Современный военный камуфляж вооруженных сил стран мира. Какой камуфляж самый лучший

Время чтения: 4 минуты

Камуфляжная ткань - это полотно специальной расцветки, которое позволяет «разбить» силуэт объекта (предмет или человека), покрытого им, и сделать его менее заметным или исказить его форму и характер движения.

Такое свойство ткань позаимствовала у природы - у многих видов зверей, птиц и рыб есть защитный окрас, при помощи которого они становятся менее уязвимы для врагов или менее заметны для потенциальной жертвы. Также почти все животные имеют окрас и структуру поверхности (а иногда и форму тела), гармонирующие со средой их обитания.

В переводе с французского камуфляж (camouflage ) означает «маскировка».

Использовать маскировку начали еще в древние времена. Так, американские индейцы для охоты делали себе одежду из шкур животных или прикрепляли к телу листья и траву.

В качестве военной экипировки ткани маскировочной расцветки стали применяться относительно недавно - в конце 19 века. Колониальные войска Британии, находясь в Индии, начали носить одежду цвета хаки (в переводе с хинди означает «пыльный »). Это цвет землисто-коричневых, желто-зеленых «запыленных» оттенков. С тех пор такой цвет используют в военном обмундировании практически во всех странах мира как один из видов камуфляжа.

Разновидности камуфляжа и расцветки

Далее для каждой местности и в зависимости от сезона и погодных условий создавалась своя расцветка. Она предполагает не только подходящий оттенок, но и определенный рисунок. Основными большими группами являются непромокаемая ткань камуфляж «Лес», «Джунгли», «Пустыня», «Зима», «Город», камуфляж «Летний» .

Первый пятнистый камуфляжный военный костюм (хамелеон) был создан и запатентован в 1939 году художником Владимиром Барановым-Россинэ.

В СССР до ВОВ использовалась расцветка «Амеба» - фон цвета хаки или зеленый с черными или темно-коричневыми пятнами.

Современная камуфляжная расцветка Российских ВС - «Цифровая флора» или «Пиксель». Создана она была в 1984 году. Внешне выглядит как нанесенная на ткань увеличенная во много раз конфигурация пикселей с экрана монитора. Тон от светло-зеленого до темно-коричневого. Такой рисунок не позволяет глазу «зацепиться» за объект и определить его форму, дальность, движение. Для систем видеонаблюдения или фототехники человек в такой форме будет просто размытым пятном.

Свойства

Помимо маскирующих свойств камуфляжные ткани должны обладать характеристиками, также отвечающими условиям, в которых их используют. Основные это:

  • прочность;
  • высокие гигиенические качества;
  • водонепроницаемость;
  • ветрозащитные свойства;
  • устойчивость к внешним воздействиям (УФ-излучение, высокие температуры, соленая вода, химическое оружие и т. д.).

Все эти показатели варьируются в зависимости от конкретных нужд.

камуфляж летний: ткань «Ти-Си»

Из какого материала выбрать

Основой для нанесения камуфляжного рисунка, как правило, являются синтетические или смесовые ткани. Они могут быть различной плотности.

Оксфорд

Используется в основном для пошива курток, костюмов, палаток. Состоит из полиэстера или нейлона. Имеет характерную текстуру ткани - в квадратик - благодаря переплетению нитей рогожка. Одежда из оксфорда получается прочной, не продувается и сохраняет тепло, устойчива к воздействию химических веществ.

Рип-стоп

Ткань, устойчивая к разрывам. Даже если на ней образуется порез или прокол, дальше она не будет рваться. Такое свойство ткань камуфляжная имеет благодаря полиэфирным нитям, которые проходят сквозь хб основу и образуют своеобразную армированную решетку. При этом одежда из этого материала остается достаточно легкой, хорошо дышит, при применении специальных пропиток не пропускает воду. Из нее также изготавливают куртки, плащи, рюкзаки и палатки.

Грета

Эта смесовая ткань для камуфляжа приобрела популярность благодаря тому, что сплетена таким обратом, что изнанка получается хлопковой, а лицевая часть состоит из волокон полиэфира. Так одежда остается мягкой и приятной к телу внутри, впитывает пот, быстро высыхает, отталкивает грязь и воду.

Поларфлис

Для зимних видов камуфляжа используют полиэфирное волокно, сотканное таким образом, что внутри него остаются воздушные камеры. Такой материал сверху может быть отделан водоотталкивающей пропиткой или продублирован другим материалом. Поларфлис отлично согревает, хорошо чистится, мало весит.

Сорочечная

Из смеси хлопка или вискозы и полиэстера шьют майки, футболки и тонкие брюки камуфляжных расцветок. Такие легкие изделия обладают хорошими гигиеническими свойствами, практичны и удобны.

Мембрана

Также в гражданской и военной экипировке используют мембрану с нанесением маскирующего рисунка сверху. В одежде из мембраны легко двигаться, она хорошо защищает от холода, ветра и дождя. Сверху она не пропускает влагу, но хорошо отводит все испарения тела, поэтому одежда под ней всегда остается сухой, и человек не замерзает.

После изготовления ткани на нее наносится фон нужного оттенка и уже после этого пятна. При определении состава красителей учитываются показатели отражения. Для каждой местности геометрическое построение пятен, их оттенки и насыщенность индивидуальны и высчитываются специалистами.

Сферы применения


  • Основными сферами применения камуфляжных тканей были и остаются армия и военная промышленность. Из них по-прежнему шьют военную форму для многих подразделений войск, а также укрывные чехлы для спецтехники.
  • Также такие материалы активно используют для производства защитной, форменной и спецодежды, костюмов и снаряжения (рюкзаков, палаток, обуви и головных уборов) рыбаков, охотников, туристов.
  • Благодаря немаркой расцветке широко применяется как верхняя рабочая одежда строителей. Иногда дополняется светоотражающими элементами.
  • В сфере развлечений камуфляж применяют для производства одежды для военно-спортивных игр (пейнтбол, страйкбол и др.).
  • В 60-х годах прошлого века в США военный камуфляж вошел в моду и среди гражданского населения. Изначально целью было привлечение внимания населения и протест против войн. Интерес к такой одежде быстро угас, но возродился в 80-е и с тех пор она регулярно появляется в модных коллекциях популярных дизайнеров. Из камуфляжа шьют куртки, плащи, пальто, свитера и аксессуары (шарфы, сумки) в стиле «милитари». Для этого используют более мягкие и комфортные материалы, такие как трикотаж, джинсы, шелк, шерсть. Кроме военной «защитной» расцветки в повседневной жизни популярностью пользуются и другие виды камуфляжа: леопард и зебра. Менее агрессивным стилем является стиль «сафари», в нем также используют все оттенки первого камуфляжа - хаки.

Камуфляжная ткань - незаменимый материал в военном деле, служащий защитой для людей и техники. Также прочно закрепилась в мире моды и вместе с соответствующими аксессуарами помогает создавать неповторимые образы для мужского, женского и даже детского гардероба.

Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы


Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.


Рис. 1. Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж


Рис. 2. Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами. Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Краткий обзор истории вопроса

До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений. Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).

Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250м.) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны. Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.

Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков). Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.

Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.

Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.

Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).

Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.

Современные камуфляжи России

Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.

КЗС/Расцветка-57

Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко. Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.


Рис. 3. Расцветка обр. 1957г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»

Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.

Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.


Рис. 4. Боец в КЗС на местности

«Бутан»

Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.


Рис. 5. Камуфляж "Бутан"

Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.

В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».

ВСР-93

Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.


Рис. 6. ВСР-93

Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.

По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.

ВСР-98 «Флора»

Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.

В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».


Рис. 7. ВСР-98 "Флора"

Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.

ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель

Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса. На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».


Рис. 8. ЕМР в двух цветовых исполнениях

Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими -пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».
В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.

«Подлесок»

Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.


Рис. 9. "Подлесок"

Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.

«Растровый подлесок»/»Растр»

Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».


Рис.10. "Растровый подлесок"

В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.

Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.

«Тигр» / «Камыш»

Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.


Рис. 11. Камуфляж "Тигр" одного из российских вариантов

Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.

Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».

Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.

«Партизан»

Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».


Рис. 12. Камуфляж "Партизан"

В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.

«Излом» / «Скол»

Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.


Рис.13. Камуфляж "Излом"

При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.
Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.

Сурпат

Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.


Рис. 14. Сурпат

В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.

Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.

Спектр

Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.


Рис. 15. Спектр

Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И. Стрелковым и его подразделением.

Сумрак

Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.


Рис.16. Сумрак

Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.

Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.

Камуфляжем (от французского camouflage - «маскировка») называют маскировочную окраску, применяемую для того, чтобы уменьшить заметность личного состава, вооружений, боевой техники и сооружений путем разбивания силуэтов или предметов.

На сегодняшний день камуфлированная расцветка применяется не только в рядах действующих воинских подразделений, но также и в быту. Туристы и охотники также носят одежду защитной окраски, чтобы не выделяться в природных условиях.

Цвет камуфляжа на военной службе

Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.

Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.

В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.

В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».

Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.

Современный пиксельный камуфляж

С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.

Раньше в странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности. Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» - городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.

Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» - лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.

Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».

За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:

  • «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
  • «Лиственный лес» образца 1942 года;
  • «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
  • «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
  • «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
  • Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
  • Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
  • Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.

Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:

  • «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
  • «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
  • «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
  • «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
  • «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
  • «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
  • «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
  • «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.

Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.

Применение камуфляжа военизированными организациями

Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.

Камуфляжные костюмы в повседневной жизни

В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».

Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.

Фэшн-индустрия начала производить:

  • Женский камуфляж;
  • Городской камуфляж;
  • Зеленый камуфляж;
  • Модные брюки камуфляж;
  • Камуфлированные штаны и джинсы;
  • И даже камуфлированную спецодежду.

Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей, ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Тайна китайского камуфляжа March 31st, 2016

3 сентября 2015 года Китай праздновал 70 годовщину окончания Второй мировой войны. Парад по этому случаю выглядел действительно внушительным демонстрацией военной мощи страны. Сотни боевых машин и около 12 000 военнослужащих из обычно скрытной Народно-освободительной армии прошли через площадь Тяньаньмэнь в Пекине. Многие из этих транспортных средств никогда не появлялись на публике и бросались в глаза страной, вызывающей пиксельной маскировокой. Но откуда китайцы взяли эту схему и почему она синяя?

Российские либералы и националисты усмотрели угрозу в раскраске китайской бронетехники и расцветке униформы некоторых подразделений Народно-освободительной армии Китая. Их очень смутил сине-голубой камуфляж, который безапелляционно посчитали "зимним".

Особенно радовались "украинские патриоты". Мол, на этот раз уж точно всё "клятым москалям". Со дня на день Амур будет перейден китайскими дивизиями.

Вот как обстоят дела на самом деле...


Фото 2.

Узор, который напоминает расцветку блоков из компьютерной игры Minecraft, довольно резко контрастирует с традиционным камуфляжем. К тому же, последний используется военными аж с 19-го века: имитирующая листву и другие природные особенности расцветка зарекомендовала себя очень хорошо.

Смелый мозаичный камуфляж получает все более широкое использование вооруженными силами во всем мире, что кажется, противоречит здравому смыслу; ведь ничто в природе не так жестко по форме. Но это действительно работает — что удивляет даже создателя нового типа камуфляжа, разработавшего концепцию еще сорок лет назад.

Фото 3.

В конце 1970-х годов О"Нил предложил армии США, что квадратные блоки цвета будут маскировать бронированные боевые машины лучше, чем полная окраска. Его идея состояла в том, чтобы построить модель, которая будет работать независимо от того, как далеко транспортное средство находится от наблюдателя. Большие модели хорошо работают на больших расстояниях, а мелкие узоры лучше на близком расстоянии. Но узоры, сделанные из маленьких квадратов, или пикселей, могут быть окрашены, чтобы имитировать оба варианта.

Это все идет еще со времен далекой

Фото 4.

Эксперимент превзошел все ожидания, но потребовалось много времени для того, чтобы цифровой камуфляж прижился. Сложной задачей оказалось убедить скептически настроенных военных чиновников. Военные — те еще консерваторы.

Только к началу 80-х годов усилия увенчались успехом. Одним из ведущих дизайнеров современного камуфляжа стал Гай Крамер, генеральный директор HyperStealth Biotechnology Corp.

Фото 5.

Цифровой камуфляж сейчас используется в той или иной степени вооруженными силами по всему миру. Но будущее камуфляжа, вероятно, будет еще более сложным. Крамер разрабатывает версию цифрового камуфляжа, который будет активно изменяться как хамелеон. Альфа-версия, уже существующая в реальности, называется SmartCamo. Вероятно, такой камуфляж будет очень дорог и потребует независимого источника энергии — но это все равно дешевле человеческой жизни.

Когда я служил у нас был вот такой камуфляж

Фото 9.

А сейчас вот уже все такое:

Фото 10.

Так почему все таки у китайцев камуфляж техники синий?

Попробуем разобраться в вопросе камуфляжа поподробнее.

Вот, кстати, тоже "синий" камуфляж. Видимо, китайские ракетные катеры и другие военные корабли уже готовятся через степи и пустыни Монголии прорываться на оперативные просторы Сибири. Ну или по меньшей мере Пекин готовится сделать хитрый ход и совершить обходной маневр катерами на Мурманск и Архангельск через Северный полюс...

А вот, собственно, та самая особо опасная для нас сине-голубая техника.


это учения "Hanxun-2015" китайской морской пехоты


В общем тенденция понятна? А теперь - суть. В 2007-2009 годах вооруженные силы КНР перешли на новую униформу модели "07". Изменения коснулись и полевой униформы. И какие же в ней есть официальные оттенки?

В частности, такие:

"Морская (07 Oceanic Camouflage) - светло-синий, зеленый и светлый хаки на синем фоне. Используется в ограниченных количествах в ВМС и подразделениях морской пехоты".

"Городская (07 Urban Camouflage) - темно-зеленый, светло-серый, серо-голубой на сером (шиферном) фоне. Используется в ВВС НОАК".


А какая же форма используется преимущественно в сухопутных войсках?

"Универсальная (07 Universal Camouflage) - зеленый, коричневый и черный на сером фоне. Модель хорошо себя зарекомендовала в урбанизированных ландшафтах и является стандартной для сухопутных войск и ВВС НОАК, а также для частей, принимающих участие в мероприятиях за границей".

Есть еще пустынная с цветом хаки и лесная с коричневыми и оливковыми оттенками. В общем сенсации не получилось.

Камуфляж на основе оттенков синего цвета вообще широко используется в мире. Причем не только в Китае, но и у нас! Так, в 2013 году решение по окраске боевых кораблей в сине-серый камуфляж было принято в России!

Фото 6.

Фото 7.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

источники

Одним из очень популярных методов тюнинга автомобиля сегодня является окрашивание в камуфляж. Мотивы в стиле милитари становятся всё более актуальными в дизайнерских решениях для различных направлений, видимо, в силу того, что это полноценно отражает современный пульс жизни. Если разобраться, камуфляж на авто может служить двум противоположным целям. На машине охотника или рыболова это средство для маскировки транспорта в условиях дикой природы. В мирном городе подобный окрас - способ выделиться, привлечь к себе внимание, показать свой стиль и мировосприятие. Машины в камуфляже выглядят сурово и брутально, вызывают уважение и восхищение.

Индивидуальная покраска авто — камуфляж

Как и любой другой рисунок, камуфляж вполне может нести эстетическую нагрузку или быть сугубо функциональным средством маскировки. В зависимости от поставленных задач и типов местности на машину могут наноситься различные виды камуфляжа - о них и пойдёт речь ниже.

Геометрический камуфляж

Геометрический (или рубленый) вид был создан для того, чтобы не столько скрыть объект, сколько разбить его силуэт на участки рублеными геометрическими фигурами разной формы и размера. Будучи окрашенным таким образом, авто очень сложно поддаётся визуальной оценке в плане реальных размеров и очертаний. Обычно здесь используется белый, серый и чёрный цвет.

Изначально созданный для военных целей, этот рисунок сегодня очень популярен у дизайнеров. Добавляя в него участки с неожиданным окрасом, например, синим, розовый или фиолетовым, можно создавать очень интересные в эстетическом плане варианты раскраски автомобиля.


Геометрический камуфляж на авто

Пиксельный рисунок

Пиксельный (или цифровой) камуфляж визуально похож на расположение пикселей в мониторе компьютера. Его ещё называют «разрушающим» - он смазывает силуэт автомобиля, скрывая его перемещение на местности. Если речь идёт о маскировке, существует специальная инструкция, определяющая соотношение пятен разного цвета. Сами же цвета определяют, исходя из местности, в которой действует объект.

Пиксельный рисунок может применяться и в городской местности, и в условиях гор или пустыни, а также в некоторых разновидностях леса. Для скалистых гор и городской местности используется серо-белый и чёрный цвет.

В пустыне уместны пятна песочного цвета, это очевидно. Для лесной местности выбираются зелёный с коричневым, чёрный цвет.


Пиксельный рисунок на авто

Лесной вид

Самым распространённым рисунком среди тех, кто осуществляет камуфлирование автомобиля в функциональных целях, является лесной. Здесь преобладает зелёный цвет и разные его оттенки. К нему добавляются коричневый и чёрный цвета. В лесном узоре используются плавные линии и мягкие переходы для полного слияния с лесной листвой.

Те, кто использует этот рисунок в исключительно эстетическом применении, могут сделать его в любых тонах: кислотных, пурпурных, розовых и т. д. Здесь всё зависит от вкуса и полёта фантазии.


Покраска авто камуфляж — лесной вид

Зимний рисунок

Вполне естественно, что существуют виды камуфляжа для автомобиля в условиях снежной зимы. Здесь преобладает белый цвет, к которому добавляются серо-голубые разводы. Зимний вариант можно сделать как в виде плавных линий и переходов, так и в «рубленном» исполнении.

Иногда в зимний рисунок может добавляться чёрный цвет - плавные тёмные пятна и линии разбавляют белый, хорошо маскируют, если снежное покрытие не является цельным.

Как правило, эта разновидность имеет чисто прикладное значение - мало кто выбирает её для эстетики автомобиля и самовыражения. Чаще всего она пользуется спросом у охотников, живущих в северных регионах страны. Иногда белый камуфляж используют те, кто любит охотиться в зимнее время, и кому не лень ради этого менять внешний вид своей машины.


Зимний камуфляж

Охотничий гражданский камуфляж

Для охотников разработаны разновидности узора, которые не имеют ничего общего со стилем милитари. Это сплошной лиственный фон зелёного или серо-жёлтого цвета. Очень стильно этот вариант смотрится на джипах - он как будто создан именно для них. Есть варианты узора, имитирующего джунгли, хвойные и лиственные леса, травяное покрытие степей и саванн.

Такой окрас очень стильно выглядит и является одновременно отличным средством маскировки и стильным дизайнерским решением для стайлинга автомобиля.


Покраска машины — камуфляж «охотничий»

Буря в пустыне

Одной из очень распространённых разновидностей считается узор для пустыни. Здесь преобладает жёлтый цвет и разные вариации на его тему. Имитируется песчаная поверхность. Это могут быть плавные переходы, линии и цифровой пиксельный вариант.

Такой узор довольно часто используется в регионах, где есть песчаные пустыни. Вы можете оформить свою машину в таком стиле, чтобы гармонично ощущать себя в контексте окружающего ландшафта.


Камуфляж авто «буря в пустыне»

Тип лакировки

Для лакирования машин с камуфляжным окрасом могут использоваться два типа лака:

  • с глянцевым эффектом;
  • с матовым эффектом.

Если камуфляжный окрас интересует вас в прикладном смысле, то глянцевый лак однозначно не подходит. Блеск кузова никоим образом не способствует эффективной маскировке. Поэтому, если вы охотник, рыболов или военный, не раздумывая используйте только матовое покрытие для своего авто.

Если же вас интересует дизайнерский эффект, положитесь на свой вкус. Здесь всё зависит от ваших предпочтений и вкусов. Допускается как глянцевый блеск, так и матовая сдержанность. Но если вы хотите создать себе имидж брутального любителя приключений, то от глянцевого лака всё же стоит отказаться.

Заключение

Камуфлирование автомобиля может преследовать различные, иногда совершенно противоположные цели. Это может быть стремление замаскировать машину в условиях охоты на дикого зверя, например. Или, наоборот, желание выделиться из общей массы, выглядеть круто и стильно.

Существует много разновидностей и вариаций камуфляжных узоров. Они созданы для разных условий, ландшафтов и производят различное визуальное представление.

Выбирая вид узора для стайлинга своего автомобиля, прежде всего, определитесь с тем, какие цели вы преследуете. И только после этого решайтесь выбрать тот или иной узор.