Рыцарские доспехи (вероятная версия). Вооружение рыцаря в средневековье

С начала возникновения человеческого общества, воины защищали свое тело от ударов врагов. Первоначально доспехи защищали лишь самые уязвимые части тела, а уже к XIV веку рыцарские латы закрывали полностью все тело.


В XI веке доспех воина состоял из прочной основы, к которой были прикреплены квадратные или круглые железные пластины, заходящие друг на друга. Такая броня защищала тело и частично руки и ноги. Уже в XII веке в конструкцию доспехов были внесены изменения, что породило так называемый хауберт.


Такая броня состояла из железных чешуй, находящих друг на друга, из железных колечек, связанных между собой, или бляшек, нашитых встык. Хауберт уже закрывал голову специальным капюшоном, а руки и ноги почти полностью были закрыты. Чтобы в хауберте можно было свободно сесть на лошадь, по бокам в нем, а иногда и сзади, делались специальные надрезы. Носился хауберт поверх длинной стеганой рубахи.


В XII веке, во времена крестовых походов, когда распространилось влияние Востока на Центральную Европу, появилась кольчуга.


Она изготавливалась из переплетенных между собой сваренных или склепанных железных колец. Кольчуга закрывала голову капюшоном, а для защиты ног рыцари носили вместе с доспехами кольчужные штаны в виде чулок, которые защищали еще и ступню.


Кольчуга XII века


С XII века кольчужные штаны стали носить и вместе с хаубертом. Кольчуга стала неотъемлемой от рыцаря.


Во времена крестовых походов, когда приходилось сражаться под жарким солнцем востока, кольчуга сильно разогревалась. Чтобы уменьшить нагревание, сверху на кольчугу надевались белые накидки без рукавов с разрезами по бокам.


Шлем XII века

Если раньше хауберт был длинным, то в XIII веке он укоротился, стал достигать лишь до середины бедер, что сделало рыцарей более поворотливыми, а плечи и колени стали закрывать железными дисками. Если не прикрывались ноги кольчужной тканью, то их защищала полоса из крепкой проваренной кожи, которая застегивалась сзади.


Рыцарь XII века


Первые пластинчатые латы появились в XIII веке.


Они представляли собой железные пластины, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и кольчужных штанов.


В XIV веке для защиты передних поверхностей голеней применялись железные наголенники, а приблизительно к середине века их делают подвижными.



Для знатных рыцарей того периода изготовлялись поножи и латные башмаки.


Еще до начала XVI века поверх доспехов надевались свободные плащи и гамбизоны, но позже на их место приходит плотная прилегающая одежда, которую богато украшали шелком и вышивкой. В том же XIV веке поверх кольчуги стали надевать лентнер. В то же время капюшон кольчуги стали делать отдельно от самой кольчуги.


Уникальные турнирные доспехи Генриха VIII - посеребренные и украшенные гравировкой.


В конце XIV века рыцари стали применять железный нагрудник полукруглой формы, в котором верхняя часть была подвижной, позже появляется и наспинник такого же рода.


Стали оберегать и руки рукавицами, сделанными из железных пластин.


К концу XIV века из употребления полностью выходит кольчужная бармица, а кольчужная рубаха теперь имеет высокий ворот. Первые набедренники появились из потребности более удобной посадки на лошадь, когда к краю латной юбки пришили широкое продолжение.


А в начале XV века появляются первые наплечники с глубоким вырезом с правой стороны, для удобства ношения копья.


Пластинчатые доспехи полностью сформировались к XV веку, далее же их изменения не столь значительны или поддаются веяниям моды.


Пластинчатые доспехи XV века


С 1500 года на некоторых элементах доспехов (кроме поножен) появляются желобки и рифления.


Такое новшество сделало доспех более прочным, при том, что его вес не поменялся. Такие доспех стали называть «максимилиановскими доспехами», в честь Максимилиана I, который любил проводить реформы по преобразованию вооружения.


В XVI веке максимилиановский доспех активно используют в турнирах и сражениях, его надевают для участия на праздничных торжествах, где он преображается в богато украшенную одежду. В то время рыцарь должен был иметь несколько видов доспехов – для турниров, для сражений и для «парадного» выхода – богато украшенный. Все вместе они стоили неимоверных денег, потому оружейные мастера старались сделать доспехи универсальными, дополняя их различной гарнитурой. В это период из употребления выходит кольчуга, которую ранее носили под доспехом.


С начала XVII века каждый кавалер надевал кожаные колеты под нагрудник, полы которого доходили до половины бедра. И лишь императорские кирасиры носили еще слишком тяжелое снаряжение, напоминавшее старые пластинчатые латы. Но хоть они и были толстыми, все равно оставались бесполезными против набиравшего распространения огнестрельного оружия.

На рыцарских турнирах XVII-XVIII века доспехи были неотъемлемым атрибутом дворянского достоинства, а на парадных портретах тех времен дворяне изображались исключительно в доспехах.


Парадный портрет Людовика XIII в доспехах

Рыцарский доспех и вооружение Средневеко­вья изменялись, чуть ли не с такой же скоростью, как и современная мода. И рыцарские латы середины XV в. даже отдаленно не походили на то, чем защищали себя воины в XII или XIII вв. Эволюция стала особенно заметной в позднее Сред­невековье, когда чуть не каждый год привносил изменения в облик защитного и наступательного вооружения. В этом обзоре мы расскажем о том, какие доспехи носили английские и французские рыцари в эпоху, когда под руководством легендарной Жанны д’Арк французы разбили английские войска под Орлеаном, и наметился переломный момент в ходе Столетней войны.

К концу XIV – началу XV в. окончательно оформился облик полного латного доспеха. В 20-30-е гг. XV в. самыми лучшими считались доспехи, сделанные италь­янскими и прежде всего Миланскими оружейниками, славившимися необычайной искусностью своей рабо­ты. Наряду с итальянскими были популярны также ору­жейники юга Германии и Нидерландов.

Доспех

Поддоспешник. Под доспех в обязательном порядке надевалась толстая стеганая куртка. Она шилась из кожи или прочной грубой материи на конском волосе, вате или пакле. В ХIII-ХIV вв. этот матерчатый доспех назывался «акетоном», в XV в. за ним закрепился термин «дублет». От толщины набивки и качества простежки дублета во многом зависели защитные свойства любого доспеха. Ведь сильный удар мог, не пробив лат, серьезно травмировать владельца. Дублет кроился по фасону модной в ХV в. короткой, приталенной куртки обычно с застежкой спереди и стоячим воротником. Длинные рукава дублета могли не пришиваться, а пришнуровываться к проймам. Наиболее толстая набивка прикрывала самые уязвимые места тела: шею, грудь, живот. На локтевых сгибах и под мышками набивка была совсем тонкой или вовсе отсутствовала, дабы не стеснять движений воина.

На голову под шлем также надевался стеганый подшлемник. Один подшлемник, как правило, монтировался внутри шлема, второй, более тонкий и меньшего размера, надевался непосредственно на голову наподобие чепца. Столь мощные амортизирующие подкладки обусловили чрезвычайно большой размер шлема, который значительно превосходил размер головы рыцаря.

Под ножными латами также полагалось носить стеганые подкладки.

К первой трети XV в. рыцари использовали четыре вида шлемов: басинет, армэ, салад и шлемы с полями (шапель-де-фер).

Басинет был очень популярен уже в ХIV в. Это – шлем с полусферическим или коническим наголовьем, снабженным забралом. Басинеты конца XIV – начала XV в. имели заднюю пластину, опускавшуюся на спину воина, а также нашейник, которые надежно защищали голову и шею воина. Басинеты с удлиненным назатыльником и нашейной пластиной назывались «большими басинетами» и получили немалое распространение. Большие басинеты всегда снабжались забралом. В конце XIV в. исключительной популярностью пользовалось коническое забрало, которое из-за своей формы по-немецки называлось «хундгугелем» (собачья голова). Благодаря такой форме даже мощные удары копья соскальзывали, не нанося вреда. Для облегчения дыхания и обеспечения лучшего обзора забрала снабжались нижней прорезью на уровне рта и многочисленными круглыми отверстиями. Эти отверстия могли располагаться только на правой половине забрала, что обуславливалось условиями конного боя на копьях, при котором в первую очередь поражалась левая половина шлема воина.

Рис.2 Шлем с открытым и закрытым забралом

В начале XV в. появляется еще одна разновидность шлема, ставшая впоследствии очень популярной шлем «армэ». Основное различие между армэ и басинетом, в 30-х г. XV в., заключалось в наличии у первого двух снабженных шарнирами нащечных пластин, смыкающихся перед подбородком и запирающихся посредством накидного крюка или ремня с пряжкой.

От басинета ведет свое происхождение еще одна разновидность шлемов, а именно так называемый «салад» (по-немецки «шалер»). Термин «салад» впервые встречается в 1407 г. Ко времени осады Орлеана он стал снабжаться подвижным забралом, крепящимся на двух шарнирах.

В начале XV в. были очень популярны шлемы с полями. Эти шлемы, выполненные в форме обычной шляпы (отсюда и французское название «шапель-де-фер», дословно – «шляпа из железа»), не затрудняли дыхание и обеспечивали полный обзор. При этом нависающие поля защищали лицо от поперечных ударов. Наибольшее распространение этот шлем получил в пехоте, однако рыцари и даже коронованные особы не пренебрегали им. Не так давно при раскопках в Лувре был найден роскошный, украшенный золотом шапель-де-фер Карла VI. Тяжелая конница передних шеренг боевого построения, принимавшая на себя первый, самый страшный копейный удар, носила закрытые шлемы, бойцы же задних шеренг часто использовали шлемы с полями.

Шлемы всех рассматриваемых видов украшались в соответствии с модой, желанием владельца и особенностями того или иного региона. Так, для французских рыцарей были характерны плюмажи, закрепляемые в трубки, устанавливаемые в верхней части шлема. Английские рыцари предпочитали носить на своих шлемах вышитые «бурелеты» (набивные валики), а в большинстве случаев обходились и без них. Шлемы также могли золотиться или расписываться темперными красками.

Отметим, что английские рыцари предпочитали басинеты и лишь изредка носили шапель-де-феры. Французы же использовали все указанные виды шлемов.

Кираса. Основным элементом доспеха, защищавшим корпус, была кираса. Кирасы 20-30-х гг. XV в. были монолитными и составными. Монолитные состояли только из двух частей: нагрудника и наспинника. В составных же нагрудник и наспинник набирались из двух частей, верхней и нижней. Верх и низ классических итальянских кирас соединялись между собой ремнями с пряжками. Кирасы, производимые для продажи в другие страны, были сделаны на скользящих заклепках, заменявших ремни. Нагрудник и наспинник первого варианта соединялись на левом боку петлей и застегива­лись на правом боку пряжкой. Детали кирасы второго варианта соединялись на боках посредством ремней с пряжками. Монолитные кирасы были более характерны для английского рыцарства, а составные – для французского.

Пластинчатые подолы закрывали тело от талии до основания бедер и имели плавные очертания. Они набирались из горизонтальных стальных полос, находящих друг на друга снизу вверх. По краям они соединялись заклепками, по центру обычно пропускалась дополнительная кожаная полоса, приклепанная изнутри. Количество стальных полос подола колебалось от четырех до семи или даже восьми. Ко второй половине 1420-х гг. к низу подола стали привешивать на ремнях пластины, закрывавшие основание бедра. Эти пластины назывались «тассетами».

Бригантина. Помимо кирас рыцари обеих воюющих сторон продолжали использовать бригантины – доспехи, состоящие из мелких пластин, крепящихся к внутренней стороне матерчатых курток заклепками. Тканевая основа шилась из бархата с подкладкой из льняного, конопляного полотна или тонкой кожи. Наиболее распространенными цветами покрышки бригантины были красный и синий.

С 30-х гг. XV в. бригантины могли усиливаться цельнометаллическими элементами, а именно нижней частью составной кирасы и пластинчатым подолом.

Для удобства использования копья в конном бою с конца XIV в. правая сторона нагрудной части бригантины или кирасы стала оснащаться опорным крюком. Во время конной сшибки на него клалось древко копья.


Защита рук. Руки воина защищались специальными стальными накладками: наручами, налокотниками, плечевыми щитками, наплечниками. Наручи состояли из двух створок, соединявшихся петлей и ремешками с пряжками. Налокотники – сильно выпуклые пластины полусферической, конической или куполовидной формы. Внешняя часть налокотников, как правило, снабжалась боковым щитком, имеющим форму раковины. Плечевой щиток имел форму монолитной трубы. Наплечник защищал плечевой сустав. Подмышка могла прикрываться дополнительной подвесной пластиной той или иной формы.

Интересной разновидностью прикрытия плечевого сустава были бригантинные наплечники. Они выполнялись в манере обычного бригантинного доспеха со стальными пластинками под тканью. Подобные наплечники или пристегивались (пришнуровывались) к панцирю, наподобие латного наплечника, или выкраивались с бригантиной.

Кисти рук закрывались латными перчатками или рукавицами. Они набирались из полос железа и пластин различных форм и крепились посредством шарниров. Пластинки, защищавшие пальцы, приклепывались к узким кожаным полосам, которые, в свою очередь, пришивались к пальцам обычных перчаток. В 1420-х гг. в Италии были изобретены латные рукавицы из широких полос стали на шарнирном соедине­нии. Ко времени осады Орлеана это прогрессивное нововведение только начало завоевывать популярность в Западной Европе и редко употреблялось кем-либо, кроме итальянцев.

Защита ног. Латы, закрывавшие ноги, традиционно опережали в развитии наручные латы. Набедренник через переходные пластины на шарнирах присоединялся к наколеннику. Наколенник, как и налокотник, с внешней стороны дополнялся раковинообразным боковым щитком. Нижняя часть наколенника оснащалась несколькими переходными пластинами, последняя из которых по моде XV в. имела значительную длину, примерно до трети голени (иногда и до середины голени). В 1430-х гг. или немного раньше верхняя часть набедренника стала дополняться одной переходной пластиной, для лучшего облегания ноги, а также для усиления защиты основания бедра. Задняя часть бедра закрывалась несколькими вертикальными полосами на петлях и пряжках. Под нижние переходные пластины наколенника надевался двустворчатый латный наголенник. Наголенник точно повторял особенности анатомического строения голени, что соответствовало требованиям удобства и практичности. Стопа помещалась в аркообразный вырез передней створки наголенника. Этот вырез имел отвальцовку по периметру для увеличения жесткости наголенника.

Стопа защищалась латным башмаком «сабатоном» или же «солеретом». Как и латная рукавица, сабатон набирался из поперечных полос на шарнирах. Его носок имел приостренную форму по фасону обычного кожаного башмака «пулена».

Ножные и наручные латы декорировались накладками из цветного метала, зачастую чеканными или гравированными различным геометрическим орнаментами.

Вес рассматриваемого нами рыцарского доспеха первой трети XV в. вместе со стегаными и кольчужными элементами составлял 20-25 кг, но могли встречаться и более тяжелые экземпляры. В большинстве случаев он зависел от физических данных его владельца. Толщина пластин составляла, как правило, от 1 до 3 мм. Наибольшую толщину имели защитные детали, закрывающие торс, голову и суставы воина. Поверхность латных доспехов дополнительно насыщалась углеродом и подвергалась термообработке (закаливанию), благодаря чему пластины приобретали повышенные прочностные свойства.

Первоначально надевались наголенники с сабатонами, затем на корпус воина надевался стеганый дублет, к которому пришнуровывались набедренники, соединенные с наколенниками. Потом надевались наручные латы, пришнурованные к верхней части рукава дублета. Впоследствии, на корпус воина надевалась кираса с латным подолом или бригантина. После того как закреплялись наплечники, на го­лову воина водружался стеганый подшлемник со шлемом. Латные перчатки надевались не­посредственно перед боем. Для облачения рыцаря в полный доспех требовалась помощь одного или двух опытных оруженосцев. Процесс одевания и подгонки снаряжения занимал от 10 до 30 минут.

В рассматриваемый период времени рыцарство обеих воюющих сторон по-прежнему использовало щит. Щит изготавливался из одной или нескольких досок. Он имел различную форму (треугольную, трапециевидную, прямоугольную), одну или несколько параллельных граней, проходящих через центральную часть щита, и вырез под копье, располагавшийся с правой стороны. Поверхность щита оклеивалась кожей или тканью, после чего грунтовалась и покрывалась темперной росписью. Изображения на щитах представляли собой гербы владельцев, аллегорические рисунки, «растительный» орнамент, девизы владельцев или отрядов. К внутренней стороне щита крепилась система ремней и набивная амортизационная подушка.

Оружие

Холодное оружие состояло из мечей, тесаков (фальшионов), кинжалов, боевых ножей, стилетов, секир, топоров, боевых молотов, клевцов, булав, перначей и копий.

Закованные в доспехи совершенных форм и вооруженные высококачественным холодным оружием, английские и французские рыцари еще длительное время после осады Орлеана с переменным успехом сражались на полях битв Столетней Войны.

Фальшион (фальчион) представлял собой колюще-режуще-рубящее оружие, состоящее из массивного искривленного или прямого асимметричного однолезвийного клинка, нередко сильно расширяющегося к острию, крестообразной гарды, рукояти и навершия. Это оружие, имеющее массивный клинок, позволяло пробить кольчужную защиту. В том случае, когда удар приходился в шлем воина, противник мог быть временно оглушен. Из-за сравнительно небольшой длины клинка использование фальшионов было особенно эффективно в пешем бою.

Боевой топор представлял собой металлическое железко (данная деталь соответствует наконечнику древкового оружия), снабженное клином (поражающий конструктивный элемент) и насажанное на рукоять. Очень часто железко снабжалось шипообразным, крюкообразным или выраженным молотковидным выступом со стороны обуха и пиковидным либо копеевидным пером, направленным вверх. Двуручный топор относился уже к древковому оружию и был очень популярным оружием пешего боя, так как обладал чудовищной пробивной способностью и значительным ушибающим действием.

Боевой молот , относящийся к категории древкового оружия первоначально только ударно-раздробляющего действия, представлял собой наконечник в виде металлического бойка цилиндрической или катушечной формы, насаженный на деревянное древко. Достаточно часто в XV в. подобное оружие снабжалось копьевидным или пиковидным наконечником. Древко практически всегда оковывалось металлическими по­лосами, предохраняющими его от рубящих ударов и раскалывания.

Пернач был оружием ударно-раздробляющего действия, состоящим из навершия и рукояти. Навершие представляет собой комплекс ударных поражающих элементов в виде пластин прямоугольной, треугольной, трапециевидной и иной формы, набранных в количестве от 6 до 8 штук по окружности и закрепленных на общем трубчатом основании.

Булава , так же как и пернач, являясь оружием ударно-раздробляющего действия, состояла из навершия и рукояти. Навершие изготавливалось в виде металлического шара, нередко снабженного гранями или шипами.

Боевой бич являлся оружием ударно- раздробляющего действия. Представлял собой массивный ударный груз (гирьку), соединенный с рукоятью посредством гибкого подвеса (веревки, кожаного ремня или цепи).

Копье являлось основным древковым колющим оружием рыцаря. Это оружие представляло собой стальной наконечник и деревянное древко, снабженное предохранительным щитком. Наконечник состоял из граненого пера и втулки, посредством которой наконечник крепился к древку. Древко изготавливалось из древесины твердых пород (ясень, вяз, береза) и имело вытянуто веретенообразную форму. Для удобства управления копьем во время боя древко снабжалось защитным щитком или специальным вырезом. Для улучшения баланса в заднюю часть древка заливался свинец.

Меч состоял из прямого обоюдоострого клинка с ярко выраженным острием, гарды в виде крестовины, рукояти и навершия. Особой популярностью пользовались мечи с клинком, плавно сужающимся к острию, имеющим ромбовидное сечение, значительную толщину клинка и повышенную жесткость. Подобным оружием можно было наносить эффективные колющие удары, способные поражать уязвимые места латных доспехов, нанесение рубящих ударов по которым не приносило желаемого результата.

Кинжал , в рассматриваемый период, состоял из узкого колюще-режущего обоюдоострого клинка, гарды различной формы, рукояти и в редких случаях навершия. Кинжал был практически неизменным атрибутом светского и военного костюма. Его наличие на поясе владельца позволяло ему в городских условиях избавиться от назойливого посягательства на кошелек, а в бою давало возможность поражать неприятеля в сочленения и щели доспехов.

Боевой нож по своей конструкции и внешнему виду мало чем отличался от кинжала и выполнял те же функции, что и последний. Основное различие состояло в том, что нож обладал массивным вытянуто-треугольным однолезвийным клинком.

Стилет , будучи только колющим оружием, состоял из граненого клинка, обладающего только острием, дисковидной гарды, такого же навершия и цилиндрической или бочковидной рукояти. Данное оружие в этот период еще не получило широкого распространения.

Секира состояла из конструктивных элементов, аналогичных конструктивным элементам боевого топора. Основное отличие между этими родственными группами холодного оружия заключалось в наличие у секиры клина, ширина которого была больше его длины и увеличивалась в обе стороны относительно вертикальной плоскости оружия при удержании его железком или наконечником вверх. Как и боевой топор, данное оружие, являясь оружием состоятельных воинов, могло быть богато декорировано в готическом стиле.

Следует особо отметить, что как боевые топоры, так и секиры, относящиеся к категории древкового оружия, были особенно популярны во Франции на протяжении всего XV в.

Клевец являлся оружием ударно-раздробляющего, колющего действия и существовал в нескольких вариантах. Один вариант представлял собой оружие, снабженное рукоятью, и не отличался значительными размерами, другой из-за своих размеров и рукояти большой длины может быть отнесен к древковому оружию. Общей конструктивной чертой данных разновидностей являлось наличие поражающего элемента конструкции в виде металлического клина, снабженного острием и молотовидным утолщением обуха.

Слева реконструкция вооружения французского рыцаря в 20-30 гг. XV века. В доспехе рыцаря прослеживается сильное влияние итальянских оружейников. Справа реконструкция вооружения английского рыцаря в 20-30 гг. XV века. Несмотря на сильное итальянское влияние доспех носит ярко выраженные национальные черты. Автор обоих реконструкций К.Жуков. Художник: С.Летин

Журнал “Империя Истории” №2 (2) за 2002 год
Рыцари Западной Европы
Клим Жуков и Дмитрий Коровкин
стр. 72-81

Материал сетевой.

"Вот примерные цифры по весу доспеха и оружия в средние века: типичный доспех 15 века весил около 52 фунтов, то есть приблизительно 23.6 кг. Если брать индивидуальные части, то шлем-армэ (полный закрытый шлем) весил от 6"-7"8" (2.7-3.4 кг), горжет (воротник) - 9 унций (0.25 кг), кираса из спинной и нагрудной частей - 12"8" (5.7 кг), "юбка" внизу кирасы - 1"11" (0.76 кг), правый наруч - 2"14" (1.3 кг), левый наруч - 2"9" (1.16 кг), "ноги" - 6"1" (2.74 кг) каждая, кольчатая рубашка с коротким рукавом - 15"7" (7 кг), с длинным рукавом - 20"11" (9.38 кг), типичный длинный меч - 2"8" (1.13 кг).
Ежедневная маршевая выкладка пехотинца с Наполеоновских войн и до нашего времени составляет от 60 до 70 фунтов, то есть между 27 и 32 кг. И вес этот распределен гораздо менее удобно, чем доспех средневекового рыцаря.

Подобно тому, как под шлем надевалась амортизирующая шапка, так и под кольчугу, а затем и под латы рыцари надевали стеганую (прошитую из 8-30 слоев холста) куртку, именуемую “гамбезон”. Плечи и грудь в ней подбивали ватой.

Заметный рельеф плеч и груди производил должное впечатление на дам, но не это было целью находчивых рыцарей. Эти “подушки” предназначались для распределения веса доспехов и амортизации ударов. Многослойная материя также могла остановить разящий удар, уже ослабленный железной броней.

Повышению уровня защиты служила и подушка на груди. Если шелковый платок с трудом, но можно было разрубить в воздухе саблей, то подушку не рассечь с одного удара никаким булатом даже на плахе. В качестве аргументирующего примера вспомним рассказы ветеранов Великой Отечественной. Штатный солдатский ватник останавливал пулю немецких пистолетов-пулеметов с 200 метров!

Так что престижный костюм XV века (дутая куртка-дублет с валиками на плечах, с узкими рукавами, а также похожие на чулки брюки-шоссы, приплюснутый головной убор-”таблетка”, туфли без каблуков, но с длинными носами - и все это кричащих расцветок) - отнюдь не абсурдная мода, а шикарный стиль “милитари”. А что штанины разного цвета - так этого под доспехами как раз видно и не было...

В 7 веке широко распространились стремена, позволившие всадникам использовать могучих лошадей, длинные копья и тяжелые топоры - без стремени усидеть на коне, размахивая секирой, было практически невозможно. Появившиеся стремена резко усилили кавалерию. Но замещение крестьянских ополчений настоящей рыцарской конницей произошло не за один день. Только в 9 веке, в эпоху Карла Великого, рыцари стали главной силой на поле боя. Что же представляли собой эти рыцари?

Воинам всегда приходилось пользоваться тем оружием, которое могли изготовить современные и соплеменные им ремесленники. Карл Великий, создатель огромной империи, полководец, имя которого стало нарицательным, жил в деревянном тереме и ходил в домотканой льняной рубахе. И не из желания быть ближе к народу, а из-за отсутствия выбора. В его государстве не было ни зодчих, ни красильщиков. И кузнецов - тоже имелось немного... По этим причинам панцири первых европейских рыцарей были еще кожаными. Во всяком случае, в своей основе.

Кираса (часть панциря, закрывающая туловище, но не защищающая шею и руки), изготовленная из нескольких слоев вываренной в масле и склеенной воловьей кожи, весила более 4 кг, а полный доспех (кираса, набедренники, поножи, наплечи, наручи), выполненный по этой технологии, - около 15 кг. Многослойная кожа хорошо держала стрелы из лука, но пробивалась стрелами из арбалета с дистанции до 100 метров. Тем более этот доспех можно было пробить сильным ударом копья или меча. И он практически вовсе не защищал от палиц и топоров.

Положительные черты кожаного панциря - его доступность и легкость (в сравнении с металлическим). Но в целом он часто не оправдывал себя - даруемый им уровень защиты не окупал снижения подвижности. Потому в пехоте кожаные доспехи использовались редко. С другой стороны, менее озабоченные высокой подвижностью конные воины не пренебрегали им. Хотя и то - только за неимением альтернативы.

Повышение уровня защиты кожаного доспеха, как правило, достигалось за счет крепления на него пластин из мягкого железа. Если пластина была одна, она защищала сердце. Несколько пластин могли полностью прикрывать грудь и живот.

Толщина металла в пластинах составляла всего около миллиметра. Если наращивать толщину, то доспех становился чересчур тяжелым. К тому же, увеличение толщины все равно не позволяло железу пластин держать прямые удары: оно проминалось и пробивалось из за несовершенства средневековой технологии. Так что усиление пластинами кожаного доспеха увеличивало его вес всего на 2-3 кг.

Конечно, лучший результат мог быть достигнут усилением кожаной брони твердой сталью, но тонкие пластинки из нее оказались бы ломкими и не принесли бы пользы. Потому альтернативой применению широких железных пластин было крепление на кожу большого числа небольших - несколько сантиметров в поперечнике - стальных блях. Они мало помогали от стрел и ударов копья, но, будучи твердыми, эффективно препятствовали разрубанию брони.

Кольчуга

Альтернативой латам из кожи выступал хоуберк, представлявший собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.

Для изготовления кольчуги из железной проволоки толщиной примерно в миллиметр навивалось множество колечек, каждое около сантиметра в диаметре.

Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного (около 10 кг; с чулками и капюшоном - больше), движений почти не стеснял. Однако защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Тогдашняя технология позволяла тянуть проволоку только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались и давали еще худшую защиту). Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором. Совсем не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Только от сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту.

Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: граненые наконечники проходили в ячейку кольца. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.
Кольчуга представляла собой один из самых простых в изготовлении видов металлической брони - и это главное ее достоинство. Производство хоуберка требовало всего несколько килограммов самого дешевого железа. Конечно, и без устройства для вытяжки проволоки было не обойтись.

Бехтерец и бригантина

Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг.

Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.

К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.
Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны.

Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок - уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.

Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более - криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.

В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.

Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.

В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.

В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.

Пластинчатые латы

В 15 веке качество бригантин улучшилось. Пластины приобрели трапециевидную форму и стали плотно подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные, объемные, цельнокованые детали.

Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных деталей и закрывал все тело.

Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса - высшей аристократии - не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица - пустяк!

Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время кавалерийского сражения.

Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным! С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для широких рыцарских масс.

Сплошные доспехи 15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции. На расстоянии 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули. Они не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали и от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием (желательно - двуручным).

К сожалению, подобная броня имела и недостатки, из которых наиболее весомый (в буквальном смысле) - нагрузка на воина. Весил сочлененный панцирь около 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов!

Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности. В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали, ибо одной пассивной обороной победы не достичь. Ну, а для нападения на врага нельзя уступать ему в подвижности. Встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием большой пробивной силы, ничего хорошего пешему рыцарю не сулила. Готовясь принять бой в пешем строю, рыцари снимали защиту, по крайней мере, с ног.

Шлемы

Шлем представляет собой наиболее ответственный и важный элемент бронирования: потеряв руку, еще можно усидеть в седле, а вот потеряв голову... Поэтому новейшие изобретения применялись, в первую очередь, при изготовлении шлемов. В раннем средневековье шлемы делались по тем же технологиям, что и усиленные кожаные панцири. Такой головной убор представлял собой либо шапку из амортизирующей подложки и нескольких слоев кожи, обшитую полосами железа, либо ту же шапку с закрепленными на ней стальными бляхами. Подобные шлемы не выдерживали критики. Немногим больше пользы было от кольчужных капюшонов.

Тем не менее именно капюшоны хоуберков долгое время выполняли в Европе функции шлемов. До возрождения городской цивилизации, торговли и ремесла цельнометаллические шлемы могла позволить себе только малая часть воинов. Для основной массы рыцарей они стали доступны лишь к началу 14 века, а для пеших воинов - только к концу того же столетия. В середине 14 века знаменитые генуэзские арбалетчики были облачены в хоуберки и бригантины, но все еще не имели шлемов.

Древнейшие, норманнские европейские шлемы по конструкции были совершенно аналогичны азиатским и русским шлемам. Коническая или яйцевидная форма способствовала соскальзыванию вражеских ударов, а приваренный к козырьку стержень (наносье) защищал лицо. Шея и горло воина прикрывались бармицей, кольчужной накидкой.

Иногда вместо приварки наносья делали шлем таким образом, что он закрывал всю верхнюю часть лица, или даже полностью все лицо до подбородка. Для глаз в этом случае, естественно, оставлялись прорези. Такие “полуглухие” шлемы обычно конструировались с учетом возможности использования их и в качестве открытых. “Дорический”, как его называли в античности, шлем мог носиться сдвинутым на затылок. В средние века сдвигаемые шлемы именовались варбудами.

Наконец, с 15 века, сначала среди европейской пехоты, а потом и среди кавалерии, распространились шлемы с широкими полями - это были похожие на шляпы капалины.

Всех упомянутые шлемы отличались неустранимым недостатком: в конечном счете, крепились они на шейные позвонки. При падении бойца с лошади открытый шлем мог спасти от сотрясения мозга, но не от смертельного перелома шеи.

По этой причине, с 13 века в Европе получили распространение глухие шлемы в форме усеченного конуса (перевернутого ведра). Главное достоинство “горшков” заключалось в том, что при ударе сверху амортизирующая шапка под шлемом сминалась (а под всякий шлем обязательно надевалась такая шапка), и края его опускались на плечевые пластины. Таким образом, удар приходился не по голове, а по плечам.

В начале 14 века в конструкцию шлема были введены стальной воротник “гарже” и подвижное забрало. Однако на протяжении всего 14 столетия такие шлемы (“песьи головы”, “лягушачьи морды”, “арметы”) производились в считанном количестве. Они входили в комплект с сочлененными латами, и, как и латы, широко распространились только с 15 века.
Конечно, даже глухой шлем не был лишен недостатков. Возможность вертеть головой в нем практически отсутствовала. К тому же “наблюдательные амбразуры” сужали поле зрения, тем более что щели забрала находились далеко от глаз (чтобы наконечник меча, проникнув в них, не мог причинить ранения). Еще хуже обстояло дело со слышимостью: ничего, кроме собственного сопения, воин в глухом шлеме не чувствовал. И вряд ли даже поднятое забрало до конца решало такие проблемы.

В итоге - глухой шлем был хорош только для боя в плотных построениях, когда нет опасности нападения сбоку или сзади. Если же начинался индивидуальный бой, да еще пеший или с несколькими противниками, рыцарь снимал шлем, оставаясь в капюшоне хоуберка. Оруженосцы и конные сержанты, а также пехотинцы, и вовсе предпочитали открытые шлемы.

Рыцарь часто был вынужден снимать шлем, причем вместе с ним снималась и амортизирующая шапка, бывшая частью металлического головного убора. Остававшийся на месте кольчужный капюшон серьезной защиты голове не давал, что подтолкнуло рыцарей на остроумное решение. Под глухим шлемом наиболее предусмотрительные воины стали носить другой шлем - маленький, плотно облегающий череп.

Шлемы делались из металла толщиной около 3 мм, а потому и весили они не так уж мало - редко менее 2 кг. Вес же глухих шлемов с подвижным забралом и дополнительным железным подшлемником доходил почти до 5 кг.
Широко распространено мнение о необычайно надежном защитном снаряжении европейских рыцарей (в сравнении с воинами прочих эпох и народов). Мнение это не имеет под собой достаточного основания. В 7-10 веках европейские доспехи были если и не легче, то хуже, например, арабских. Только к концу этого периода в Европе кольчуги стали преобладать над кожаными кафтанами, обшитыми металлическими бляхами.

В 11-13 веках кожаные панцири встречались уже как исключение, но кольчуга по-прежнему считалась венцом прогресса. Лишь изредка ее дополнял шлем, кованые наплечи и обшитый железом кожаный жилет. Защиту от стрел на протяжении этого времени обеспечивал главным образом длинный франкский щит. В общем, на льду Чудского озера вооружение немцев соответствовало вооружению новгородской пехоты и даже уступало, как качеством, так и весом, доспехам русской кавалерии.

Мало изменилась ситуация и в первой половине 14 века. Большие потери французской кавалерии от стрел во время сражения при Кресси объяснялись тем, что большинство рыцарей все еще облачались в кольчуги.

Однако если русская цивилизация в 14 веке пережила тяжелый кризис, то европейская сделала большой шаг вперед. В 15 веке рыцари, наконец, смогли вооружиться “по-рыцарски”. Только с этого времени европейское защитное снаряжение действительно стало тяжелее и надежнее принятого в других частях света.
В этот же период распространилась броня для рыцарских коней. Стегаными попонами их иногда покрывали еще в 13 веке, но лишь в середине 14 столетия кони наиболее богатых рыцарей получили кольчужную броню.

Настоящие конные латы, жесткие, собранные из обширных кованых деталей, стали навешивать на лошадей только в 15 веке. Впрочем, и в 15 веке в большинстве случаев латы защищали только грудь, голову и шею коня, бока же и спина, как и за два столетия до этого веке, оставались прикрытыми только стеганой попоной.

Люди, достаточно богатые для того, чтобы не иметь надобности работать, составляют привилегированный класс, строго отделенный от остальной части общества. В этом высшем классе все, исключая духовных лиц, – воины по профессии, по терминологии Средних веков «рыцари ».

Еще Карл Великий обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. Необходимость защищать себя, склонность к праздности и приключениям, предрасположение к воинской жизни привели во всей средневековой Европе к образованию военной аристократии. Чтобы привлекать людей на военную службу, не было надобности в высшем авторитете государства. Так как светские люди считали военную жизнь единственным почетным образом жизни, то каждый и стремился к ней; военный, рыцарский класс заключал в себе всех, кто имел достаточно средств, чтобы вступить в него.

Первым условием для того чтобы стать рыцарем, была возможность приобрести вооружение за свой счет. Между тем, начиная с IX в., сражались исключительно на лошадях. Поэтому средневековый воин назывался во Франции chevalier, на юге – caver, в Испании – caballero, в Германии – Ritter, в латинских текстах древнее название солдата, miles, сделалось синонимом рыцаря.

Во всей феодальной Европе война ведется одним и тем же способом, и воины вооружены почти одинаково.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

У человека, вполне вооруженного для битвы, у рыцаря, тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга , рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном и с прорезью сверху, чтобы ее можно было надевать, как рубаху. Вначале кольчуга доходила до ступней; когда ее укоротили до колен, то ноги для защиты стали закрывать чулками из колец; к этим чулкам приделывали шпоры, имевшие форму наконечника копья. Капюшон закрывал затылок и голову и доходил до подбородка, оставляя открытыми только глаза, нос и рот.

Во время битвы средневековый рыцарь надевал на голову шлем – стальную шапку конической формы, окруженную ободком и кончавшуюся металлическим или стеклянным шариком (cimier); шлем был снабжен железной пластинкой, защищавшей нос (nasal – наносник, он исчез к концу XII столетия) и привязывался к кольчуге кожаными ремнями. Только в XIV в. появляются доспехи из металлических пластин и шлем с забралом, удержавшиеся до XVII в., – вооружение Баярда и Генриха IV , которое, однако, часто принимают за обычное вооружение средневекового рыцаря.

Чтобы отражать удары, средневековый рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный в середине бляхой (boucle) из позолоченного железа (отсюда название щита – bouclier). Вначале круглый, щит становится потом продолговатым и удлиняется до того, что закрывает всадника от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне; во время сражения его надевали на левую руку посредством ручек, находившихся на внутренней стороне. Именно на щитах и стали, начиная с XII в., рисовать герб, признанный той или другой фамилией за свою эмблему.

Наступательным оружием рыцаря были меч (branc), обычно широкий и короткий, с плоской рукояткой, и копье с длинным и тонким древком из ясеня или граба, кончавшееся железным наконечником в форме ромба. Пониже наконечника прибивали гвоздями прямоугольную полосу материи (gonfanon – знамя), которая развевалась по ветру. Копье можно было воткнуть в землю рукояткой, кончавшейся железным острием.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, и с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Но вместе с тем он становится настолько тяжелым, что для битвы ему нужна особого рода лошадь. Рыцарь имеет при себе двух коней: обыкновенного (palefroi) для езды, и боевого (dextrier), которого ведет под уздцы слуга. Перед началом сражения рыцарь надевает свои доспехи, садится на боевого коня и устремляется в битву, направив копье вперед.

Только рыцари считались настоящими воинами; рассказы о средневековых сражениях говорят нам только о них, и только из них состояли боевые колонны. Но их сопровождали в походах еще другие всадники на менее выносливых лошадях, одетые в тунику и шапку, снабженные более легкими и менее дорогими доспехами, вооруженные небольшим щитом, узким мечом, пикой, топором или луком. Без этих спутников имевший тяжёлое вооружение рыцарь не мог обойтись: они вели его боевого коня (с правой стороны, отсюда название dextrier), несли его щит, помогали ему одевать доспехи в минуту сражения и садиться в седло. Поэтому их обычно называли valets (слуги) или ècuyers (щитоносцы), а по-латыни – scutifer (щитоносец) или armiger (оруженосец). В начале Средних веков рыцари держали этих оруженосцев в положении подчиненных. В сочиненной в конце XI в. «Песне о Роланде » о них говорится как о низшем классе. Они стригли голову, как слуги, и получали за столом более грубый хлеб. Но мало-помалу братство по оружию сблизило оруженосцев с рыцарями; в XIII в. обе группы составляли уже один класс – высший класс светского общества, и как к тем, так и к другим применяли древнее латинское название благородных (nobilis), составлявшее принадлежность к высшему классу (по-немецки edel).