Лондонский туман-убийца. Лондон окутанный туманом

Сложно поверить, что обычный туман смог унести жизни 12 000 человек ">Сложно поверить, что обычный туман смог унести жизни 12 000 человек " alt="Как это было: туман-убийца в Лондоне Сложно поверить, что обычный туман смог унести жизни 12 000 человек ">

Так сложилось, что туман и Великобритания неразделимы. Даже само название "Туманный Альбион" указывает на важность этого природного явления для островного государства. Но вот туман, спустившийся на Лондон 5 декабря 1952, года имел поистине роковые последствия и унес жизни 12 000 человек

Зима 1952 года в Британии началась довольно рано для этой страны. В ноябре установились сильные морозы, котрые сопровождались снегопадами, а к декабрю зимняя погода окончательно поглотила территорию королевства.

Помимо этого воздух Лондона активно загрязнялся дымом труб фабрик и заводов, поскольку промышленность страны активно восстанавливалась после военной разрухи.

Свой вклад в загрязнение окружающей среды вносили многочисленные автомобили и общественный транспорт. Как раз в это время в Лондоне трамваи заменяли на автобусы с дизельными двигателями.

Сильные морозы заставили на всю катушку работать электростанции, основным топливом для которых являлся уголь. Но, помимо этого, в Лондоне были сотни тысяч, если не миллионы каминов, также отапливавшихся углем. В декабрьские дни 1952 года жители Лондона, чтобы хоть как-то согреться, не жалели угля, не догадываясь, чем это вскоре обернется.

Англия добывала уголь на своей территории, но в условиях послевоенного кризиса, качественный уголь шел на экспорт, а для «домашнего пользования» оставался более дешевый уголь с примесями серы, использование которого приводило к образованию особенно едкого и вредного дыма.

И вот 4 декабря 1952 года Лондон попал в зону действия антициклона, что привело к так называемой температурной инверсии: застоявшийся холодный воздух оказался "накрыт" теплым воздухом. В результате на столицу Англии опустился холодный туман, который не имел никакой возможности рассеяться. А внутри этого тумана скапливались не имеющие выхода выхлопные газы, заводские выбросы, частицы сажи из сотен тысяч каминов.

Разумеется, лондонцев, было не напугать туманом, но такого странного явления им еще не приходилось видеть. Туман из-за скопления вредных веществ имел желто-черный цвет, за что получил название "гороховый суп".

Из-за абсолютного безветрия туман, или, точнее сказать, смог, провисел над британской столицей с 5 по 9 декабря 1952 года. С каждым днем, из-за того, что концентрация вредных примесей в воздухе увеличивалась, ситуация стремительно ухудшалась.

Видимость понизилась настолько, что пришлось остановить движение общественного транспорта, за исключением метрополитена. Наиболее отчаянные водители автобусов пытались вспомнить зарю автомобилизма, отправляя перед автобусом человека с фонариком, однако ситуацию это не спасало.

Люди не видели даже своих ног, а сообщения о задохнувшихся животных приходили с городских окраин все чаще и чаще.

Остановили даже работу скорой помощи: возможности забрать больных попросту не было.

Надо отдать должное лондонцам, которые перенесли выпавшее на их долю испытание с чисто английским спокойствием, даже несмотря на то, что в городе в эти дни сотрудники ритуальных служб буквально сбивались с ног от количества заказов, а на кладбищах Лондона выстроились натуральные очереди из траурных процессий.

Но когда дым рассеялся в прямом и переносном смысле, встал вопрос: а что это вообще было?

Расследование Великого лондонского смога вышло на уровень парламента, где были озвучены ужасающие цифры. По данным министерства здравоохранения, жертвами смога стали около 4000 человек. Главная причина смертей - проблемы дыхательных органов. Даже взрослые и здоровые люди жаловались на недостаток воздуха, а для престарелых, хронических больных и младенцев Великий смог стал роковым.



Сегодня я хочу развенчать устойчивый миф о знаменитых лондонских туманах, а заодно и о старом добром времени правления ее величества королевы Виктории, когда экологию еще не успели «убить» автомобильные выхлопы, атомные электростанции, парниковый эффект и прочие неисчислимые язвы научно-технического прогресса.


Как известно, топливом промышленного скачка XIX века был уголь. Его сжигали в топках паровых двигателей кораблей и паровозов, в доменных печах металлургических заводов да и в силовых и тепловых установках практически всех предприятий. Не менее широким было его применение и в быту, особенно в английских городах. Между тем уголь отнюдь не может похвастать своей безвредностью для экологии.
Во второй половине XIX века (да и в первой половине XX, к слову, тоже) городской воздух был буквально переполнен угольным смогом. Солнечный свет не мог пробиться сквозь него даже летом, поскольку в каждой кухне, кроме очень бедных домов, растапливались печь для приготовления пищи и камины для обогрева. Английские (да и прочие крупные европейские) города находились под постоянным дымовым облаком, не пропускавшим лучи солнца. Ну а Лондон, являвшийся мощным транспортным центром и одним из крупнейших городов мира, тем более был под полной властью дыма. И именно этот дым порождал частые густые туманы, ставшие благодаря литературе конца позапрошлого столетия буквально атрибутами британской столицы. Дело в том, что любые взвешенные частицы в воздухе становятся центрами конденсации влаги, таким образом пыль создает благоприятные условия для образования тумана.


Исследуя старые метеорологические записи, можно узнать, что в семидесятых годах XIX века в Лондоне был 51 туманный день в году, в восьмидесятых — 58, а в девяностых — уже 75. Впрочем, этот город прозвали «Большим дымом» еще до наступления настоящей промышленной революции - в XVIII столетии.
Однако с началом стремительного развития промышленности и транспорта и резким увеличением численности населения проблема загрязнения воздуха стала куда острее. Во второй половине XIX века, проходя днем по Лондону, считалось вполне обычным видеть не более чем на несколько шагов. Сам же дым, в зависимости от происхождения, мог различаться по цвету: бывал он синим, темно-серым или коричневым. Леди, отправлявшиеся в оперу или театр и надевавшие белые накидки, возвращались домой уже в серых. Ставшая классической на все времена черная окраска зонтов берет свое начало именно в викторианской Англии, когда она более всего отвечала состоянию атмосферы.


Согласно воспоминаниям, приводимым в уже неоднократно упоминавшейся мною книге Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», даже днем в Лондоне люди нередко носили фонари. Из-за плохой видимости можно было не просто сбиться с дороги, но и угодить под карету или омнибус , свалиться в дренажную канаву или Темзу. Во время туманов в домах, хозяева которых могли себе это позволить, жгли свечи или газ.
Предвидеть туманы было невозможно, особенно для метеорологов того времени. Они заставали путников где угодно, накрывая землю неожиданно и плотно. Понятно, что такое состояние атмосферы чрезвычайно вредно для здоровья. Неслучайно после каждого сильного тумана в церквях учащались заупокойные службы. Согласно статистике, за неделю от респираторных заболеваний в Лондоне умирали более тысячи человек и ухудшалось состояние людей с больным сердцем и легкими.
Страдали от туманов не только люди. В частности, в 1873 году в Ислингтоне — северной части Лондона - состоялась выставка крупного рогатого скота, на которой гордые фермеры, демонстрируя своих породистых коров, намеревались продать их подороже. Однако неожиданно на поле опустился густой туман, и множество животных задохнулись.


Кстати, упомянутые выше газовые светильники стоят отдельного упоминания - они вносили свою лепту в усугубление воздействий туманов на здоровье. Стоит особо отметить, что светильный газ, использовавшийся в викторианском Лондоне, как, впрочем, и во всем цивилизованном мире того времени, - отнюдь не похож на современный бытовой газ, являющийся семью легких ископаемых углеводородов. Светильный газ XIX столетия являлся продуктом газификации низкосортных видов угля (на этом принципе построены газогенераторы, использовавшиеся в годы Второй мировой войны на многих гражданских автомобилях из-за дефицита бензина, впрочем, к примеру, в КНДР таких машин хватает и сейчас). Это в свою очередь означало, что, в отличие от свечного и керосинового освещения, употребление газа приводило лишь к увеличению количества сжигаемого угля, который и без того был основным виновником лондонского смога. Сам по себе газ, впрочем, портил и без того грязный воздух. Очень наглядны рекомендации той эпохи вешать картины в помещениях с газовым освещением на веревке, а не на проволоке. Дело в том, что продукты сгорания газа быстро разъедали металлическую нить. Более того, в магазинах, с 1850-х активно использовавших яркое по тем временам газовое освещение для пущей привлекательности в глазах покупателей, через некоторое время стали перемещать газовые лампы из внутренних помещений на улицу, под витрину, чтобы не пострадали товары: ткани буквально за несколько месяцев выцветали и теряли прочность. Что же в этом случае происходило с человеческими легкими?
Дело тут в том, что в угле британских месторождений было много серы, и при газификации угля она давала сернистый газ. Последний, реагируя с парами давал капельки серной кислоты, которые и порождали массу описанных негативных эффектов. Тут же стоит особо выделить, что светильный газ, производившийся в других странах, этого недостатка был лишен.
Также не добавляла людям здоровья пыль, копившаяся в традиционных (конечно, для богатых домов) массивных викторианских портьерах. Они собирали на себе и частицы угольных туманов, и продукты сгорания газа, и обычную бытовую пыль…
Впрочем, тему многочисленных угроз для здоровья, исходивших от обоев, верхней одежды и даже белья, не говоря уже о питьевой воде, я лучше освещу как-нибудь в другой раз.


Здесь же лучше замечу, что за последние полвека экологическая ситуация в британской столице (как и в целом в Европе) значительно улучшилась. Благодаря очистным сооружениям, переходу на менее вредные виды топлива и электрификации (хотя в первое время электрификация не здорово помогала, так как многочисленные теплоэлектростанции и в XX веке сжигали еще большее количество угля), атмосфера в городах стала куда более безопасной. И как бы не ворчали сейчас «зеленые», а «старое доброе» время Шерлока Холмса им лучше даже не вспоминать. Знаменитые лондонские туманы канули в Лету где-то в 1970-х годах (еще в 60-х лондонцы считали респираторы обычным аксессуаром). Мои знакомые за несколько лет жизни в этом городе не встречали упомянутое явление ни разу. Должен разделить их радость по этому поводу: настоящий природный туман куда приятнее душного дымного облака.


Однако нам, с расстояния более столетия, было бы довольно странно и даже жалко представить себе викторианский Лондон без туманов. Ведь сколько души вкладывали в их описание мастера пера! Вот, к примеру, что писал Р.Л. Стивенсон: «Всепроникающий, шоколадного цвета покров опустился сюда из рая, он был темным, как поздний вечер, как будто огненно-коричневый свет зарева далекого пожара; и здесь на какое-то время туман разорвался, и изможденный луч света проглянул сквозь клубящиеся кольца...»

Я несколько продлю тему викторианской Англии, прежде чем взять паузу для других зарисовок. Сегодня я хочу развенчать устойчивый миф о знаменитых лондонских туманах, а заодно и о старом добром времени правления ее величества королевы Виктории, когда экологию еще не успели «убить» автомобильные выхлопы, атомные электростанции, парниковый эффект и прочие неисчислимые язвы научно-технического прогресса.

Как известно, топливом промышленного скачка XIX века был уголь. Его сжигали в топках паровых двигателей кораблей и паровозов, в доменных печах металлургических заводов да и в силовых и тепловых установках практически всех предприятий. Не менее широким было его применение и в быту, особенно в английских городах. Между тем уголь отнюдь не может похвастать своей безвредностью для экологии.
Во второй половине XIX века (да и в первой половине XX, к слову, тоже) городской воздух был буквально переполнен угольным смогом. Солнечный свет не мог пробиться сквозь него даже летом, поскольку в каждой кухне, кроме очень бедных домов, растапливались печь для приготовления пищи и камины для обогрева. Английские (да и прочие крупные европейские) города находились под постоянным дымовым облаком, не пропускавшим лучи солнца. Ну а Лондон, являвшийся мощным транспортным центром и одним из крупнейших городов мира, тем более был под полной властью дыма. И именно этот дым порождал частые густые туманы, ставшие благодаря литературе конца позапрошлого столетия буквально атрибутами британской столицы. Дело в том, что любые взвешенные частицы в воздухе становятся центрами конденсации влаги, таким образом пыль создает благоприятные условия для образования тумана.

Исследуя старые метеорологические записи, можно узнать, что в семидесятых годах XIX века в Лондоне был 51 туманный день в году, в восьмидесятых — 58, а в девяностых — уже 75. Впрочем, этот город прозвали «Большим дымом» еще до наступления настоящей промышленной революции - в XVIII столетии.
Однако с началом стремительного развития промышленности и транспорта и резким увеличением численности населения проблема загрязнения воздуха стала куда острее. Во второй половине XIX века, проходя днем по Лондону, считалось вполне обычным видеть не более чем на несколько шагов. Сам же дым, в зависимости от происхождения, мог различаться по цвету: бывал он синим, темно-серым или коричневым. Леди, отправлявшиеся в оперу или театр и надевавшие белые накидки, возвращались домой уже в серых. Ставшая классической на все времена черная окраска зонтов берет свое начало именно в викторианской Англии, когда она более всего отвечала состоянию атмосферы.

Согласно воспоминаниям, приводимым в уже неоднократно упоминавшейся мною книге Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», даже днем в Лондоне люди нередко носили фонари. Из-за плохой видимости можно было не просто сбиться с дороги, но и угодить под карету или , свалиться в дренажную канаву или Темзу. Во время туманов в домах, хозяева которых могли себе это позволить, жгли свечи или газ.
Предвидеть туманы было невозможно, особенно для метеорологов того времени. Они заставали путников где угодно, накрывая землю неожиданно и плотно. Понятно, что такое состояние атмосферы чрезвычайно вредно для здоровья. Неслучайно после каждого сильного тумана в церквях учащались заупокойные службы. Согласно статистике, за неделю от респираторных заболеваний в Лондоне умирали более тысячи человек и ухудшалось состояние людей с больным сердцем и легкими.
Страдали от туманов не только люди. В частности, в 1873 году в Ислингтоне — северной части Лондона - состоялась выставка крупного рогатого скота, на которой гордые фермеры, демонстрируя своих породистых коров, намеревались продать их подороже. Однако неожиданно на поле опустился густой туман, и множество животных задохнулись.

Кстати, упомянутые выше газовые светильники стоят отдельного упоминания - они вносили свою лепту в усугубление воздействий туманов на здоровье. Стоит особо отметить, что светильный газ, использовавшийся в викторианском Лондоне, как, впрочем, и во всем цивилизованном мире того времени, - отнюдь не похож на современный бытовой газ, являющийся семью легких ископаемых углеводородов. Светильный газ XIX столетия являлся продуктом газификации низкосортных видов угля (на этом принципе построены газогенераторы, использовавшиеся в годы Второй мировой войны на многих гражданских автомобилях из-за дефицита бензина, впрочем, к примеру, в КНДР таких машин хватает и сейчас). Это в свою очередь означало, что, в отличие от свечного и керосинового освещения, употребление газа приводило лишь к увеличению количества сжигаемого угля, который и без того был основным виновником лондонского смога. Сам по себе газ, впрочем, портил и без того грязный воздух. Очень наглядны рекомендации той эпохи вешать картины в помещениях с газовым освещением на веревке, а не на проволоке. Дело в том, что продукты сгорания газа быстро разъедали металлическую нить. Более того, в магазинах, с 1850-х активно использовавших яркое по тем временам газовое освещение для пущей привлекательности в глазах покупателей, через некоторое время стали перемещать газовые лампы из внутренних помещений на улицу, под витрину, чтобы не пострадали товары: ткани буквально за несколько месяцев выцветали и теряли прочность. Что же в этом случае происходило с человеческими легкими?
Дело тут в том, что в угле британских месторождений было много серы, и при газификации угля она давала сернистый газ. Последний, реагируя с парами давал капельки серной кислоты, которые и порождали массу описанных негативных эффектов. Тут же стоит особо выделить, что светильный газ, производившийся в других странах, этого недостатка был лишен.
Также не добавляла людям здоровья пыль, копившаяся в традиционных (конечно, для богатых домов) массивных викторианских портьерах. Они собирали на себе и частицы угольных туманов, и продукты сгорания газа, и обычную бытовую пыль…
Впрочем, тему многочисленных угроз для здоровья, исходивших от обоев, верхней одежды и даже белья, не говоря уже о питьевой воде, я лучше освещу как-нибудь в другой раз.

Здесь же лучше замечу, что за последние полвека экологическая ситуация в британской столице (как и в целом в Европе) значительно улучшилась. Благодаря очистным сооружениям, переходу на менее вредные виды топлива и электрификации (хотя в первое время электрификация не здорово помогала, так как многочисленные теплоэлектростанции и в XX веке сжигали еще большее количество угля), атмосфера в городах стала куда более безопасной. И как бы не ворчали сейчас «зеленые», а «старое доброе» время Шерлока Холмса им лучше даже не вспоминать. Знаменитые лондонские туманы канули в Лету где-то в 1970-х годах (еще в 60-х лондонцы считали респираторы обычным аксессуаром). Мои знакомые за несколько лет жизни в этом городе не встречали упомянутое явление ни разу. Должен разделить их радость по этому поводу: куда приятнее душного дымного облака.

Однако нам, с расстояния более столетия, было бы довольно странно и даже жалко представить себе викторианский Лондон без туманов. Ведь сколько души вкладывали в их описание мастера пера! Вот, к примеру, что писал Р.Л. Стивенсон: «Всепроникающий, шоколадного цвета покров опустился сюда из рая, он был темным, как поздний вечер, как будто огненно-коричневый свет зарева далекого пожара; и здесь на какое-то время туман разорвался, и изможденный луч света проглянул сквозь клубящиеся кольца...»

Туманный Альбион - именно так называют Великобританию, ведь такая погода для англичан совсем не редкость. Казалось бы, что может быть опасного в тумане кроме ограничения видимости и как следствие увеличения вероятности дорожно-транспортных происшествий? Но вот туман, спустившийся на Лондон 5 декабря 1952, года имел поистине роковые последствия и унес жизни 12 000 человек

Зима 1952 года в Британии началась довольно рано для этой страны. В ноябре установились сильные морозы, котрые сопровождались снегопадами, а к декабрю зимняя погода окончательно поглотила территорию королевства.

Помимо этого воздух Лондона активно загрязнялся дымом труб фабрик и заводов, поскольку промышленность страны активно восстанавливалась после военной разрухи.

Свой вклад в загрязнение окружающей среды вносили многочисленные автомобили и общественный транспорт. Как раз в это время в Лондоне трамваи заменяли на автобусы с дизельными двигателями.

Сильные морозы заставили на всю катушку работать электростанции, основным топливом для которых являлся уголь. Но, помимо этого, в Лондоне были сотни тысяч, если не миллионы каминов, также отапливавшихся углем. В декабрьские дни 1952 года жители Лондона, чтобы хоть как-то согреться, не жалели угля, не догадываясь, чем это вскоре обернется.

Англия добывала уголь на своей территории, но в условиях послевоенного кризиса, качественный уголь шел на экспорт, а для «домашнего пользования» оставался более дешевый уголь с примесями серы, использование которого приводило к образованию особенно едкого и вредного дыма.

И вот 4 декабря 1952 года Лондон попал в зону действия антициклона, что привело к так называемой температурной инверсии: застоявшийся холодный воздух оказался накрыт теплым воздухом. В результате на столицу Англии опустился холодный туман, который не имел никакой возможности рассеяться. А внутри этого тумана скапливались не имеющие выхода выхлопные газы, заводские выбросы, частицы сажи из сотен тысяч каминов.

Разумеется, лондонцев, было не напугать туманом, но такого странного явления им еще не приходилось видеть. Туман из-за скопления вредных веществ имел желто-черный цвет, за что получил название гороховый суп.

Из-за абсолютного безветрия туман, или, точнее сказать, смог, провисел над британской столицей с 5 по 9 декабря 1952 года. С каждым днем, из-за того, что концентрация вредных примесей в воздухе увеличивалась, ситуация стремительно ухудшалась.

Видимость понизилась настолько, что пришлось остановить движение общественного транспорта, за исключением метрополитена. Наиболее отчаянные водители автобусов пытались вспомнить зарю автомобилизма, отправляя перед автобусом человека с фонариком, однако ситуацию это не спасало.

Люди не видели даже своих ног, а сообщения о задохнувшихся животных приходили с городских окраин все чаще и чаще.

Остановили даже работу скорой помощи: возможности забрать больных попросту не было.

Надо отдать должное лондонцам, которые перенесли выпавшее на их долю испытание с чисто английским спокойствием, даже несмотря на то, что в городе в эти дни сотрудники ритуальных служб буквально сбивались с ног от количества заказов, а на кладбищах Лондона выстроились натуральные очереди из траурных процессий.

Но когда дым рассеялся в прямом и переносном смысле, встал вопрос: а что это вообще было?

Расследование Великого лондонского смога вышло на уровень парламента, где были озвучены ужасающие цифры. По данным министерства здравоохранения, жертвами смога стали около 4000 человек. Главная причина смертей - проблемы дыхательных органов. Даже взрослые и здоровые люди жаловались на недостаток воздуха, а для престарелых, хронических больных и младенцев Великий смог стал роковым.

По мнению экспертов, главный источник зла оказался в ядовитом сернистом газе, выходившим из печных труб Лондона.

Дальнейшие исследования показали, что различные болезни дыхательных путей, связанные с последствиями Великого смога 1952 года, были обнаружены у 100 000 человек. В течение первых месяцев после него общее число жертв увеличилось до 12 000 человек.

Великий лондонский смог 1952 года для всего мира стал наглядной демонстрацией того, чем опасно загрязнение окружающей среды. В Великобритании были приняты меры на ужесточение законодательства с целью недопущения повторения экологической катастрофы таких масштабов.

Старая добрая Британия, немыслимая без каминов наподобие того, у которого коротали вечера Шерлок Холмс и доктор Ватсон, вынуждена была меняться, чтобы выжить.

Смог который накрыл Лондон в пятницу, 5 декабря 1952 года, был не совсем обычный. Цвет тумана был не белым, а жёлтым и очень густым что люди не могли ничего рассмотреть на расстоянии метра. Лондонские газетчики в шутку прозвали его «гороховым супом» . Только «супчик» этот оказался ядовитым - он унёс жизни нескольких тысяч человек. Реакция жителей города была спокойной потому что туманы в Лондоне совсем не редкость. В конце концов 12000 человек умрет .

(9 фотографий)

Это была холодная ночь с пятницы 5 декабря 1952 года , когда смог прокатился по городу . Застоявшийся холодный воздух оказался под слоем тёплого . В результате из тумана, смешанного с каминным дымом, пылью, выхлопными газами транспортных средств и другими загрязняющими веществами, такими как диоксид серы, образовался стойкий смог, на следующий день окутавший столицу. Частицы сажи придавали ему жёлто-чёрный цвет, откуда пошло название «г ороховый суп» («Peasouper» ).

Четыре дня продолжался туман с пятницы 5 по вторник 9 декабря 1952 года . Ядовитый смог парализовал Лондон . Лондонское метро работало (т.к. находится под землей), общественный транспорт, автомобили жителей, скорой помощи перестали передвигаться по городу . Концерты , кино и спортивные мероприятия были остановлены . С видетели тех ужасных дней говорят что это было плотное одеяло из дыма и видимость была практически нулевой.

Большинство жертв были детьми или стариками или людьми, страдавшими респираторными заболеваниями.

Большинство смертей было вызвано инфекциями дыхательной системы человека. Основные лёгочные инфекции, бронхопневмония и острый гнойный бронхит на фоне хронического бронхита.

В современных исследованиях число жертв Лондонского тумана около 12 000 человек.

Огромное число погибших заставило людей переосмыслить отношение к окружающей среде и загрязнению воздуха поняв что это может представлять угрозу человеческой жизни.