Проект по окружающему миру: "Богатство, отданное людям, Ю. А

Главная идея проекта «Богатства, отданные людям» – рассказать о человеке духовно богатом, чья судьба вызывает уважение и восхищение. Этот человек жил ранее или живёт сейчас; ему хорошо знакомы законы добра, ему присуще настоящее, человеческое величие. Он щедро отдаёт свои богатства людям, что можно заметить по его делам, помыслам, поступкам.

Этот рассказ о Константине Эдуардовиче Циолковском, первом в мире теоретике космонавтики и обычном школьном учителе. Он много знал, многого достиг, и все что имел, отдавал людям. Именно благодаря большому вкладу Циолковского полет Юрия Гагарина в космос стал реальностью.

Жизнь Циолковского была трудной. В десятилетнем возрасте он узнал о страшной болезни скарлатине и мир для него стал почти не слышим, он почти полностью лишился слуха. Но эта беда не сломила его. Он всю жизнь трудился для людей, стал учёным с мировым именем.

В то же время Циолковский был простым школьным учителем. Он учил детей математике, физике, химии. Как мог преподавать человек, который постоянно пользовался собственным изобретением – слуховой трубой? Для истинного учителя нет преград. Циолковский много знал, а знания – это большое богатство. И он отдавал это богатство людям. Просто по-другому не мог. Ему важно было быть нужным.

Чтобы дети, его ученики, учились лучше, Константин Эдуардович прибегал к различным хитростям. Очень любил простые, наглядные опыты, показывал целые физические «спектакли». За добросовестный учительский труд Константин Эдуардович был награжден орденами святого Станислава и святой Анны.

Десятки учеников Циолковского стали учителями. Его собственные дети тоже овладели знаниями и дарили их детям. Его отец также был учителем. Сложилась целая семейная учительская династия.

Как успевал всё сделать вовремя этот великий человек, ведь он работал не только учителем, но и на мировую науку? Именно наука - ключевое дело всей его жизни. Есть такие люди, величие души которых поражает. Любовь к людям – это особенный вид любви. Изменить мир, сделать его лучше могут люди, обладающие красотой и удивительной силой души, даже если они соприкасаются с непреодолимыми препятствиями, барьерами. «Любовь к людям – это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», - писал А.М.Горький.

Жизнь Циолковского – пример благородного служения человека людям.

1. Вопрос: есть ли среди ваших близких, земляков, люди – примеры благородного служения человека. Подготовьте рассказ-биографию таких людей.

Ответ: Биография замечательного человека Семена Васильевича Хохрякова.

С.В.Хохряков родился в 1915 году в селе Коелга Челябинской области. Коелга и Копейск стали родными, а породнила их общая память о земляке Семене Хохрякове. Родился Семен Васильевич в семье казака. В 13 лет Семен вступил в коммуну «Обновленная земля». Затем он был направлен учиться на подготовительные курсы ФЗУ. В 1932 году Хохряков приехал в Копейск и поступил учиться в школу Горпромуча (ныне профессиональное училище № 34). После окончания учебы был принят в шахтерский коллектив шахты № 12-16.

Биография горняка была непродолжительной, но насыщенной: начал работать рядовым слесарем, вырос до механика шахты. Мечтал получить высшее образование в горном институте. Но планам не суждено было сбыться, поскольку в 1937 году его призвали на срочную службу. Вчерашний механик шахты овладел искусством управления танком. Став механиком-водителем танка в 1939 году, принимал участие в боях с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол. За боевые заслуги был награжден медалью «За отвагу». А высшую монгольскую награду - орден «Полярная звезда» - ему вручил генерал Г.К.Жуков.

В годы Великой Отечественной Войны Хохряков прошел большой боевой и славный путь, защищая Москву, освобождая Украину, Польшу, сражаясь в Берлинской операции.

Семен Васильевич проявил себя как незаурядный военачальник. Танковый батальон, которым он командовал, уничтожил много танков, самоходных орудий, минометов, солдат и офицеров противника. Экипаж танка самого командира батальона уничтожил 9 орудий и минометов, 10 вражеских танков, 5 автомашин, 120 солдат и офицеров.

24 мая 1944 года гвардии майору С.В.Хохрякову за освобождение городов Староконстантинова и Проскурова присвоено звание Героя Советского Союза. За храбрость, мужество и умелое руководство боевыми действиями при освобождении польского города Ченстохово 10 апреля 1945 году Семен Васильевич получил вторую Золотую Звезду и был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Вот выписка из наградного листа Хохрякова: «В период боевых действий батальона с 4.03.1944 года товарищ Семен Васильевич Хохряков проявил исключительную храбрость, мужество, отвагу и умело руководил действиями своего батальона. Батальон под его руководством нанес следующий ущерб противнику: уничтожил орудий ПТО - 9 шт., самоходок - 22, пулеметов разных - 30 шт., танков Т-4 - 4, автомашин - 5, минометов - 6».

За проявленные героизм и мужество в борьбе с немецкими захватчиками гвардии майор Хохряков удостоен звания Героя Советского Союза. Отважный командир привел свой батальон в логово фашизма, под Берлин, но 17 апреля 1945 года дважды Герой Советского Союза Семен Васильевич Хохряков погиб при выполнении боевого задания, не дожив до Победы 21 день. Военный совет третьей гвардейской танковой армии принял решение похоронить Хохрякова в городе Василькове. Такой был наш земляк - дважды Герой Советского Союза С.В.Хохряков. Копейчане свято чтут память об отважном комбате. Его именем названа одна из улиц города.

В ПУ №34 имени С.В.Хохрякова создан музей, где собран большой материал о Герое. Ежегодно в городе Копейске проходит международный турнир по боксу имени С.В.Хохрякова.

медаль «За отвагу» (1939)

иностранный орден «Полярная Звезда» (Монгольская Народная Республика, 1939)

МОУ СОШ №32 г. Подольск

Проект по теме:

«Богатства, отданные людям. Ю.А. Гагарин»

Выполнила

ученица 3 «Б» класса

Мельникова Ксения

2014 г.

Цель проекта: познакомиться с биографией выдающегося человека, который стал известен благодаря своим делам и человеческим качествам.

Форма работы: индивидуальная.

Этапы работы:

1.Выбор темы.

2.Планирование деятельности. Постановка цели и задач.

3.Осуществление деятельности по плану.

4.Оформление результатов.

5.Презентация результатов.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Сроки работы: 27.09.2013-04.10.2013

Способ оформления результатов: рассказ-биография.

План выступления на презентации:

1.Обоснование выбора темы.

2.Краткая биография Ю.А. Гагарина.

3.Великий подвиг.

4.Богатства, отданные людям.

Материалы к проекту.

Мы не знаем человека, впервые зацепившегося за упавшее в воду дерево, и поплывшего на нём. Также нам не знаком человек, придумавший колесо. Но мы совершенно точно знаем, кто был первым в космосе - Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 года.

Со снимков на нас смотрит, пожалуй, самый знаменитый человек планеты. Люди с особым волнением относятся ко всему, что связано с жизнью первого космонавта. Юрий Гагарин побывал во многих странах, встречался с самыми разными людьми, но каждый уносил с собой частицу его душевного тепла, каждый запоминал его обаятельную, гагаринскую, улыбку.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В сентябре 1941 года Юра пошёл в школу, но в октябре деревню заняли немцы, и продолжить учебу он смог только когда деревню освободила Красная Армия. В 1945 году семья Гагариных переехала в Гжатск (сейчас Гагарин). В 1949 году Гагарин окончил шестой класс школы, и поступил в Люберецкое ремесленное училище. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. Училище по специальности формовщик-литейщик окончил с отличием.
В 1951 году Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и пришёл в аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.
В 1955 году Гагарин был призван в армию и отправлен в военно-авиационное училище лётчиков. Училище он окончил с отличием. В 1957 году женился на Валентине Ивановне Горячевой.

3 марта 1960 года Юрий был зачислен в группу кандидатов в космонавты. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.
27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи Владимирской области во время одного из тренировочных полётов на самолёте. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.

Человеку от природы свойственны стремления ко всему новому, неизвестному. В этом залог прогресса человечества. Во все концы Земли идут экспедиции. Ученые ищут, находят и вновь исследуют неведомое, чтобы отдать его людям. Широкие горизонты, необъятность которых даже трудно себе представить, открывают космические полеты для развития многих отраслей науки.

Прошли годы, жизнь подтвердила правильность выводов Юрия Гагарина о новой профессии землян и главном ее предназначении: в космос - ради Земли, «...расширения наших познаний о вселенной, изучения новых закономерностей и использования их на благо человека».

Таково было его желание, таким остался его завет человечеству.

Как я оцениваю свою работу над проектом.

Слайд 2

Цель проекта: - Изучение биографии Французова Бориса Федоровича, его достижений в области живописи. Задачи: - Познакомиться с биографией Французова Б.Ф, прославившего г.Камешково. - Создать презентацию о жизни ученого. - Познакомить одноклассников с жизнью и творчеством художника.

Слайд 3

Почему я выбрал эту тему? Я и все мои родные родом из города Камешково. Как-то мама рассказала мне о выдающимся Камешковском художнике, Французове Борисе Фёдоровиче. Мне стало очень интересно, как жил, что и чем рисовал мой земляк.

Слайд 4

«Мир, в котором мы живём, – прекрасен. Прекрасно всё: люди, громадная скульптура поверхности Земли, ветер, трава, вода, смена времён года – всё, всё.. Но самое прекрасное и загадочное – свет, который везде, и в нас тоже». Французов.Б.Ф

Слайд 5

Историческая справка

Французов Борис Федорович родился 5 февраля 1940 г. в пос. Камешково (ныне город Камешково). В 1942 после гибели отца на фронте и смерти матери остался сиротой. Детство провел в деревне Зауречье Камешковского района у родителей отца.

Слайд 6

В 1959 году окончил художественную Профтехшколу в поселке Мстера Вязниковсккого района, с 1963 по 1964 занимался в изостудии ДК ВТЗ под руководством В. Я. Юкина, в 1970 окончил Московское высшее художественно-промышленное училище. В 1950-60е работал художником-оформителем на предприятиях гг. Камешково и Владимира, учителем рисования и черчения в Камешковской восмилетней школе (1963 – 1964гг.). С 1970 жил во Владимире. В 1971г. сталя членом Союза художников СССР.

Слайд 7

В 1970-1992гг. участник многочисленных выставок, в том числе зарубежных и международных. В 1986г. получил звание заслуженный художник РСФСР. Награды и премии: 1985г. - Лауреат Владимирской областной комсомольской премии им. Г. Фейгина, 1986г. - Гран-при и медаль на выставке графики в Таллине (Триеннале – 7), 1987г. - премия на выставке европейской графики в Любляне (Бьеннале – 17), 1989г. - Варне, 1989г. - диплом Академии художеств СССР.

Слайд 8

Французов работал в технике офорта, линогравюры, акварели.

Слайд 9

Стержень его творчества - человек и природа родной земли. Французов Б.Ф. "Вековуха". 1986. Офорт

Слайд 10

Наряду с пейзажами создавал натюрморты, обращался к портрету, получил широкую известность как мастер экслибриса.

Слайд 11

При владимирском фонде культуры создан фонд его имени. Работы Французова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, других художественных галереях России и зарубежных собраниях. 12 марта 1993г. умер от тяжёлой болезни сердца.

Слайд 12

Картинная галерея Французова Б.Ф

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Термины 1.Скульптура- вид изобразительного искусства: создание объёмных изображений (статуй, бюстов, барельефов и т.п.) путём лепки, высекания, резания или отливки; ваяние. 2.Офорт- вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. 3. Линогравюра - Вид гравюры - получение изображения с плоской печатной формы из линолеума или других пластических материалов.

Слайд 23

Этапы работы: Изучение биографии художника, его работ.

Подготовила обучающаяся 3 класс а Снопова Татьяна


Цель проекта: Рассказать о замечательных делах моих земляков на благо других людей. Задачи проекта: Подготовить рассказ-презентацию. Собрать информацию в виде фотографий, фактов из биографии. Познакомить со своим проектом своих одноклассников.


Бурденко Николай Нилович


Бурденко Николай Нилович (1876-1946 гг.) - выдающийся советский хирург, один из основоположников нейрохирургии, академик, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель наук РСФСР, генерал-полковник медицинской службы. Бурденко родился в г. Каменка Пензенской губернии. С 1910 года Бурденко - профессор Юрьевского, а затем Воронежского университета, где работал до 1923 года. Бурденко является первым президентом Академии медицинских наук СССР. Во время Великой Отечественной войны занимал должность Главного хирурга Советской Армии. В Воронеже в честь Бурденко названа одна из улиц города .


Мемориальная доска на зданииМедицинского института ПГУ


1-я конференция фронтовых хирургов, Тамбов, ноябрь 1942 года (1-й ряд, в центре акад. Н. Н. Бурденко) Конференция проводилась на базе эвакогоспиталя 1189 (школа № 19). Н. Н. Бурденко прибыл на конференцию со всеми своими заместителями: профессорами В. С. Левитом,С. С. Гирголавом, М. Н. Ахутиным, главным травматологом проф. В. В. Гориневским.


Николай Бурденко создал школу хирургов экспериментального направления, разработал методы лечения онкологии центральной и вегетативной нервной системы, патологии ликворообращения, мозгового кровообращения и др.Производил операции по лечению мозговых опухолей, которые до Бурденко насчитывались во всем мире единицами. Он впервые разработал более простые и оригинальные методы проведения этих операций, сделав их массовыми, разработал операции на твёрдой оболочке спинного мозга, производил пересадку участков нервов. Разработал бульботомию - операцию в верхнем отделе спинного мозга по рассечению перевозбуждённых в результате травмы мозга проводящих нервных путей.


Имя Бурденко носят: НИИ нейрохирургии в Москве, на его территории установлен бюст Бурденко, Воронежская государственная медицинская академия, Главный военный госпиталь, специализированный санаторий для лечения спинальных больных в городе-курорте Саки, факультетская хирургическая клиника Медицинской академии имени И. М. Сеченова, Пензенская областная клиническая больница (1956). В 1958 году на территории больницы был установлен бюст учёного работы скульптора А. А. Фомина. К 100-летию со дня рождения Бурденко, в 1976 году деревянный дом его родителей, в котором прошли детские и юношеские годы учёного, был перенесён с бывшей Чембарской улицы (с 1947 года - улица Бурденко) на территорию больницы. В этом доме был создан мемориальный музей. В Пензе проводятся научные медицинские чтения, посвящённые памяти Н. Н. Бурденко. Журнал «Вопросы нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко» Улицы в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Пензе и Донецке.