Владимир гиляровский - биография, информация, личная жизнь. Владимир алексеевич гиляровский биография

(26 ноября по старому стилю) 1853 года (по другим сведениям - 1855 года) в лесном хуторе в Вологодской губернии. Его отец был помощником управляющего лесным имением.

В 1860 году семья переехала в губернский город Вологду, где отец получил место чиновника.

В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс вологодской гимназии, где остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей ("пакости на наставников"), занимался переводами стихов с французского. Во время учебы в гимназии два года изучал цирковое искусство.

В 1871 году, не окончив образования, Гиляровский сбежал из дома. Был бурлаком на Волге , крючником, рабочим, табунщиком и даже актером.

В начале 1870-х годов Владимир Гиляровский впервые приехал в Москву и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 вступил добровольцем в армию . Служил в разведке, был награжден Георгиевским крестом.

Все это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Впервые произведение Владимира Гиляровского напечатали в вологодском гимназическом сборнике в 1873 году. Это было стихотворение "Листок".

В 1881 году Гиляровский, поселившись в Москве, работал в театре Анны Бренко. Осенью того же года он бросил театр и занялся литературой.

Около года Владимир Гиляровский писал статьи для различных периодических изданий , сначала он печатался в "Русской газете", с 1882 года работал репортером в "Московском листке", а в 1883-1889 годах - в "Русских ведомостях". В 1889-1891 годах числился штатным сотрудником в газете "Россия". Печатался в газетах "Русская мысль", "Петербургский листок", "Новое время", "Оса", "Русское слово", "Будильник" и др.

Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачевки. Его называли "королем репортеров".

В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу "Трущобные люди". Книга была запрещена цензурой, а тираж уничтожен, но рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя.

В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов "Забытая тетрадь". И в последующие годы, на протяжении всей жизни он не оставлял занятий поэзией.

Очерки своих странствований Гиляровский издал под названием "Негативы" (1900). Напечатал брошюры "Портной Ерошка и тараканы" (1901), "Шипка прежде и теперь" (1902), "На родине Гоголя" (1902), "Были" (1908), "Шутки" (1912).

В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной. После Октябрьской революции Гиляровский писал для газет "Известия", "Вечерняя Москва", "Прожектор", "Огонек". В 1922 году была издана поэма "Стенька Разин".

Вышли его книги "От Английского клуба к музею Революции" (1926), "Москва и москвичи" (1926), "Мои скитания" (1928), "Записки москвича" (1931), "Друзья и встречи" (1934). "Люди театра" были напечатаны только после смерти Владимира Гиляровского - в 1941 году.

В старости Гиляровский почти полностью ослеп , но продолжал самостоятельно писать.

1 октября 1935 года Владимир Гиляровский скончался в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Гиляровский являлся действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почетным пожарным Москвы.

Известно, что Илья Репин рисовал с него одного из персонажей картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", а скульптор Николай Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Николаю Гоголю. Личность Гиляровского интересовала не только художников, о нем писали журналисты, писатели и даже поэты.

В 1966 году именем Гиляровского была названа бывшая 2-я Мещанская улица в Москве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(1853-1935) русский писатель, журналист

Без Гиляровского невозможно представить себе Москву на рубеже XIX-XX веков. Он был не только ее летописцем, «живой памятью», как метко охарактеризовал его Иван Бунин . Гиляровский Владимир Алексеевич стал непременной частью городской культуры, поскольку прожил в Москве более пятидесяти лет и всю жизнь писал о ней.

Владимир Гиляровский родился в вологодском имении графа Олсуфьева, где его отец служил помощником управляющего. Мать была казачкой с Кубани, и ее корни уходили к запорожцам. Она скоропостижно умерла, когда Владимиру еще не исполнилось восьми лет. Воспитателем и самым большим другом мальчика с этого времени становится двоюродный дядя П. Китаев. Он был отставным матросом и всю жизнь прожил в семье Гиляровских. Китаев приучил мальчика заниматься спортом, от него будущий писатель перенял увлечения гимнастикой и боксом.

Круг его знакомых расширился, когда Владимир переехал в Вологду и начал учиться в гимназии. Тогда он познакомился с высланными туда студентами Петербургского и Московского университетов. Под их влиянием у него сложились демократические взгляды.

В 1871 году, подражая героям романа Николая Чернышевского «Что делать?», Владимир Гиляровский покинул отцовский дом и отправился на Волгу. Его скитания продолжались десять лет, и за это время будущий писатель сменил множество профессий. Он работал бурлаком, был заводским рабочим, пожарным, объезжал диких лошадей. С 1873 года в провинциальных газетах время от времени стали появляться его репортажи, в которых он рассказывал об увиденном и описывал встреченных им людей.

Несколько лет, Владимир Гиляровский проработал в провинциальных театрах. Позже его впечатления об этом периоде отразятся в книгах очерков «Друзья и встречи» (1934), «Люди театра» (опубликована в 1941 году).

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Владимир Алексеевич Гиляровский добровольцем вступил в армию. Он прошел всю войну в качестве разведчика. За храбрость был награжден орденом.

Поворотным в его жизни стал 1881 год, когда Гиляровский поселился в Москве. После публикации нескольких очерков в журнале «Будильник» он стал корреспондентом нескольких московских газет. И с этого времени его очерки и репортажи регулярно появляются в московских изданиях.

Владимир Гиляровский неутомимо искал сюжеты для своих репортажей. Он объездил все Подмосковье, побывал на крупнейших фабриках и заводах и отовсюду привозил яркие, а иногда и совершенно неожиданные по содержанию рассказы. Но ни в одном из них он ничего не приукрашивал и не придумывал. Он считал, что писать надо только о том, что видел своими глазами.

В 1883 году Владимир Алексеевич Гиляровский был приглашен в крупнейшую газету того времени - « Русские ведомости», с которой и была связана практически вся его дореволюционная деятельность. В качестве корреспондента этой газеты он оказался единственным журналистом, который описал катастрофу на Ходынском поле во время коронации Николая II. Очерки Гиляровского были высоко оценены А.Чеховым и Г. Успенским, которые и посоветовали ему серьезно заняться литературой.

Кроме очерков, он писал и рассказы. Вначале он печатал их в журналах, но по совету Антона Павловича Чехова собрал свой первый сборник - «Трущобные люди». Книга была напечатана в 1888 году, но ее тираж был сразу же конфискован и уничтожен цензурой - слишком уж ярко и сочувственно в ней были описаны обитатели «дна». Книга вышла из печати только в 1957 году.

К столетию Гоголя в 1906 году Гиляровский предпринял большую поездку на Украину, в ходе которой объехал все места, связанные с жизнью писателя, и уточнил ряд неизвестных фактов его биографии. В частности, он обнаружил документы, в которых содержалась точная дата и место рождения писателя.

Кроме прозы, Владимир Гиляровский постоянно обращался к поэзии. Он регулярно публиковал отдельные стихотворения, а в 1896 году написал поэму «Стенька Разин». Последнее его крупное поэтическое произведение - поэма «Петербург» - вышла из печати в 1922 году. Она построена на контрасте красоты и страдания, и поэт во многом подражает Александру Блоку . Однако главной темой в творчестве Гиляровского неизменно оставалась Москва. Он стал знатоком и исследователем московского быта, одним из первых понял, что городская среда нуждается в таком же сохранении, как и другие памятники человеческой культуры. Поэтому на протяжении многих лет писатель бережно собирал и записывал рассказы о старой Москве, описания обычаев, быта и нравов различных слоев городского населения. Именно Гиляровский ввел своеобразную моду на эту тему в начале XX века, живописно и немного романти-зированно описав жителей ночлежек. В этом плане журналист стал предшественником Горького. Когда пьеса «На дне» ставилась в Малом театре, Владимир Гиляровский специально провел по Хитрову рынку актеров и художника спектакля В. Симова, чтобы они увидели то, что должны были воплотить на сцене.

Накопленные впечатления стали основой многочисленных книг Гиляровского, вышедших в послереволюционное время, - «Москва и москвичи» (1926), «Записки москвича»(1931), «От Английского клуба к Музею революции» (1926), «Москва газетная» (1960).

После событий 1917 года, Владимир Алексеевич Гиляровский не понял и долго не принимал новую жизнь. Видимо, поэтому он так и не начал печататься в советской прессе. Кроме книг о Москве, в эти годы Гиляровский опубликовал цикл мемуарных произведений. В них преобладает чувство ностальгии по прошлому. Судьбы выдающихся людей, которых он знал, переплетены с историями несостоявшихся и погибших талантов, знаменитых воров, богатых купцов и профессиональных нищих. Объясняя, почему он так поздно обратился к мемуарному жанру, Владимир Гиляровский писал: «О встречах в моей юности я начал писать только теперь, потому что только через десятки лет эти впечатления встали передо мной достаточно ярко». Он был человеком большой физической силы, его крупная, дородная фигура не раз привлекала внимание художников. Скульптор Н. Андреев запечатлел Гиляровского на одном из барельефов памятника Н. Гоголю. Художник И. Репин изобразил писателя на картине «Запорожцы».

Биография

Основные работы

Литература о Гиляровском

(8 декабря (26 ноября) 1855, имение в Вологодской губернии — 1 октября 1935, Москва) — писатель, журналист, бытописатель Москвы.

Год рождения

Долгое время считалось, что Гиляровский родился в 1853 году, однако в 2005 году стало известно, что именно 1855 год значится в метрической книге церкви села Сяма, где крестили Владимира, который появился на свет 26 ноября по старому стилю и был окрещён 29 ноября. По мнению архивистов, ошибка справочников и энциклопедий могла быть вызвана статьёй, которую Гиляровский опубликовал в 1928 году к своему, как он считал или утверждал, 75-летию.

Биография

Родился в лесном хуторе в Вологодской губернии. В 1860 году отец Гиляровского получил место чиновника в Вологде. Отец Гиляровского служил в полиции (становой пристав). В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс Вологодской гимназии и в первом же классе остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей («пакости на наставников»), переводил стихи с французского. Во время учёбы в гимназии два года изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку и т. д. Общался с ссыльными народниками. Один из ссыльных дал Гиляровскому книгу Чернышевского «Что делать?».

В июне 1871 года после неудачного экзамена Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома. В Ярославле поступил работать бурлаком: 20 дней шёл с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем в Ярославле работал крючником в порту. Осенью того же года поступил на службу вольноопределяющимся в Нежинский полк. В 1873 году был направлен в Московское юнкерское училище, где проучился около месяца, после был отчислен в полк за нарушение дисциплины. Службу, однако, продолжать далее не стал, написав рапорт об отставке. После работал истопником, на белильном заводе купца Сорокина в Ярославле, пожарным, на рыбных промыслах, в Царицыне нанялся табунщиком, в Ростове-на-Дону поступил наездником в цирке. В 1875 году начал работать актёром в театре. Выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и т. д. С началом русско-турецкой войны снова пошёл в армию вольноопределяющимся, служил на Кавказе в 161-ом Александропольском полку в 12-ой роте, после перешёл в охотничью команду, был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, светлобронзовой медалью «За русско-турецкую войну 1877—1878», медалью «В память 300-летия дома Романовых».

Всё это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Отец хранил рукописи сына. Первое стихотворение Гиляровского было напечатано в Вологде в 1873 году. Гиляровский узнал об этом только в 1878 году.

В 1881 году Владимир Алексеевич поселился в Москве и работал в театре А. А. Бренко. 30 августа 1881 года в журнале «Будильник» были опубликованы стихи Гиляровского о Волге. Осенью 1881 года Владимир Алексеевич бросил театр и занялся литературой. Сначала он печатался в «Русской газете», а потом начал работать репортёром в газете «Московский листок». В 1882 году произошла знаменитая Кукуевская катастрофа (в результате размыва почвы под железнодорожное полотно провалился целый состав). Гиляровский первым примчался на место крушения, участвовал в разборе завала две недели, посылая репортажи в «Московский листок».

После репортажей Гиляровского о пожаре на фабрике Морозовых редактор газеты был вынужден скрывать настоящее имя автора. В конце концов Гиляровский был вынужден покинуть газету и в 1884 году начал работать в «Русских ведомостях». В 1885 году был напечатан очерк Гиляровского «Обречённые», написанный ещё в 1874 году. Речь в очерке идет о белильном заводе Сорокина, в очерке изменены имена, переписаны некоторые герои, чтобы было невозможно понять, что один из них — автор. В 1887 году в своем репортаже «Ловля собак в Москве» впервые в СМИ поднял тему бездомных животных в городе.

Владимир Алексеевич также писал для «Русской мысли», юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение».

В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу «Трущобные люди». Все рассказы и очерки, вошедшие в книгу, уже были однажды напечатаны в разных газетах и журналах за исключением очерка из рабочей жизни «Обречённые». Однако книге не суждено было увидеть свет: весь тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в ходе обыска в типографии инспектором по делам печати. Гранки набора было приказано рассыпать прямо в типографии. Цензурным комитетом книга была запрещена, и листы были сожжены в Сущевской полицейской части Москвы. Как выразился помощник начальника главного управления в ответ на прошение Гиляровского о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя.»

В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов «Забытая тетрадь». После этого Владимир Алексеевич продолжил работать репортёром в «Русских ведомостях», писал репортажи с Дона, из Албании, статьи о Русско-японской войне.

В 1896 году во время народного гулянья по случаю коронации императора Николая II был очевидцем катастрофы на Ходынском поле, где чудом остался жив. Репортаж об этой трагедии был им опубликован через день после происшествия. Этой темы Гиляровский коснулся и в своих «Воспоминаниях».

В 1915 году, в начале Первой мировой войны, написал текст «Марша Сибирских стрелков».

После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926 год), «Москва и москвичи» (1926 год), «Мои скитания» (1928 год), «Записки москвича» (1931 год), «Друзья и встречи» (1934 год). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 году. В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать.

В Москве Гиляровский жил по адресу Столешников переулок, дом 9.

Гиляровский был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Память

  • В 1966 году именем Гиляровского названа улица в Мещанском районе Москвы (бывшая 2-я Мещанская).
  • Имя писателя носит одна из улиц Вологды.

Основные работы

  • Трущобные люди (1887).
  • Негативы (1900) — сборник рассказов.
  • На родине Гоголя (1902).
  • Были (1909) — сборник рассказов.
  • Москва и москвичи (1926).
  • Мои скитания (1928).
  • Люди театра (опубликована 1941).
  • Москва газетная (опубликована 1960).

Литература о Гиляровском

  • Гура В. В. Жизнь и книги «дяди Гиляя». — Вологда, 1959.
  • Морозов Н. И. Сорок лет с Гиляровским. — М., 1963.
  • Киселева Е. Г. В. А. Гиляровский и художники. 2-е изд. — Л., 1965.
  • Лобанов В. М. Столешники дяди Гиляя. — М., 1972.
  • Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляе. — М., 1983.
  • Есин Б. И. Репортажи В. А. Гиляровского. — М., 1985.
  • Митрофанов А. Гиляровский. М.: Молодая гвардия, 2008. С. 336. ISBN 978-5-235-03076-3 (серия ЖЗЛ).

Гиляровский Владимир Алексеевич - поэт, писатель, журналист. Человек, ставший легендой еще при жизни. События из биографии этой неординарной личности отражены в знаменитых произведениях. Гиляровский Владимир Алексеевич по праву считается классиком мемуарного жанра.

Биография

Для того чтобы понять, что представлял собой этот писатель, следует прочитать его книги. Жизнь, полную удивительных приключений, событий и наблюдений, он описал в произведениях «Мои скитания», «Москва и москвичи». Гиляровский Владимир Алексеевич, прежде чем посвятить себя журналистике, объездил множество городов, успел поработать и бурлаком, и рабочим, и табунщиком, и солдатом, и даже актером. В статье изложены интересные факты из биографии Гиляровского, о которых он поведал в своих произведениях. Но прежде следует назвать основные даты из жизни.

Гиляровский Владимир Алексеевич родился в 1855 году в Вологодской губернии. Писать стихи начал с гимназических времен. В шестнадцать лет сбежал из дома, прошел пешком от Костромы до Рыбинска. Гиляровский служил на Кавказе во время Русско-турецкой войны. Сменил несколько профессий. В Москву приехал в 1881 году, где и занялся литературным творчеством.

В 1935 году, пройдя длинный, яркий, необыкновенный путь, ушел из жизни Гиляровский Владимир Алексеевич. Книги этого автора:

  1. «Трущобные люди».
  2. «На родине Гоголя».
  3. «Мои скитания».
  4. «Москва и москвичи».
  5. «Друзья и встречи».

Гиляровский Владимир Алексеевич, биография которого отражена в увлекательной мемуарной прозе, - писатель, чье имя носят улицы в Москве, Вологде и Тамбове. Похоронен беллетрист и репортер на Новодевичьем кладбище.

Дядя Гиляй

Так называли писателя друзья и коллеги. Гиляровский Владимир Алексеевич обладал неукротимой энергией и необыкновенным трудолюбием. При этом человеком слыл чрезвычайно добрым, общительным. Двери его дома были всегда открыты. В гости к нему захаживали Чехов, Толстой, Куприн и многие другие литературные деятели. Гиляровский имел довольно колоритную внешность. С него писал одного из запорожцев Репин и лепил фигуру Тараса Бульбы Андреев.

Известен сегодня Гиляровский прежде всего благодаря книгам, посвященным быту московского «дна». Жители Хитровки и других неблагонадежных районов очень любили человека, обладающего богатырской силой и безграничной добротой. В конце девятнадцатого века едва ли существовал москвич, который не слышал о дяде Гиляе. Удивительно, но этот человек являлся желанным гостем как на званых вечерах, так и на воровском кутеже в притонах Тишинки. «Король репортеров» стал живой достопримечательностью столицы. Один из писателей сказал однажды: «Проще представить Москву без Царя-колокола, нежели без Гиляровского.

Детство

С описания ранних лет писателя начинается книга «Мои скитания». Гиляровский Владимир Алексеевич был сыном пристава. Будущий репортер рано лишился матери. Мачеха полюбила Владимира, как родного сына. И в первый же год принялась обучать пасынка французскому языку и прививать ему светские манеры. Владимир хотя и любил читать, но учению предпочитал цирк, рыбалку и всяческие приключения. Несколько раз нерадивого гимназиста оставляли на второй год. А немного повзрослев, Гиляровский и вовсе сбежал из дома.

Бурлак

И пошел молодой Гиляровский «в народ». Ему непременно хотелось записаться в бурлаки. Стихи Некрасова укрепляли столь необычное желание. В те годы в России тысячи жизней подкосила холера. Именно благодаря эпидемии Гиляровскому удалось стать бурлаком. В бригаду его взяли на место умершего труженика.

В книге «Мои скитания» Гиляровский описывает быт бурлаков, судьбы людей, которые встречались ему на пути. Мемуарист особое внимание уделял людям с эксцентричным нравом и так называемой широкой русской душой. В «Моих скитаниях», например, он повествует об известном в те годы купце, который после выпитого спиртного сгонял капитана с рубки собственного парохода и начинал руководить сам, стремясь во что бы то ни стало обогнать судно, отправившееся на полчаса раньше. Удавалось это ему не всегда. Но бешеная гонка непременно наводила ужас на пассажиров.

Об этом человеке Гиляровский услышал впервые во время возвращения домой. Спустя годы, в книге «Москва и москвичи», он не обделил своим литературным вниманием целый ряд эксцентричных столичных купцов и представителей прочих профессий.

На Кавказе

В 1877 году Гиляровский отправился добровольцем на Кавказ. Воевал писатель доблестно. Получил Георгиевский крест - редкую и почетную награду. О годах военной службы он впоследствии не раз с гордостью вспоминал. Хотя, как утверждали современники, Георгиевский крест в мирное время надевал крайне редко.

Журналистика

После демобилизации Гиляровский уехал в Москву, где вскоре стал известен как автор злободневных заметок. Во время своих путешествий он постоянно делал небольшие наброски, которые впоследствии превращались в полноценные литературные произведения. Всего несколько лет понадобилось Гиляровскому для того, чтобы стать знатоком нравов столичных жителей. Его популярность росла вместе с писательским опытом. В 1887 году был опубликован сборник «Трущобные люди».

Поэзия

Среди друзей Владимира Гиляровского было немало художников как опытных, так и начинающих. Он охотно покупал картины неизвестных живописцев, затем писал о них заметки. Таким образом Гиляровский поддерживал молодых мастеров не только материально, но и морально. После покупки картины он хвастался приобретением знакомым, уверяя, что автор непременно будет знаменит. Как правило, Гиляровский не ошибался.

Последняя книга

В советские времена журналист продолжал свою литературную деятельность. Его книги никогда не залеживались на прилавках. Последнее произведение - «Друзья и встречи» - Гиляровский писал в последний год жизни. К тому времени он почти ослеп.

Книги Владимира Гиляровского и сегодня популярны. «Москва и москвичи» - произведение, которое должен прочитать каждый человек, интересующийся русской и столичной культурой конца девятнадцатого века.

Сын помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии Алексея Ивановича Гиляровского и Надежды Петровны, урожденной Усатой, происходившей из рода кубанских казаков. Потеряв мать в восьмилетнем возрасте, воспитывался второй женой отца – родовитой дворянкой Разнатовской, учившей мальчика французскому языку и светским манерам. Особую роль в его воспитании сыграл двоюродный дед, беглый матрос Китаев, обучивший Владимира гимнастике, боксу, борьбе, плаванию.

В 1860 году семья Гиляровских переехала в Вологду, где Владимир учился в гимназии. В восемнадцать лет сбежал из дома и стал бурлаком на Волге. Бурлачество явилось только началом бродяжнической жизни Гиляровского. Он был вольноопределяющимся Нежинского пехотного полка, юнкером в Москве, затем без паспорта уехал в Астрахань и стал бродягой. Чинил сапоги, объезжал лошадей в калмыцких степях, работал на белильном заводе, в цирке. В 1875 году Владимир Гиляровский стал актером. Вскоре он добровольцем отправился на Турецкую войну, получил Георгиевский крест. Затем снова вернулся к актерству. Десятилетняя бродяжническая жизнь легла в основу многих произведений писателя.

В 1881 году Владимир Гиляровский положил конец скитаниям. Он переселился в Москву и начал свою литературную и журналистскую деятельность. Около года писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 года сотрудничал как журналист в газете «Московский листок», в 1883-1889 годах – в «Русских ведомостях». Печатался в газетах «Русская мысль», «Петербургский листок», «Новое время», в «Муравье», «Осе», «Русском слове» и других изданиях. В 1889-1891 годах числился штатным сотрудником в газете «Россия».

Именно с Москвой связаны лучшие произведения Гиляровского, он считается непревзойденным знатоком старой Москвы. Быт и нравы города, так же как и свои многочисленные приключения описаны им в книгах «Трущобные люди», «Москва и Москвичи», «Мои скитания», «Люди театра».

Помимо неофициального звания «король московских репортеров», Гиляровский был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почетным пожарным Москвы.

До 1917 года многие произведения Гиляровские были запрещены. Первая его книга «Трущобные люди» была не просто запрещена, а сожжена в 1887 году. Гиляровский присутствовал на аутодафе своей книги и успел вытащить несколько страниц из огня. Писатель вспоминал: «Сожгли мою книгу, и как будто руки отшибло писать беллетристику. Я весь отдался репортерству, изредка, впрочем, писал стихи и рассказы, но далеко уже не с тем жаром, как прежде. … Славы у меня было много, а денег ни копья. Долги душили». Его перестали печатать, тогда он открыл контору объявлений, затем основал «Русское гимнастическое общество» и стал издавать «Журнал спорта».

После октябрьских событий 1917 года Гиляровский много писал уже для советских газет и журналов. Издавались его книги, росла популярность. Последняя книга «Друзья и встречи» вышла за год до смерти писателя. К этому времени он уже был тяжело больным человеком, почти ослеп, но продолжал писать.

Гиляровский всю жизнь дружил со многими знаменитыми современниками: писателями, поэтами А.П. Чеховым, М. Горьким, А. Белым, А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым, И.А. Буниным, С.А. Есениным; артистами Ф.И. Шаляпиным, М.Н. Ермоловой, В.И. Качаловым; художниками И.Е. Репиным, А.К. Саврасовым и многими другими.

Обладал невероятной физической силой, с удовольствием демонстрировал свои возможности: пальцами сгибал медный пятак, завязывал узлом кочергу и делал другие удивительные вещи.

С 1884 года женат на Марии Ивановне Мурзиной. Имел сына Алексея, умершего в детстве, и дочь Надежду.

Умер в Москве. Погребен на Новодевичьем кладбище.