче, Узбекская ССР - умерла 25 августа 1982 года в Варшаве. Польская и советская певица.

Звезда эстрады 1960-х - начала 1980-х годов. Известна как исполнительница песен на разных языках мира, в первую очередь на польском и русском.

Была очень популярна в Советском Союзе в 1970-е - начале 1980-х годов.

Песни для неё писали советские композиторы-песенники Арно Бабаджанян, Евгений Птичкин, Александра Пахмутова, Ян Френкель, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский и другие.

В числе наиболее известных песен певицы - «Надежда» (муз. А. Пахмутовой на сл. Н. Добронравова), «Когда цвели сады», «Эхо любви», «Случайность», «Гори, гори, моя звезда».

Песни в исполнении Анны Герман отличались большой теплотой, задушевностью, певучестью и мелодичностью.

Анна Герман - история жизни

При жизни исполнительницы в СССР на фирме «Мелодия» было выпущено пять её долгоиграющих грампластинок, первая из которых вышла в октябре 1965 года и является на сегодняшний день коллекционным филофоническим раритетом.

Лауреат множества национальных и международных фестивалей, в том числе в Монте-Карло, Сан-Ремо, Неаполе, Виареджо, Каннах, Сопоте.

Анна Герман - Надежда

Мать - Ирма (русифицированное - Ирма Давыдовна, 15.11.1909 - 30.01.2007), в девичестве Мартенс. Родом из села Великокняжеское (ныне с. Кочубеевское Ставропольского края), происходила из меннонитов (потомков голландцев, живших в Германии), которые перебрались в Россию во времена Екатерины II. Работала учительницей немецкого языка.

Отец Ойген Хёрманн (нем. Eugen Hörmann, имя русифицировано как Евгений Фридрихович Герман, 1909 - 1938). Имел русско-немецкое происхождение. Работал бухгалтером. В 1937 году был арестован по обвинению в шпионаже и осуждён на 10 лет без права переписки. Расстрелян в Ташкенте в 1938 году. Посмертно реабилитирован в 1957 году, о чём его родственники получили справку лишь в 1975 году.

Бабушка - Анна Фризен Мартенс (18.01.1886 - 17.09.1971).

В семье говорили на типичном для меннонитов немецко-платском диалекте (платдойч).

Вскоре после рождения Анны семья жила в Осинниках Кемеровской области, Ташкенте. Затем - в Орловке (ныне Ак-Дёбё Таласской области, Киргизия). Там Анна Герман проучилась в школе до 3 класса (её мать Ирма Мартенс преподавала в этой же школе немецкий язык). В селе Ак-Дёбё Анну и её семью хорошо помнят и в местной школе есть стенд с её биографией и фотографиями.

В 1942 году мать Анны повторно вышла замуж за офицера Войска Польского Германа Бернера. Он воевал в 1-й пехотной дивизии имени Костюшко и погиб в битве под Ленино в октябре 1943 года, о чём стало известно несколькими годами позже. Брак с поляком позволил Ирме с семьёй уехать в 1946 году в Польшу, поселившись в Нова-Руде.

В 1949 году семья поселилась во Вроцлаве. Ирма Герман после войны в Польше работала преподавателем немецкого языка в Сельскохозяйственном колледже города Вроцлава (ныне Университет естественных наук).

По окончании начальной школы Нова-Руды и Вроцлавского общеобразовательного лицея Анна поступила во Вроцлавский университет на факультет геологии.

Участие в студенческой художественной самодеятельности в дальнейшем позволило ей стать певицей.

Дебютировала в 1960 году в студенческом театре «Каламбур». Получив стипендию от итальянского правительства, начинающая певица на несколько месяцев уехала в Рим.

Актёр-режиссёр из Жешува Юлиан Кшивка пригласил Анну в свою труппу, и благодаря ему она смогла принять участие в III Международном фестивале песни в Сопоте.

Первое признание песни Анны получили на ІІІ Международном фестивале песни в Сопоте (1963) - она разделила ІІ премию (в категории польских исполнителей) за песню «Так мне с этим плохо» (польск. Tak mi z tym źle) Генриха Клейне и Бронислава Брока, а также на Всепольском фестивале эстрадных коллективов в Ольштыне - за песню «Ave Maria» (Шарль Гуно на основе прелюдии до мажор И. С. Баха, I том ХТК, 1722, BWV 846).

Настоящую известность Анне Герман принесла в 1964 году песня «Танцующие Эвридики» (польск. Tańczące Eurydyki) Катажины Гертнер и Евы Жеменицкой: вторая премия в категории актёрско-литературной песни на II Фестивале польской песни в Ополе (24-28 мая), первое место (в местном отборочном туре) и третье - в Международном туре на фестивале в Сопоте.

На III Фестивале польской песни в Ополе она получила первую премию в категории артистической песни за песню «Зацвету розой» (польск. Zakwitnę różą) Катажины Гертнер и Ежи Миллера.

27 августа 1967 года, находясь в Италии на гастролях, между городом Форли и Миланом попала в тяжёлую автомобильную катастрофу. На высокой скорости автомобиль импресарио певицы врезался в бетонное ограждение. Анну выбросило из автомобиля через лобовое стекло, она получила многочисленные переломы, травмы внутренних органов.

Ее гражданский муж - инженер Збигнев Тухольский - опекал певицу после катастрофы. Если бы не его поддержка - не известно, как бы Анна смогла пережить те испытания, которые выпали на ее долю.

Анна Герман никогда не боялась транспорта. Она спокойно переносила гонки темпераментных итальянцев на своих маленьких «фиатиках» по пересеченной местности. Даже самолетная «болтанка» всегда представлялась ей не более чем бесплатным аттракционом.

Однако незадолго до трагедии Анне попала в руки газета со страшным заголовком: «Одна из знаменитых французских сестер Дорлеак погибла в горящей машине».

С тех пор Анна почему-то постоянно представляла ужас человека, который заживо горит в машине. В тот момент, когда их авто с силой подбросило в воздух, за долю секунды до многочасовой тьмы и тишины, Анна успела подумать: только бы не сгореть.

Изувеченную машину обнаружил через несколько часов после аварии водитель грузовика. Анну сначала никто не заметил: пробив лобовое стекло, она улетела на двадцать метров в сторону от останков «Фиата».

Уже позже комиссия выяснила: водитель машины просто заснул за рулем. Импресарио певицы Ренато отделался переломом кисти и ноги. А на пассажирку было страшно смотреть: у Анны были сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, нескольких ребер, опасные ушибы внутренних органов, сотрясение мозга.

После того как сняли гипс, еще полгода Анна неподвижно лежала на ставшей ненавистной кровати.

Двигаться ей запрещалось - она была собрана буквально по кусочкам. В левую ногу для скрепления поврежденных костей ей вставили металлические штыри.

Возвращение в строй оказалось невероятно долгим. За многие месяцы неподвижности мышцы атрофировались. Любое движение давалось с трудом. Даже просто согнуть пальцы на руке было для нее непосильной задачей. Сначала на специальном аппарате Анна приучалась к вертикальному положению тела: ее, привязанную ремнями к столу, чуть-чуть приподнимали всего на несколько минут.

Еще несколько месяцев она училась сидеть. И только потом начала тихонько вставать. Ночами - чтобы не попасться никому на глаза - Збигнев увозил Анну за город, где она училась ходить.

«Мы тогда жили буквально в трехстах метрах от Вислы. Туда и ездили с Анечкой на ежедневные «тренировки». Но страшнее всего были не физические испытания: Анне предстояло преодолеть психологический шок после аварии. Тогда она решила написать книгу, решив, что, описав все случившееся с ней, сможет избавиться от жутких воспоминаний. Работа действительно увлекла Анечку. Она записывала свои мысли, уносясь в прошлое. Книга «Вернись в Сорренто?» вышла тиражом в тридцать тысяч экземпляров, и моментально была раскуплена. Тогда же Аня стала сочинять песни. Вернее, Арина писала стихи, а Аня подбирала мелодии. Потом, когда она смогла сесть за пианино, сама себе аккомпанировала» , - вспоминал он.

В 1970 году Анна возвращается на эстраду и сразу получает «Золотой диск» за долгоиграющую пластинку «Человеческая судьба» (польск. Człowieczy los).

Анна Герман была выбрана для исполнения песни Е. Птичкина и Р. Рождественского «Эхо любви» в фильме Евгения Матвеева «Судьба» (1977). После этого фильма её популярность в СССР стала повсеместной.

11 декабря 1977 года состоялось историческое выступление Анны Герман в финале фестиваля «Песня-77» . После исполнения песни «Когда цвели сады» (В. Шаинский - М. Рябинин) зрители устроили столь бурную и продолжительную овацию, что организаторам фестиваля пришлось выйти за жёсткие рамки телевизионного эфира, и песня была исполнена «на бис» (редчайший случай в истории «Песен года»). К сожалению, эта запись безвозвратно утеряна. Сохранилась лишь запись другой песни, исполненной на фестивале - «Эхо любви».

Анна Герман и Лев Лещенко - Эхо любви

Анна была искренним сторонником максимально тесных культурных связей между народами Польши и Советского Союза.

Голос Анны Герман - лирико-колоратурное сопрано необычного, прозрачного, высокого тембра. Уникальная манера исполнения производит впечатление неограниченности верхнего голосового регистра. Певица отличалась большой музыкальностью, артистизмом, большой теплотой и душевностью созданного песенного образа.

Анна Герман - Когда цвели сады

В репертуаре певицы были песни различной жанровой направленности и смысла. Даже шуточные песни несли в её голосе лёгкий прозрачный налёт печали. Что касается трагических песен про войну, тяжёлую утрату или несчастную женскую судьбу - в них Герман раскрывала полностью свой драматический артистический дар, неподдельно и пронзительно показывая безутешное горе и глубокое отчаяние. Эта манера покорила слушателей всех стран, где она выступала.

Анна Герман - Белая черемуха

Анна Герман скончалась от саркомы в ночь на 26 августа 1982 года в военном госпитале в Варшаве - ровно через 15 лет после катастрофы в Италии.

Похоронена на Кальвинистском (евангелическо-реформатском) кладбище Варшавы.

В память о певице проводится ежегодный Международный фестиваль им. Анны Герман «Танцующие Эвридики» в Зелёна-Гуре (Польша, проходит в мае). 1-й фестиваль состоялся в 2002 году.

Международным союзом немецкой культуры (Москва) в 2011 году учреждён грант в области искусства им. Анны Герман. Номинанты на грант - знаковые имена немцев России (например, лауреатом в 2011 году стал Эдуард Хиль).

В 2012 году вышел десятисерийный художественный фильм о жизни певицы «Анна Герман. Тайна белого ангела». Роль Анны Герман сыграла польская актриса Йоанна Моро.

Имя Анны Герман носит астероид 2519, открытый советским астрономом Т. М. Смирновой.

Личная жизнь Анны Герман:

Анна Герман была замужем за польским инженером Збигневом Тухольским. Они поженились 23 марта 1972 года, до этого 12 лет жили в гражданском браке.

Анна Герман и Збигнев Тухольский были прихожанами Церкви адвентистов седьмого дня.

«Наше знакомство, может, кому-то покажется не столь романтичным, зато - абсолютно жизненным. Это было в 1960 году. Меня, тогда молодого научного работника, отправили в командировку в город Вроцлав, это на Одре. Дел было не так много, управился я довольно быстро. До отхода поезда оставалось несколько часов, погода стояла прекрасная. Вот я и решил искупаться. На пляже долго думал, что делать с багажом - я же был при полном параде, с чемоданом в руках. И тут увидел симпатичную девушку - было в ее взгляде что-то такое, что не давало сомневаться в честности и искренности. Ее-то я и попросил приглядеть за вещами» , - вспоминал Збигнев.

Когда они разговорились, выяснилось, что девушка заканчивает геологический факультет, но в свободное время участвует в художественной самодеятельности. Тогда и сама Анна не предполагала, что когда-нибудь станет известна всему миру. «Когда мы прощались, она подарила мне фотографию и пообещала при случае пригласить на свой концерт» , - рассказывал он.

Анна сдержала свое слово. И фотографию прислала. И позже пригласила на концерт. Хотя ехать надо было аж за триста километров от Варшавы, Збигнев помчался на встречу со своей будущей супругой.

Збигнев Тухольский об Анне Герман

12 лет прожили в фактическом браке. Оформить же брак официально решили после того, как Анна оправилась после автокатастрофы.

«На тот момент мы жили в гражданском браке двенадцать лет. Однако оформить наши отношения все как-то не было времени. И Анна, и я очень много работали, да и нам обоим казалось, что штамп в паспорте - всего лишь формальность. После трагедии мы посмотрели на этот вопрос совсем по-другому», - рассказывал муж артистки.

Анна Герман и Збигнев Тухольский

Когда Анна и Збигнев узнали, что у них будет ребенок, радость будущих родителей тут же омрачили медики: «Скорее всего вы не выживете после родов: могут сказаться последствия автомобильной аварии и ваш возраст – тридцать девять лет» , - вспоминал Збигнев.

Однако для нее самой вопрос рожать или не рожать - просто не стоял. В 39 лет она решилась впервые родить.

27 ноября 1975 года у пары родился сын, которого певица назвала в честь мужа - Збигнев (Збышек).

Почти два года Анна и Збигнев занимались только своим сыном, которого называли «Воробышек».

Он окончил Варшавском университет (факультет библиографии и документоведения). Ныне ученый. Изучает историю железных дорог, возглавляет Общество любителей паровозов.

К слову, рост сына Анны Герман - 2 метра 18 сантиметров. Он намного перерос родителей, которые также были не низкими: Анна - 1,84 м, Збигнев - 1,86 м.

Анна Герман с сыном

Дискография Анны Герман:

Грампластинки на 78 об/мин:

1965 - Анна Герман. Свет звезды / Дай мне помечтать (СССР, Мелодия 43333-4)
1965 - Анна Герман. Снежана / Без тебя (СССР, Мелодия 44097-98)
1965 - Анна Герман. Не спеши / На тот берег (СССР, Мелодия 44129-30)
1965 - Анна Герман. Ночной разговор/ Всё прошло (СССР, Мелодия 44139-40)
1965 - Анна Герман. Двое / По грибы (СССР, Мелодия 44141-42)

Альбомы:

1965 - На тот берег (СССР, Мелодия 33С 01069-70)
1966 - Tańczące Eurydyki (Muza, XL 0284)
1967 - Recital piosenek (Muza, XL 0424)
1967 - I classici della musica napoletana (Италия)
1968 - Танцующие Эвридики (СССР, Мелодия Д 024271-2)
1970 - Człowieczy los (Muza, XL 0593)
1971 - Wiatr mieszka w dzikich topolach (Muza, XL 0741)
1971 - D. Scarlatti arie z opery „Tetide in Sciro” (Muza, XL 0743)
1974 - To chyba maj (Muza, SXL 0924)
1975 - Мой бубен (СССР, Мелодия 33С60-05789-90)
1977 - Когда цвели сады (СССР, Мелодия 33С60-09249-50)
1978 - Anna German (Muza, SX 1612)
1979 - Невеста (СССР, Мелодия С60-12725-26) (Композиция «Ах, как мне жаль тебя»)
1980 - Невеста (СССР, Мелодия С60-14613-12726) (Вместо композиции «Ах, как мне жаль тебя» - «Акварель»)
1982 - Последняя встреча (СССР, Мелодия С60 19677 004)
1983 - Niezapomniane przeboje (Muza, SX 2155)
1984 - Jesteś moją miłością (Pronit, PLP 0021)
1988 - Эхо любви. Концерт 31.12.1979 (СССР, Мелодия М60 47389 000)
1989 - Anna German
1989 - Znaki zapytania
1990 - Powracające słowa, vol. 1 (Muza, SX 2808)
1990 - Powracające słowa, vol. 2 (Muza, SX 2809)

Пластинки-миньоны:

1965 - Солнечный день (СССР, Мелодия, Д-00015039)
1965 - Снежана (СССР, Мелодия, Д-00015961)
1965 - Любимый мой (СССР, Мелодия, Д-00015963-4)
1967 - Anna German (Muza, Polskie nagrania, N 0506)
1967 - Анна Герман (издатель «Международная книга», СССР)
1971 - «Jasny horyzont» (Muza, Polskie nagrania, N 0657)
1974 - Чтобы счастливым быть (СССР, Мелодия, С62-05101-2)
1974 - Я люблю танцевать (СССР, Мелодия, С62-04903-4)
1975 - Всё, что было (СССР, Мелодия, М62 37355-6)
1978 - Я помню всё (СССР, Мелодия, М62 41465-6)
1978 - Анна Герман. «Песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского» (СССР, Мелодия, С62-10307-08)
1983 - Анна Герман поёт песни Владимира Шаинского (СССР, Мелодия, С62-19719-001)

Гибкие грампластинки:

1971 - Поёт Анна Герман (СССР, Мелодия, ГД 0002357-58)
1972 - Анна Герман (СССР, Мелодия, ГД-0003073)
1974 - Анна Герман (СССР, Мелодия, Г62-04109-10)
1975 - Анна Герман (СССР, Мелодия, Г62-04625-6)
1975 - Анна Герман (СССР, Мелодия, Г62-05105-6)
1977 - Анна Герман (СССР, Мелодия, Г62-06153-4)
1977 - Анна Герман (СССР, Мелодия, Г62 06481-2)
1979 - Анна Герман - Я помню всё (СССР, Мелодия, Г62-07197-8)
1982 - Анна Герман (СССР, Мелодия, Г62-09649-50)

Синглы:

1967 - Deszcz na szybie / Uroczysko
1967 - Chcę być kochaną / Cygański wóz
1967 - Cyganeria / Zimowe dzwony
1967 - Te faje desidera (Италия)
1967 - Chi sei tu / Meglio dire di no (Италия,Company Discografica Italiana,CDI- 2004)
1967 - Gi / Prima tu (Италия,Company Discografica Italiana,CDI- 2005)
1969 - Melodia dla synka / Jesteś moją miłością
1970 - Człowieczy los / Dziękuję Ci mamo
1970 - Gałązka snów / Trampowski szlak
1970 - Złociste mgły / Za grosiki marzeń
1971 - Ámame así como / Quadro cartas
1972 - Warszawa w różach / Wiatr mieszka w dzikich topolach

Музыкальные открытки:

1963 - Cyganeria
1967 - A jeżeli mnie pokochasz (Polskie nagrania, R00- 63/II)
1969 - Melodia dla synka
1969 - Chcę tańczyć w majową noc
1970 - Księżyc i róże
1970 - Śnieżna panienka
1970 - Być może (Polskie nagrania, R0-192/I)
1970 - Człowieczy los
1970 - Skąd przyjdzie noc
1971 - Cztery karty
1971 - Trzeba się nam pośpieszyć
1974 - Gdy śliczna panna (Polskie nagrania, R0452-2)
1975 - Gdy śliczna panna / Lulajże Jezuniu
1975 - Pozwól, żeby ktoś wziął twoje serce / Moje miejsce na ziemi
1978 - List do Chopina
1979 - Tylko w tangu / Dookoła kipi lato

Фильмография Анны Герман:

1966 - «Морские приключения» (польск. Marynarka to męska przygoda) - девушка мечты капитана
1970 - «Пейзаж после битвы» - американка
1970 - «Паром» (песни)
1970 - «Счастливые острова» (Wyspy szczęśliwe) - композитор и исполнитель своих песен


Рейтинг: / 5
Культура 12 Января 2014

Анна Герман – популярная певица в Советском Союзе, которая великолепно исполняла свои песни как на польском, так и на русском языках. Абсолютно каждый знал эту великолепную певицу по несравненному голосу из большого числа исполнителей того времени.

Из многосерийного фильма «Анна Герман. Тайна белого ангела» можно узнать много информации о жизни и карьере великой певицы в период с 1960 начала эстрадной карьеры и начала 1980-х годов. Получить звание Народной артистки СССР Анна Герман не смогла, но всё равно осталась самой лучшей певицей для своих поклонников. Певица популярна не только за счет великолепного воспроизведения песен, но и в качестве композитора.

В момент популярности певицы в 1967 году, с ней произошла не очень хорошая ситуация, а именно Анна попала в страшную катастрофу. Причиной аварии стал её личный водитель, который заснул за рулем. Машину выкинуло при высокой скорости на бетонную преграду, певица получила сотрясение мозга, перелом позвоночника и травмы рук и ног. Дальнейшее существование Анна провела в коме 12 дней. Все детали произошедших происшествий и трагических моментов можно узнать при просмотре фильма Анна Герман. Тайна белого ангела.

Фильм Анна Герман. Тайна белого ангела основывается только на воспоминаниях певицы, начиная от сурового детства и заканчивая тем, как у неё получилось добиться признания у своих поклонников. Родной город Анны Герман это Узбекистан, в котором она родилась в 1936 году. Суровое отношение к её отцу со стороны правительства, обвинение в шпионаже, в последующем арест. После ареста отца начались тяжелые времена для семьи Герман, репрессии со стороны вождя Сталина. Семье приходится странствовать по территории Средней Азии, для избежания наказания. В ходе странствий Анна Герман потеряла своего младшего брата, который умер от болезни. Анна Герман решила бежать в Польшу, у неё это получается. Она даже не могла предполагать, что именно Польша поможет ей стать успешной, и самое главное, счастливой от первой любви.Смотреть многосерийный фильм «Анна Герман. Тайна белого ангела.» можно в хорошем качестве. Последствия от аварии были печальными, врачи прогнозировали, что Анна будет прикована к постели. Анна Герман победила смерть и совершила невероятное - стала «„белым ангелом“» советской эстрады!»После приезда Анны Герман в Польшу, её мама выходит второй раз замуж за поляка Германа Бернера. Семейная жизнь длилась не так долго, так как в мире шла вторая мировая война. Любимый человек её мамы участвовал в военных действиях в дивизии Костюшко, он погиб на землях Белоруссии.

Анна имела хорошие способности в учебе, особенно в изучении языков. Больше всего ей давались такие языки, как голландский, итальянский и английский. На желании изучения иностранных языков Анна Герман не останавливается, а развивается в сфере рисования и пения. По окончанию школы Анна поступает на факультет геологии Вроцлавского университета. Где повстречала свою первую любовь. Её будущего мужа звали Паном Збигнев.

Во Вроцлав Пан Збигнев попал случайно, его послали в командировку Варшавский политехнический университет, по его любимой сфере металловедения. Поехал он во Вроцлав в 1960 году в мае месяце. По отъезду из города, на улице была очень жаркая погода, и Збигнев решил провести свободное время до отправки поезда на пляже. Он решил искупаться, а вещи оставил под присмотром красивой блондинки, которая отдыхала не далеко от него на пляже. По возвращению на берег, он увидел как белокурая блондинка читает книги по геологии, которые она достала из его чемодана. В ходе беседы, они начинают узнавать много интересного друг о друге, при этом схожесть интересов и них очень большая. Анне Герман нравилась тема геологии, так как она училась на это факультете. Самодеятельный театр «Каламбур», участие в котором был для Анны любимым занятием в свободное время от учебы. Их первая встреча закончилась обменом адресами, потому что Збигнев уезжал в Варшаву и у него не было времени. Збигнев постоянно думал об этой встрече, разные мысли не выходили у него из головы. Очень скоро он оказался во Вроцлаве, встретившись с Анной Герман. Анна захотела познакомить его со своей мамой и бабушкой. Пригласила к себе домой, где его тепло встретили, напоили чаем с вкусными пирожками. Особенно Збигневу понравилось, как Анна поёт. Талант в пении проявлялся и раньше. Пародии на разных популярных певиц и участие в самодеятельности придали особенного звучанию её голосу. Заметив юный талант, Анну стали приглашать на популярные проекты Польши, например «Вечера у микрофона». В ходе участия певицу зачислили в штат исполнителей песен в Жешувской эстраде.

В Кракове Анна Герман знакомится с композитором Ежи Гертом, с которым она в последующем начала работать над созданием песен. Исполнение первых песен у Анны получилось пока только на свадьбе своей хорошей подруги. Свадебный процесс проходил на Королевском острове, где Анна пела совместно с хором песню «Аве, Мария». Все гости замерли, когда происходило воспроизведение песни, кто-то даже пустил слезу.

В 1964 Анна Герман получила две премии за «Танцующие Эвридики» в Сопоте. Ей удалось занять первое место в конкурсе просмотра польской песни и третье место в международном конкурсе. Успешность певицы набирала большие обороты и её решают пустить на гастроли в Советский Союз, где у Анны получилось выступить на 60 концертах, при этом получив большую популярность у её поклонников. Редактор Анна Качалина студии грамзаписи «Мелодия» заметил Анну и решила познакомиться. Миньоне, именно так называлась первая пластинка Анны Герман, которую ей удалось записать в студии «Мелодии».

На студии «Мелодии» между девушками было очень много схожего, самое главное это творить что-то особенное, качественные песни для массового слушателя. На студии их называли «Аня светленькая» и «Аня темненькая». Подход к выбору репертуара со стороны Анны Николаевны был очень тщателен, выбирали именно композиции именно на русском языке. В ходе совместной работы Анна Герман выпускает ещё одну свою пластинку, только на этот раз большую. В Польше её не ждал такой успех как в Советском Союзе, так как там нет такого помощника схожего на Анну Качалину. В момент выпуска своей первой пластинки, Анна не совсем хорошо себя чувствовала, оттягивала на последний момент. Но договор с фирмой Polskie nagrania не давал ей такой возможности, и приходилось через силу записывать пластинку. Анна с одной стороны была рада, что теперь у неё есть что-то своё, но с другой, записывать песни в болезненном состоянии – это не лучший вариант для получения удовольствия от своей деятельности.

Анна Герман была очень честным и домашним человеком, которая любила что-нибудь делать по хозяйству или готовить пищу. Она давно мечтала вместе со своим мужем купить себе личный дом. Это у них получилось, дом находился недалеко от центра Варшавы, на Жолибоже, чему Анна не могла нарадоваться. Хоть сам по себе дом не был пригодным для жизни, Анна всё равно была рада, ведь это свое. В некоторых местах были дыры в стенах, не было пола и даже дверь не закрывалась нормально. Все эти проблемные места, Анна вместе с мужем, заделывали постепенно. В Польше не существовало такой певицы, которая была бы так популярна в Советском Союзе как она.

Советском Союзе проводились дни польской культуры, в процессе которого выступало много представителей Польши, помимо Анны Герман. Хоть у Анны был не такой большой опыт выступлений как у её польских товарищей, но у неё всё получалось как надо. Зритель только и ждал, когда будет выступать Анна Герман, польская певица с русскими корнями. Её отличительной чертой была манера выступления, которая явно отличала её от остальных польских звезд. Из-за таких моментов, теперь услышать песни Анны Герман практически невозможно, точно как и купить её произведения.Контракт Анны направил её в Италию в 1967 году, где она так хотела заработать денег для мамы с бабушкой. Она не могла предположить такого поворота событий. Первоначально всё происходило как в сказке, Анна была рада представлять певицу из социалистической страны в фестивале Сан-Ремо. Возможность петь с Доменико Модуньо, Шер, Адриано Челентано, Далидой, Конни Френсис и другими звездами музыкальной сферы. Анна Герман выглядела абсолютно по другому на фоне европейских звезд. За счет такого контраста её стали снимать в клипах, записывать пластинки, брать интервью, всё это привело Анну к особенному достижению – к премии Oscar della sympatia.1967 год был очень ярким в жизни певицы, произошло два момента. Негативный - самоубийство любовника Далиды, Луиджи Тенко, и наиболее значимый для Анны – сумасшедший успех. Всё шло гладко до 27 августа. Именно в этот день происходит страшная трагедия для Анны Герман – автокатастрофа вместе с её водителем Ренато, который заснул за рулем. Машину выкинуло при высокой скорости на бетонную преграду, певица получила сотрясение мозга, перелом позвоночника и травмы рук и ног. Ренато отделался легким испугом и мелкими ушибами. Анну выбросило через окно, и она пролетела метров 20 прямо на камни. Машину обнаружили только утром, Ренато отправили в больницу практически сразу, а про Анну никто и не догадывался, так как она находилась очень далеко от места аварии. Всем родственникам Анны сообщили страшное известие и дали возможность беспрепятственно приехать в Италию для присмотра за певицей.

Двенадцатидневная кома, потом постоянные переезды в разные клиники Италии, всё это продолжалось три месяца, после чего Анна Герман уехала в Польшу. Врачи не надеялись, что она выживет после таких повреждений, но Анна имела сильное желание жить, даже полная обмотка бинтами и гипсом не мешало Анне думать о жизни. Самым сложным этапом в восстановлении прежней жизни это было восстановление психологического состояния, потом нужно было опять учиться ходит, тренировать память после сотрясения. Анна пользовалась специальным аппаратом дома, который помогал ей восстанавливать свою походку, каждый шаг был очень сложным. Все передвижения и занятия приносили Анне страшную боль, но она понимала, что её жизнь певицы ещё не закончена.

Анна часто вспоминала веселую и насыщенную жизнь в Италии и решила написать ироничную книгу воспоминаний об Италии «Вернись в Сорренто?», сочиняя при этом стихи и обдумывала программу выступления. На сцену она вернулась с программой «Человеческая судьба», ее авторское сочинение как композитора на слова Алины Новак. У Герман был целый цикл песен философского содержания.

Когда Анна Герман вернулась на сцену в 1970 году, выступала на концерте в Варшаве, посвященный освобождению Варшавы, то зрители когда её увидели, встали и начали аплодировать. Аплодисменты закончились через 40 минут и Анна стала воспроизводить свои песни. Анну пригласили работать на радио для ведения программы на тему физики для детей. В ноябре 1975 года у Анны Герман рождается сын, мальчик родился крупный, как его родители. Назвали любимого сыночка – Збышек. Самое важное, что для малыша было так это еда. Кушать он очень любил, много и вкусно. Часто бывали моменты, когда Анна была вынуждена до ночи готовить еду для любимого сыночка. Збышек каждое утро, как будильник будил своих родителей. Для Анны необходимо было соорудить место для репетиций песен, чтобы не мешать малышу. Они совместно с мужем решили сделать подвал для таких вещей. Сделали комфортный интерьер для репетиций и гостей, в итоге получилась музыкальная гостиная.

Анна Герман любила сочинять сказки для своего сына, но очень часто они получались с философским смыслом. Философия в её творчестве занимает важную роль, основы она берет из стихов иранского поэта Ахмата Шамлу. Любимое занятие для Герман – выступление в концертах в качестве конферансье по написанному её конферансу. Весь процесс выступлений сопровождался смехом зрителей, на концертах с участием Анны Герман всегда было весело. В исполнении песен Анной, зрители чувствовали в её голосе грусть, хоть даже песни были веселыми и жизнерадостными.

Анне больше всего нравились блюда восточной направленности, использование чеснока и приправ, много зелени. Она могла спокойно кушать чеснок с хлебом, использовала разные варианты использования чеснока в бутербродах. Алкоголь она не употребляла, потому как ей нравилось натуральное состояние души и тела. Гости часто просили Анну спеть что-нибудь из её популярных песен, при этом она очень любила угодить своим любимым гостям. Анна не любила, когда кто-нибудь разговаривает, когда она играет за пианино и поёт.Здоровье Анны Герман было не в лучшем состоянии, при этом она не показывала свои проблемы, даже если было там всё очень плохо. На концертах Анна исполняла по 12-15 песен, при условии, что с ней выступают другие артисты. Чтобы скрыть слезы боли, Анна иногда выступала в темных очках. После завершения концерта, она сразу шла в номер, не желая участвовать в банкетах. Администраторы концертных залов предлагали Анне по несколько концертов, но она по состоянию здоровья отказывала.

Она понимала, что её боли будут обостряться с каждым годом. В 1980 в Москве в «Лужниках» в программе «Мелодии друзей» она почувствовала себя неважно, оказалось не спроста. В тот день у Анны случилось обострение тромбофлебита, она не могла двигаться. В больнице её поставили диагноз неизлечимой болезни. Полетев в Австрию на лечение, там всё только ухудшилось. Гастроли были отменены и Анна осталась лечиться дома.

Род Хёрманнов (в русском языке фамилия Хёрманн превратилась в Герман) переселился в Российскую империю из Германии. Дед Анны Герман Фридрих родился на территории современной Украины, учился в городе Лодзь (ныне Польша, в то время - Россия), где родился отец Анны - Ойген Хёрманн (в русифицированной форме Евгений Герман). После учебы Фридрих Хёрманн вернулся на Украину с 9-ю детьми, однако в 1929 году был раскулачен, репрессирован и вскоре погиб на лесоповале в районе Плесецка (Архангельская область, Россия). Ойген Хёрманн переселился на Донбасс, где устроился бухгалтером на шахту, начальство которой злоупотребляло спиртным. Когда Ойген понял, что вина за растрату придется на него, а учитывая, что его отец был репрессирован, а старший брат бежал в Германию, дело могло кончиться расстрелом. Ойген принял решение бежать, оставив жену и сына.

Ойген Хёрманн, отец Анны Герман

Судьба занесла его в Ургенч (Узбекистан), где он встретил Ирму Мартенс, немку из меннонитов. Меннониты были потомками голландцев, переселившихся в 16 веке в Германию, а в 18 веке прибывших в Россию по приглашению Екатерины Второй. Ирма работала учителем немецкого языка, который был для нее родным (в семье говорили немецко-платском диалекте).

Родители Анны Герман: Ирма Мартенс и Ойген Хёрманн

14 февраля 1936 году у Ирмы и Ойгена родилась дочь, которую назвали Анна-Виктория, а спустя год на свет появляется сын Фридрих.

Фото маленькой Анны Герман с родителями и бабушкой Анной Мартенс (также немкой)

Однако счастье пары было недолгим. Осенью 1937 года Ойген был арестован, а в 1938 году расстрелян как "немецкий шпион и долголетний вредитель". В 1957 году он был реабилитирован посмертно, о чем его родственники получили справку лишь в 1975 году.
Через год после ареста Ойгена умирает малыш Фридрих, после этого семья из Анны, её матери и бабушки уезжает из Ургенча и начинает скитаться по разным городам Советского Союза, в конечном итоге осев в Джамбуле (ныне Тараз, Казахстан), где Ирма встречает польского офицера немецкого происхождения Германа Бернера, за которого в 1942 году выходит замуж. Однако он пропадает без вести на фронте в 1943 году.
После войны Ирма принимает решение уехать в Польшу, где родились оба её мужа. В 1946 году семья селится в Нова-Руде, в 1949 году переезжает во Вроцлав. Анне Герман на момент переезда во Вроцлав 13 лет. Здесь она учится в лицее, а после его окончания поступает во Вроцлавский университет на факультет геологии. Выбор специальности был сделан по настоянию матери, которая хотела, чтобы у дочери была практичная профессия. Изначально сама Анна подумывала о поступлении в школу изящных искусств.

Фото Анны Герман-студентки с матерью:

Студенческий билет Анны Герман

Однако судьбе было угодно, чтобы Анна посвятила себя искусству, а именно пению. Анна Герман в своей автобиографии "Вернись в Сорренто?" описывает, что стала певицей совершенно случайно, в этом помогла её подруга Янечка:
"Да, именно Янечка, моя сокурсница, жившая в соседнем доме, с самого начала нашего знакомства (то есть с седьмого класса) считала, что мое истинное призвание - петь. Не отрицаю, пела я всегда охотно, когда бы и кто бы того ни пожелал: и на школьных, а позднее и на студенческих торжествах, и дома для гостей. Впервые я исполнила песенку, будучи еще малолеткой, на детском новогоднем празднике, под огромной елкой. Моя мама тогда была учительницей начальной школы, и в ее обязанности входила между прочим организация детских праздников, спектаклей и т.д. Но никогда не думала я, что пение станет моей профессией. Я пела исключительно для собственного удовольствия, мне даже в голову не приходило, что к пению можно относиться как-то иначе.
Тем временем Янечка, отнюдь не принадлежавшая к числу смелых, так называемых пробивных людей, отправилась однажды, без моего ведома, в дирекцию Вроцлавской эстрады и попросила, чтобы меня прослушали. Получив обещание, она в назначенный день привела меня туда силой (силой убеждения, разумеется, поскольку была гораздо ниже меня), и я предстала пред художественным руководством.
Меня включили в новую, только еще формировавшуюся программу. Мне была гарантирована астрономическая, по моим тогдашним понятиям, сумма: четыре тысячи злотых в месяц. Кажется, по сто злотых за каждое выступление.
Конечно же, я была очень признательна Янечке, хотя недовольно бурчала всю дорогу. Согласилась, естественно, без раздумий, ибо и "градобитие" со сложными вычислениями отпало, и, что самое важное, мне предстояло исполнить со сцены девять красивых мелодических песенок. Да вдобавок мне за них еще и платили!
В концерте принимало участие несколько певцов, четверо артистов балета, группа музыкантов и два актера, которые все эти отдельные номера сплавляли в нечто целое: Ян Скомпский в роли доблестного морехода Синдбада и Анджей Быховский в роли-экипажа. В портах, куда заходил корабль, звучали песенки, танцевали девушки, играла музыка - как это бывает в любом порту мира.
Поэтому приходилось молниеносно сменять костюмы и петь (в зависимости от страны) на испанском, итальянском, немецком, русском языках, а в заключение, в родном порту, - на польском".

В 1960 году Анна встретила Збигнева Тухольского, который станет её мужем. Тухольский в одном из интервью так вспоминает о первой встрече с Анной:

- Мы познакомились, когда я работал в Политехническом институте на кафедре металловедения. Однажды по работе меня отправили во Вроцлав. Возвращаться оттуда я должен был в 16.30, а так как управился быстрее и была хорошая погода, то я решил пойти искупаться на городской пляж. Тут я увидел очень красивую блондинку, которая читала книжку. Я попросил её посмотреть за моими вещами, пошёл плавать, а потом мы разговорились. Оказалось, что студентка и изучает геологию. Ей тогда было где-то 23 года, а я её на 6 лет старше. И уже тогда она сказала, что время от времени принимает участие в разных концертах.

- На что вы обратили внимание в первую очередь?

- Классические греческие черты лица и, конечно, её прекрасная фигура - она лежала и загорала в купальнике. Мы же всегда сначала обращаем внимание на внешность человека, а уже потом начинаем узнавать душу и характер...

Фотографии Анны Герман с мужем Збигневом Тухольским

Начиная с 1963 года Анна Герман становится призером различным песенных конкурсов в Польше, а в 1967 году она стала первой польской певицей, принявшей участие в знаменитом конкурсе песни в Сан-Ремо.

Анна Герман - Tańczące Eurydyki (Танцующие Эвридики) - первый хит певицы, принесший ей известность в 1964 году.

Анна Герман в Италии

В том же году участие в конкурсе впервые принимает французская певица с песней "Ciao amore ciao" своего возлюбленного Луиджи Тенко, который после неуспеха песни покончил с собой. Спустя месяц после этого пыталась покончить с собой и Далида.
Для Анны Герман 1967 год также стал печальным, но не из-за того, что она не смогла победить в Сан-Ремо, а из-за страшной аварии, в которую она попала в Италии полгода спустя. Водитель, ведя машину на большой скорости, заснул за рулем и врезался в бетонное ограждение. Анну выбросило из автомобиля через лобовое стекло, она получила переломы позвоночника, руки, сотрясение мозга. Неделю она не приходила в сознание, а узнать мать, которая спешно приехала к ней из Польши, смогла лишь спустя 12 дней после аварии. Анне сделали операцию и заковали в гипс. Этот период своей жизни Анна Герман вспоминает с ужасом:
"После операции я очнулась закованная от шеи до пят в гипсовый панцирь. Когда мне казалось, что больше не выдержу, задохнусь в гипсе, когда я со слезами просила снять его с меня - под мою ответственность, уверяя, что предпочитаю остаться кривобокой, чем терпеть эти муки, они всегда напоминали мне о Сан-Ремо. Убеждали меня, что я еще не раз выступлю там, а они будут ассистировать мне у телевизоров, но... это может свершиться лишь в том случае, если в будущем я стану абсолютно здоровая и... абсолютно прямая.
Я не могу, да и не хочу описывать те ужасные страдания, какие довелось мне испытать на протяжении пяти месяцев, когда я неподвижно лежала на спине. Но самым жестоким испытанием явилась не боль переломов. Гипс плотно обжимал мою грудную клетку, а вместимость моих легких довольно основательная, разработанная пением, и я задыхалась в нем, теряла сознание, металась, не могла спать. Ночью мама сидела у моей постели, держа в своих руках мою правую, здоровую, руку. Она не спала тоже и в тысячный раз по моей просьбе рассказывала мне об одном и том же - всякий раз по-новому. ("Расскажи мне, как все будет, когда мне снимут гипс".) Она нарисовала мне на картоне календарь, отмечая дни, оставшиеся до моего отъезда в Польшу. Каждое утро она подавала мне ручку и я с упоением вычеркивала очередную дату.
Мама очень опасалась этого переезда и всячески упрашивала меня побыть здесь до того времени, когда можно будет снять гипс, но я не соглашалась, надеясь, что польские ортопеды освободят мне от него грудную клетку.
В течение шести недель после операции я пила в день только несколько глотков молока, не в силах съесть абсолютно ничего, поскольку каждый проглоченный кусок еще больше затруднял мне дыхание".
"Мне было известно, что снятие гипса еще не означает возможность двигаться. Однако я не представляла, что еще в течение многих месяцев все останется практически без изменений, что мне предстоят многомесячные тренировки на специальном столе (приспособление для того, чтобы организм привыкал к вертикальному положению), затем долго учиться сидеть и только после всего этого учиться... ходить.
Тем временем я продолжала беспомощно лежать на спине. Больница в Константине была уже шестой по счету. У многих моих знакомых портится настроение при одном виде больничного здания. В больнице, да еще так долго, как я, пребывать отнюдь не весело, и самочувствие мое было неважным. Причин немало: страдания вследствие сложных переломов, сотрясение мозга, длительная потеря сознания, операция, гипс...
Все это ослабило нервную систему. По вечерам меня охватывал страх, возраставший от бессилия, неподвижности. Я боялась остаться в палате одна даже на минуту. В Италии в такие моменты мама брала мою руку, напоминала мне факты, исчезнувшие из затуманенной памяти, соединяла разрозненные фрагменты в единое целое, помогала мне в моей отчаянной борьбе за восстановление образа реальной действительности".

Анна Герман с матерью после аварии

Однако Анна Герман нашла в себе силы выздороветь и вернуться на сцену. Это произошло в начале 1970 года, спустя 2,5 года после аварии.

В 1975 году Анна Герман родила сына, которого назвали так же, как и отца - Збигнев.

Анна Герман с сыном

Анна Герман была популярна не только в Польше, но и на своей родине - в СССР, где она не раз выступала с гастролями. Советским её поклонникам особенно полюбились песни «Надежда», «Когда цвели сады», «Эхо любви», «Случайность», «Гори, гори, моя звезда», «А он мне нравится»

Анна Герман - Надежда

Анна Герман - Когда цвели сады

Анна Герман и Лев Лещенко - Эхо любви (Песня года - 1977)

Анна Герман - Случайность

Анна Герман - Гори, гори, моя звезда

Анна Герман - А он мне нравится

Анна Герман в своей книге писала: "Я была в СССР четырежды и всякий раз убеждалась в необыкновенной музыкальности и отзывчивости публики. Такой благодарной, душевной, отлично разбирающейся в музыке публики я не встретила нигде. Ее нельзя обмануть. Она всегда сделает верный выбор, самыми горячими аплодисментами наградит отнюдь не самую эффектную, а именно хорошую песню. А на концертах реагируют и решают тут же - ведь времени на размышления, повторного прослушивания нет".

11 декабря 1977 года состоялось историческое выступление Анны Герман в финале фестиваля «Песня-77». После исполнения песни «Когда цвели сады» зрители устроили столь бурную и продолжительную овацию, что организаторам фестиваля пришлось выйти за жёсткие рамки телевизионного эфира, и песня была исполнена «на бис» (редчайший случай в истории «Песен года»).

В 1979 году в Алма-Ате певице внезапно становится плохо. Врачи ставят ей страшный диагноз - альвеолярная мягкотканная саркома (разновидность рака). Однако Герман продолжает гастроли, после которых переносит несколько операций, которые не в силах остановить болезнь.

В последние полтора года перед смертью боли становятся нестерпимыми. В письме, написанном московской подруге Анне Качалиной 27 февраля 1981 года, Анна Герман пишет: "Я страшно устала от боли, даже не плачу, а хочется очень лежать и спокойствия. Даже песен не жалко... потому что больно. Все стало неважным. Но, как только приходит день, когда мне чуть легче, хочется петь".

Муж Анны Герман вспоминает, что Анна, принадлежавшая, как и он, к Церкви адвентистов седьмого дня, говорила, что если Бог поможет ей выздороветь, она будет петь только для него, и даже успела записать на домашний магнитофон несколько псалмов.

В 2012 году, к 30-летию со дня смерти певицы, вышел российский телесериал "Анна Герман. Тайна белого ангела", где главную роль сыграла польская актриса Йоанна Моро. Сериал был показан, помимо России, на Украине, в Беларуси и в Польше.