Кто проник в трою. Сколько лет длилась Троянская война? Причина Троянской войны – похищение Елены Парисом

Структура и характер гомеровского повествования о войне греков с троянцами таковы, что на первом плане находятся не военные действия и стоящие за ними политические причины, а деяния отдельных личностей. Герои Троянской войны являются движущей силой описываемых событий, их гнев, радость, отвага, доблесть и прочие чувства и качества в сочетании с интригами олимпийских богов.

Гомер упоминает огромное количество персонажей в первую очередь со стороны греков (хотя и троянцы не обделены вниманием), они взаимосвязаны между собой хитросплетением мотивов и действий.

Ахиллес – самый могучий, знаменитый и пользующийся наибольшей симпатией автора и читателей греческий герой. Согласно мифологии, является сыном Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды. Мать пыталась в раннем детстве сделать сына бессмертным, окунув его в волшебную реку Стикс, отделяющую мир живых от мира мёртвых. Но при этом Фетида держала новорожденного сына за пятку, тем самым оставив на его теле единственное уязвимое для оружия место.

В юности Ахилл не творил громких подвигов, однако его репутация как грозного воина была высока. Хитростью греки убедили его присоединиться к походу против Трои (его мать была против, зная пророчество о его гибели), в ходе которого он совершил множество подвигов. На десятом году осады Трои он повздорил с Агамемноном из-за захваченной пленницы Брисеиды. После того, как девушка была уведена к Агамемнону, Ахилл разгневался и отказался продолжать воевать. Вернулся в строй лишь после того, как Гектором был убит его лучший друг Патрокл.

Ахилл убил Гектора под стенами Трои, но и сам пал незадолго до захвата города. Его поразил стрелой в пятку Парис, брат Гектора; по другой версии, стрелу Париса направлял бог солнца Аполлон.

Патрокл

Патрокл – дальний родственник и друг детства Ахилла, который воспитывался вместе с ним. Любопытно, что в западной культуре сложилось восприятие Патрокла как младшего друга Ахилла, что нашло отражение и в голливудской картине «Троя» (2004). На самом деле из греческой мифологии следует, что Патрокл был старше Ахилла, и довольно существенно.

В ходе войны Патрокл всегда был верным соратником Ахилла и сопровождал его во всех битвах, даже если это грозило ему смертью. После ссоры Ахилла с Агамемноном Патрокл из солидарности также отказался сражаться, но в критический момент вступил в бой, облачившись в доспехи друга. Ободрённые им греки почти победили, но в этот момент Гектор поразил Патрокла.

Одиссей – царь острова Итака, один из основных героев «Илиады» и главный персонаж «Одиссеи». Не будучи самым могучим воином греков, но обладая выдающейся хитростью, тактическим и стратегическим мышлением, сыграл решающую роль в победе над Троей . Первоначально не желал отправляться на войну, так как получил предсказание, что вернётся в родной дом к любимой жене и новорождённому сыну лишь 20 лет спустя. Притворялся безумным, но был вынужден сознаться в своей дееспособностью перед угрозой жизни сына.

В «Илиаде» постоянно предстаёт самым хитрым и даже коварным из греков, чьи уловки сослужили им большую службу. Так, греки не решались высаживаться на берег Троады из-за предсказания неминуемой смерти первого ступившего на азиатскую землю. Одиссей спрыгнул с корабля, чтобы увлечь остальных, но перед этим бросил себе под ноги щит. Таким образом, вместо него первым коснулся азиатского берега другой воин. Именно Одиссей придумал Троянского коня – уловку, позволившую грекам захватить Трою.

Аякс Большой (Теламонид) и Аякс Малый (Оилид) – два греческих героя, бывших неразлучными друзьями, выражение «два Аякса» в дальнейшем стало синонимом крепкой мужской дружбы. Аякс Теламонид был самым искусным и отважным воином греков после Ахиллеса, описывается как могучий высокий человек, фактически непобедимый в бою. При этом был в высшей степени тщеславным человеком: после того, как доспехи погибшего Ахиллеса были присуждены Одиссею, впал в бешенство, истребил стадо баранов, которых в гневе принял за оскорбивших его предводителей греков, а затем покончил с собой.

Аякс Малый, получивший своё прозвище из-за более скромных по сравнению с Теламонидом габаритов, был виртуозным копьеметателем и бегуном, и при этом также отличался буйным нравом. Во время штурма Трои настиг в храме Кассандру, искавшую защиту у статуи Афины, и изнасиловал её. За это был умерщвлён богами во время морского возвращения на родину.

Агамемнон – царь Микен, предводитель греков в Троянской войне. Был первым, кто поддержал брата, спартанского царя Менелая, в стремлении идти на Трою и уничтожить её. Во главе ста кораблей был самым могущественным из военных вождей греков. Интересно, что у этого персонажа есть реальный исторический прототип: хеттские источники XIV столетия до нашей эры упоминают о царе Акаганусе из страны Ахийява.

Судьба Агамемнона сложилась трагически: по возвращении из троянского похода с Кассандрой в качестве добычи был убит своей женой Клитемнестрой и её любовником, захватившими власть. В конце позапрошлого века археолог-дилетант Генрих Шлиман при раскопках Микен обнаружил царские захоронения с золотыми погребальными масками, одну из которых он поспешил торжественно объявить маской Агамемнона. На самом деле эти маски относятся к более ранней исторической эпохе и с Агамемноном из гомеровского эпоса не связаны.

Менелай – царь Спарты, один из важнейших персонажей не только гомеровского эпоса, но и всей древнегреческой мифологии. В современной трактовке находится на втором плане и играет подчинённую роль по отношению к более ярким персонажам – Агамемнону, Ахиллу и прочим. По большому счёту, низведён до типажа обманутого мужа – именно измена его жены Елены Прекрасной с троянским царевичем Парисом стало формальной причиной всей войны.

Менелай с Одиссеем сначала отправились в Трою мирным посольством с требованием вернуть Елену, однако были осмеяны. Собрал войско вместе с Агамемноном и играл активную роль в осаде Трои. В античные времена был куда более важным персонажем, так как тогда была популярна не сохранившаяся до наших дней поэма о десятилетних скитаниях Менелая после войны по Востоку и Египту. Это была эпохальная история долгого и опасного возвращения домой, построенная по типу «Одиссеи». После долгожданного возвращения в Спарту правил вместе с Еленой, возвращённой из Трои, и умер своей смертью.

Нестор

Нестор – пожалуй, наиболее благополучный из всех первостепенных греческих героев Троянской войны. Царь Пилоса, отличавшийся храбростью на поле боя, личной доблестью (в молодости был одним из участников легендарного похода Ясона за золотым руном), рассудительностью и мудростью (наиболее дальновидный из греческих вождей наряду с Одиссеем), а также пользовавшийся общим уважением и авторитетом. По благословению богов отличался долголетием и прожил три «стандартных» жизни.

Несмотря на то, что участвовал в Троянской войне в преклонном возрасте, лично участвовал в битвах, а также в соревнованиях по бегу во время церемониальных погребальных игр во время осады. Единственный из лидеров греческого похода, чьё возвращение домой было спокойным, а последующая жизнь безоблачной.

Александр Бабицкий


ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА, ГЕРОИ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ

Под стенами Трои воевало много великих героев. Ниже перечисляются главные военачальники с обеих сторон.

Греки:
Ахиллес Фтийсхий царевич Величайший греческий воин; убит Парисом
Агамемнон Царь Аргоса Верховный вождь: брат Менелая
Аякс (1) Салаыинский царевич Величайший воин, уступающий по славе только Ахиллесу
Аякс (2) Локрийский царевич Ловкий бегун и искусный копьеметатель
Калхас Пророк из Мегары Главный прорицатель греков
Диомед Аргосский царевич Отказался драться с Главком, узнав о дружеских отношениях их семей
Менелай Царь Спарты Муж Елены, супружеская измена которой послужила поводом к началу Троянской войны
Нестор Царь Пилоса Старейшина и хороший рассказчик
Одиссей Царь Итаки Главный греческий стратег; по его совету был построек Троянский конь

Троянцы и их союзники:
Эней Троянский царевич Сын Афродиты, родоначальник римлян
Главк Ликийский царевич Военачальник ликийцев; убит Аяксом (1)
Гектор Троянский царевич Величайший троянский воин; убит Ахиллесом
Парис Троянский царевич Увез Елену, спровоцировав войну
Приам Царь Трои Отец Гектора и Париса
Сарпедон Царь Ликии Внук Зевса; убит Патроклом
335

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ (культура Греции)

Пустотелая гигантская модель лошади, построенная греками (по свидетельству некоторых источников — по совету Одиссея) на погибель троянцам. Коня поставили под стенами осажденной Трои, а греческие корабли инсценировали отплытие домой. Троянцы занесли сооружение в город, и под покровом темноты скрывавшиеся в чреве деревянной лошади греческие воины отворили соплеменникам ворота. Таким образом победа ахейцев и разрушение Трои были предрешены.

«ТРУДЫ И ДНИ» (культура Греции)

Поэма Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.). Поэма является своего рода земледельческим трактатом и изобилует мифологическими образами. Труд начинается с обращения автора к своему брату, где он рассуждает о преимуществах разумного землепашества, подтверждая свои умозаключения многочисленными мифологическими примерами.

ТРЮМ (культура германцев)

Великан, укравший молот бога Тора. В качестве выкупа за молот Трюм хотел получить руку великой богини Фрейи. Тор принял обличье богини и отправился в страну великанов, Етунхейм. Во время свадебной церемонии «невесте» положили на колени молот (обычай скандинавских крестьян), Тор схватил его, перебил всех присутствовавших великанов, включая виновника торжества, Трюма, и вернулся в обитель богов, Асгард.

ТУ (культура Океании)

Маорийский бог войны, сын богини земли Папа и бога неба Ранги. Согласно маорийской легенде о сотворении мира, Ту подвергся нападению со стороны собственного брата, бога стихий, Таухири. Однако никто из других братьев не пришел Ту на помощь, и он с ними разругался. В отместку Ту стал выслеживать и убивать рыб и животных во владениях Тангароа и Тане и пожирать потомков Хаумиа и Ронго — дикие растения. Ту обладал колдовским знанием, позволившим ему управлять потомством братьев: погодой, животными, растениями и другими материальными предметами.

ТЬЯПАРА (культура Австралии)

Человек, ставший луной, согласно мифологии народа тиви, проживавшего на островах Мелвилл и Батерст.

ТЮР (культура германцев)

Скандинавский бог, один из небожителей, асов. Судя по всему, Тюр является более поздней персонификацией германского бога Тиваза и выступает в роли бога битвы. Тюр оказался единственным из богов, кто осмелился связать чудовищного волка Фенрира.

ТЯНЬ (культура Китая)

«Небо», божественное воплощение небесных сфер. Тянь считалось верховным божеством вплоть до 1050—221 гг. до н. э. Позднее его место занял Нефритовый император, правитель небес.

ХУГАРИТ (культура Ближнего Востока)

Древний город на северо-востоке Сирии, процветавший в период приблизительно с 1500 по 1200 г. до н. э. Во время раскопок, проводившихся на земле Ханаанской, было обнаружено множество табличек, проливающих свет на религию и мифологию древнего Угарита.

Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.

Троя и Атлантида - одно и то же. В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.

Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.

Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.

Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.

Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.

Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.

Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.

Троянские сокровища были утеряны. В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".

При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

Продолжим тему, поднятую ниже в статье «Об архаических календарях». Незнакомым с предметом рекомендую первоначально прочитать мои статьи о киклическом эпосе в Википедии: Киприи, Эфиопида и другие (и про Илиаду, разумеется, если вы ее вдруг не читали).

Прочитаем текст «Илиады», забыв пока об интерпретации, которую дал «великому знамению» Калхант (еще лучше, если кто-то знает греческий, в отличие от меня):

hêmeis d" amphi peri krênên hierous kata bômous

Мы, окружая поток, на святых алтарях гекатомбы

herdomen athanatoisi tel ê essas hekatombas

Вечным богам совершали, под явором стоя прекрасным,

kalêi hupo platanistôi hothen rheen aglaon hudôr:

Где, из-под корня древесного, била блестящая влага.

enth" ephanê mega sêma: drakôn epi nôta daphoinos

Там явилося чудо! Дракон, и кровавый и пестрый,

smerdaleos, ton rh" autos Olumpios hêke phoôs de,

Страшный для взора, самим Олимпийцем на свет извлеченный,

bômou hupaixas pros rha plataniston orousen.

Вдруг из подножья алтарного выполз и взвился на явор.

entha d" esan strouthoio neossoi, nêpia tekna,

Там, на стебле высочайшем, в гнезде, под листами таяся,

oz ô i ep " akrotat ô i petalois hupopept êô tes

Восемь птенцов воробьиных сидели, бесперые дети,

okt ô, atar m ê t ê r enat ê ê n h ê teke tekna :

И девятая матерь, недавно родившая пташек...

enth" ho ge tous eleeina katêsthie tetrigôtas:

Всех дракон их пожрал, испускающих жалкие крики

mêtêr d" amphepotato oduromenê phila tekna:

Матерь кругом их летала, тоскуя о детях любезных;

tên d" elelixamenos pterugos laben amphiakhuian.

Вверх он извившись, схватил за крыло и стенящую матерь.

autar epei kata tekna phage strouthoio kai autên,

Но, едва поглотил он и юных пернатых, и птицу,

ton men arizêlon thêken theos hos per ephêne:

Чудо на нем совершает бессмертный, его показавший:

laan gar min ethêke Kronou païs ankulomêteô:

В камень его превращает сын хитроумного Крона;

(II 305-319)

Теперь подумайте над смыслом текста, а потом можете прочитать толкование:

hêmin men tod" ephêne teras mega mêtieta Zeus

Знаменьем сим проявил нам событие Зевс промыслитель,

opsimon opsiteleston, hoou kleos ou pot" oleitai.

Позднее, поздний конец, но которого слава бессмертна!

hôs houtos kata tekna phage strouthoio kai autên

Сколько пернатых птенцов поглотил дракон сей кровавый

okt ô, atar m ê t ê r enat ê ê n h ê teke tekna ,

(Восемь их было в гнезде и девятая матерь пернатых),

hôs hêmeis tossaut" etea ptolemixomen authi,

Столько, ахейцы, годов воевать мы под Троею будем;

tôi dekatôi de polin hairêsomen euruaguian.

Но в десятый разрушим обширную стогнами Трою.

(II 324-329)

Толкование достаточно странное: более естественным было бы предположить, что на десять лет должны указывать десять однородных предметов. Змея может указывать на десятый год, но если понять буквально, то на десятый год ахейцы воевать уже не будут, однако на деле десятый год оказался самым сложным. К тому же в «Илиаде» II 295 говорится о девятом, а не десятом годе.

Мировым древом обычно считается дуб. Однако есть ряд указаний и на платан (у Гнедича явор):

* Под платаном (или в ветвях платана) Зевс возлежал с Европой (Феофраст. История растений I 9, 5; Плиний Старший. Естественная история XII 11 // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.226, см. с.216).

* Под платаном жила Лернейская гидра (Павсаний II 37, 4). У нее было, по некоторым авторам, девять голов (Аполлодор II 5, 2).

* Как отмечалось в литературе, сама Елена ассоциируется с деревьями.

Воробьев же принято связывать с Афродитой (Сапфо, фр.1, ст.10). Напомним, что Парис плавал в Трою с девятью кораблями (Ликофрон. Александра 101). На картине Полигнота, созданной на основе киклических поэм, на щите Менелая был изображен дракон «в воспоминание явившегося в Авлиде чуда» (Павсаний X 26, 3). Сакральный смысл восьмилетнего цикла и его существенная связь с драконами были продемонстрированы в предыдущем разделе.

Таким образом, формулируем наш тезис о смысле «великого знамения» (мега сема – ст.308) и попробуем его обосновать:

В первоначальном варианте мифа оно обозначало девять (то есть восемь ) лет войны. Гекатомба – намек на 100 (т.е. 99) месяцев цикла. Восемь воробьев – восемь обычных лет, их мать же – великий год. Кроме того, девять воробьев – девять лет любви Париса и Елены, красный дракон же – Менелай, который разрушит их идиллию. Дерево – понятное дело – находится в центре мира. Впрочем, тема вражды змей и птиц настолько универсальна и допускает настолько широкие ассоциации, что мы воздержимся от дальнейших толкований.

В скобках заметим, чтобы не забыть, что упоминания «совершивших сто жертвоприношений» в Индии и «победивших в ста сражениях» у кельтов и пиктов, которые в эпической традиции трактуются как совершенные одним лицом в течение 100 лет (что реально невозможно), должны указывать именно на этот цикл. Кроме того, это уже может казаться идеей-фикс, но соотношение 9 к 100 мы находим в знаменитом в античности месте («Илиада» VI 236), где рассказывается об обмене доспехами между Диомедом и Главком. Вспомним также, что эпитеты Аполлона Гекатобол и Гекатоэрг («дальновержец») созвучны гека («сто»).

На сбои в первоначальной версии указывает ряд признаков: у Псевдо-Аполлодора (Э III 18) говорится, что приготовления к походу заняли два года, а от возвращения в Мисию до собрания в Авлиде прошло 8 лет. Однако эпос не терпит «пустого времени». Возможно, в ранних версиях первый этап войны занимал как раз 8 лет, а фраза о двух годах добавлена в целях согласования версий.

Сторож, поставленный Эгисфом (Одиссея IV 527) или Клитемнестрой ждать возвращения Агамемнона, нес свою службу «долгий год» - ἐ τείας μ ῆ κος (Эсхил. Агамемнон 2) – идёт ли тут речь о последнем годе войны, или опять же подразумевается весь «великий год», пока она длилась - неясно.

15 лет – возраст Ахилла в начале войны (Псевдо-Аполлодор Э III 14), как и Тесея во время путешествия на Крит. Указаний на возраст Неоптолема мне обнаружить не удалось. Заманчиво предположить, что и ему первоначально было именно 15 лет. Таким образом, от начала войны, с которым связано попадание Ахилла на Скирос и рождение Неоптолема, до ее конца проходит как раз 16 лет – два великих года.

Ряд текстов указывают, что Патрокл (Аполлодор III 10, 8) и даже Ахилл (Еврипид. Елена 99) были среди женихов Елены. В «Киприях» эта версия исключена, ибо предполагается совпадение во времени рождения Ахилла и похищения Елены, но это ведет к существенным хронологическим трудностям и, вероятно, представляет собой нововведение Стасина. См. также Гесиод. Фр.204, ст.87- 92 М.-У. (упоминание, что Ахилл не был женихом, но сверстником Елены).

Теперь попробуем подкрепить нашу гипотезу рассмотрением другой не менее знаменитой поэмы. Общеизвестно, что скитания Одиссея длились 10 лет. Однако число это в поэме отдельно нигде не названо, хотя легко может быть вычислено. Согласно «Одиссее», её герой вернется домой на двадцатом году: «претерпевши немало, волей богов возвратился я в землю отцов через двадцать лет» (это число повторяется Одиссеем и автором настолько часто, что приобретает характер формулы - II 175, XVI 206, XVII 327, XIX 222, 484, XXI 208, XXIII 102, 170, XXIV 322), а Троянская война длилась 10 лет. Одиссей достигает земли феаков на двадцатый день (V 34, VI 171) после отплытия на плоту, сделанном из двадцати бревен (V 244). Пенелопе снится, что орёл убил двадцать её гусей (XIX 536).

Далее, в поэме говорится, что женихи сватаются к Пенелопе уже 3 года (II 89, XIII 377), и 3 года она ткала свою пряжу (II 106 = XIX 151 = XXIV 141). Менелай вернулся на родину на восьмой год (Одиссея IV 82).

Во время своих скитаний год Одиссей провел у Кирки (X 467) и семь лет у Калипсо (VII 259). Отметим, что в I и V песнях этот срок вовсе не упомянут. Другие указанные в тексте временные промежутки невелики: 10 дней (IX 83) от земли киконов до лотофагов, месяц они проводят на острове Эола (X 14), 10 дней (X 29) занимает плавание от его острова до Итаки, затем буря возвращает их к острову Эола, 7 дней занимает плавание до лестригонов (X 80), месяц они провели на острове коров Гелиоса (X 325), а затем 7 дней ели мясо (XII 399), 10 дней после крушения Одиссея носило по волнам (VII 253)

Обычно предполагают, что остальные два года нужно отвести на прочие скитания (Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960. С.10), но прямых указаний на это нет, и следует помнить, что эпос не терпит «пустого» времени. Далее, в вымышленном рассказе Одиссея герой провел семь лет в Египте (XIV 285) и еще год (XIV 292) у некоего финикийца, причем в поход на Египет он отправляется через месяц после завершения Троянской войны, а промежуток между пребыванием у финикийца и попаданием на Итаку также невелик.

Как известно, Одиссей получил от Эола мех с ветрами, сделанный из кожи «быка девяти годового» (Одиссея X 19). Спутники же Одиссея выпустили ветры из меха, тем самым продлив его скитания. Кирка позже превратила их в «девятигодовалых свиней» (X 390).

Согласно «логике подобия» и изложенным выше аргументам, скитания Одиссея должны первоначально длиться как раз девятилетие, т.е., как мы уже выяснили, восемь лет (точнее, восемь лет по 12 лунных месяцев и вставочные три месяца – в эти три месяца примерно укладываются «прочие» скитания). Двадцать же лет (и вообще членение мифического времени на десятилетние этапы) введены Гомером или кем-то из его предшественников.

К тому же в «Одиссее» названы по именам как раз 15 женихов Пенелопы (Агелай, Амфимедонт, Амфином, Антиной, Демоптолем, Евриад, Евридамант, Евримах, Еврином, Ктесипп, Леодей, Леокрит, Писандр, Полиб, Полит), и когда в начале XXII песни убиты трое женихов, их остается ровно двенадцать (XXII 144), а Одиссей, стало быть, оказывается шестнадцатым .

Отметим, что наши рассуждения про «Илиаду» и «Одиссею» совершенно независимо дали схожий результат, что существенно подкрепляет гипотезу.

Как известно от достоверных свидетелей;) (Лукиан. Сновидение, или Петух 17), «во время этих событий Гомер был верблюдом в Бактрии». Есть и другие указания на то, что сильно ему доверять не стоит: парадокс в том, что число внутренних противоречий у Гомера даже превышает число расхождений с другими поэмами эпического кикла, хотя по логике Нового времени, должно быть наоборот (хотя и преувеличивать число этих противоречий не стоит).

Слегка отвлечемся от темы и защитим Гомера от одного мнимого противоречия, которое у него находит Л. С. Клейн (Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.225): «Брисеида была там [в Лирнессе] женой Минеса, так что она оказывается не девой, и клятва Агамемнона в IX и XIX книгах – в том, что он не восходил на ее ложе, - лишена смысла. Эта клятва сохранилась в поэме пережиточно. … Все эти несообразности – следы правки. В прежнем рассказе о Брисеиде она была девой, жила в Брисе, имела отца и трех братьев, которые погибли при нападении Ахилла». Если задуматься, то станет очевидным, что если бы она была девушкой, тот факт, восходил ли Агамемнон на ее ложе или нет, мог бы быть установлен путем простого обследования, и никакие клятвы тут не нужны. А вот если она уже не девушка, проверить этот факт сложнее, и как раз здесь полезна клятва (слова рабыни мало кого интересуют). Так что всё логично. Если кто-то готов столь же логично объяснить найденные мной противоречия, я готов выслушать.

Тут мне вспомнилась поразившая меня когда-то цитата на тему исчисления времени: «Сэмми взял разболтанное кресло и сел лицом к фигуре, освещенной лучом. Прошла сотня секунд. Две сотни. Последние лучи заката угасали» (Вернор Виндж . Глубина в небе. М., 2000. С.16). Что предполагает данный текст?

А теперь, возможно, наиболее интересный вопрос – откуда же у Гомера взялись именно десятилетние сроки. Мой тезис, который я сейчас не буду подробно разворачивать, таков: десятичный счёт выраженно антропоцентричен (так как пальцев – десять). Восьмилетний же цикл сакрален . Временные указания в эпосе – не индикаторы физического времени, а символы. Таким образом, замена старого деления времени новым подчёркнуто антропоцентрична (избегание чудесного вообще свойственно Гомеру).

Причины и итоги Троянской войны

Давайте обратимся, собственно, к причинам Троянской войны, которые вносят ясность и в расположение Трои и Греции того времени, и в последующие события. Нам всем известна романтическая история о том, как Менелай пытался вернуть Елену Прекрасную. История хороша разве что для поэтов, что и продемонстрировал Гомер, на поверку же она не выдерживает критики. Даже на бытовом уровне: с тем, что Елена была красивейшей женщиной на свете, были не согласны уже древние историки, указывая таковой то Кассандру, то другую дочь Приама. К слову, Елене Прекрасной к моменту окончания Троянской войны было около сорока лет, а ее муж Менелай с момента похищения выжидал целых десять лет, прежде чем отправился освобождать свою неверную супругу. Однако же Гомер и более поздние авторы основной причиной Троянской войны указывают все же именно попытку получения обратно Елены Прекрасной. Почему, если мы игнорируем мотивацию «любящего мужа»?

На самом деле «Илиада» Гомера, так же как и другие дошедшие до нас мифы и предания, дают вполне отчетливое представление об общественном устройстве греков и посредством этого мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы.

Елена Прекрасная еще до замужества в детском возрасте была похищена легендарным Тезеем. Тезей похитил ее в расчете на будущее – он хотел дождаться ее совершеннолетия и жениться на ней. В ответ на похищение братья Елены устроили войну против Тезея и освободили сестру. Почему же такой ажиотаж вокруг нее?

Елена была дочерью царя Спарты и… наследницей престола. Именно так. Вспомним древние обычаи передачи власти. В подавляющем большинстве случаев пришлый соискатель получал власть, женившись на дочери царя. Это, собственно, и отец Елены, и Эней, и тот же Менелай, и даже библейский Давид, женившийся на дочери Саула.

Именно дочери были непосредственными наследницами царской власти и земель государства. Царем же становился соискатель, победивший на турнире женихов. Эта традиция описана и в «Илиаде», и в «Одиссее» Гомера: описаны турниры за руку Елены и Пенелопы соответственно.

Некоторые истории прохождения подобных турниров в мифологии со временем были изменены. Как в случае с Ясоном и Медеей – Ясон успешно проходит испытания и, как следствие, женится на дочери царя. Но он отбывает с Крита вместе с Медеей. Такая же ситуация в случае Тезея и Ариадны, ведь прохождение лабиринта было ни чем иным, как испытанием. И он также, женившись на Ариадне, поселился в другом месте. Это указывает лишь на то, что дочери наделялись различными земельными уделами в том случае, если у царя было несколько дочерей.

А вот сыновья уделами не наделялись, и могли получить власть только в случае женитьбы. Такая система передачи власти была и в Древнем Египте. Эта традиция отражена даже в русских народных сказках, когда царь отправляет сыновей на поиски невест. И, найдя их, сыновья остаются жить в землях жен.

И даже вплоть до средних веков в Европе сохранилась традиция рыцарских турниров: вольные рыцари были соискателями руки прекрасной дамы. Для того, чтобы прославиться, они, так же как и герои древней мифологии, совершали подвиги по принципу «себя показать, людей посмотреть» и участвовали в турнирах, где, в случае победы, получали не только руку дамы, но и закрепленные за ней земли. Получается не совсем романтический образ героя и рыцаря, конечно, но он был обусловлен системой передачи власти. Хотя, судя по всему, имели место и исключения – в тех случаях, когда у правящей четы не было дочерей, наследником становился сын. Жена его, однако, обладала всеми правами царицы, как в случае с Пенелопой, женой Одиссея. При том что отец Одиссея, Лаэрт, был жив, в отсутствие Одиссея правила Итакой Пенелопа.

И после длительного отсутствия мужа обычай требовал проведения нового турнира, т. е. царица признавалась свободной. По преданиям, в некоторых странах невеста обладала правом выбора жениха из числа претендентов, в некоторых – все решало успешное прохождение испытаний. Но, как показывают истории Ясона и Тезея, невесты помогали понравившимся женихам.

Не менее важной является информация о том, что царица могла развестись с супругом, и это было нормальной практикой. По пророчеству, например, Елене Прекрасной было суждено иметь пять мужей. Кроме того, подтверждается это многочисленными браками как цариц, так и царей древности. Историки зачастую делают вывод о многоженстве, к примеру, Приама, поскольку в преданиях фигурирует несколько его жен. Но речь идет о взаимовыгодных браках, в результате которых царь, в данном случае Приам, расширял сферу своего влияния, то же самое делали и царицы. Речь идет о временных браках, закончившихся разводом.

Елена Прекрасная, покинув Спарту вместе с Парисом, расторгла свой брак с Менелаем. Но, будучи наследницей престола Спарты, она сохранила на него все права, а Менелай их лишился, и его управление Спартой являлось незаконным. Однако, поскольку новое замужество Елены не сопровождалось ритуалом выбора жениха, был нарушен обычай. Формально ее новое замужество произошло с нарушением действовавших на тот момент правил.

Что последовало за этим нарушением? Именно бывшие женихи Елены, такие как Диомед, Патрокл, Одиссей, Аякс, Схедий, Эпистроф, Филоктет, Антилох и другие, ранее принимавшие участие в борьбе за ее руку, объединились в союз против Трои с целью освобождения Елены – «союз женихов». Зачем же это было нужно бывшим женихам? История Пенелопы дает ответ на этот вопрос – в случае развода царицы нормы права требовали проведения нового турнира. И бывшие женихи решили повторить попытку реализовать свои права наряду с Менелаем. Исключение составляет Агамемнон, не бывший ранее женихом Елены, однако же, он также был заинтересованным лицом, т. к. его власть была связана с властью его брата Менелая.

Таким образом, в Троянской войне борьба действительно шла за Елену Прекрасную, но только не потому, что она была прекраснейшей из женщин, а потому что ее рука давала право на престол Спарты.

Тот факт, что троянцы так долго отстаивали Елену и отказывались от компромиссов, указывает на то, что троянцам очень была нужна Спарта, они очень хотели ее получить. Почему Спарта интересовала стольких соискателей, что из-за нее разгорелась Троянская война?

Вероятно, интерес к Спарте обосновывался ее географическим положением. Несмотря на то, что Греция времен Троянской войны располагалась на Апеннинском полуострове, расположение Спарты неясно. В греческом городе Сиракузы на Сицилии сохранилось весьма любопытное предание: в древности здесь располагался источник пресной воды Аретуза, который под дном моря соединялся со спартанским Алфеем. Понятно, что Спарта в этом случае не могла располагаться на Балканском полуострове – слишком далеко, и полуостров древний Пелопоннес, на котором располагалась Спарта, мог быть, собственно, Сицилией или южной оконечностью итальянского сапога. Стоит отметить, что на Пелопоннесе существовал город Сикион, упомянутый как часть территорий Агамемнона, а на острове Сицилия с древних времен существовали два народа: сикулы и сиканы, собственно и давшие название острову Сикела (Сицилия) – сравните с Сикион.

Географически это место интересно тем, что между Сицилией и Италией протекает Мессинский пролив – короткая дорога из западного в восточное Средиземноморье, поэтому, конечно, пролив в древности был важным местом с точки зрения взаимосвязи между западом и востоком, и за него вполне могла быть борьба между разными народами. Пелопоннес, располагаемый на Балканах, такого интереса не представляет. Однако где бы ни располагалась Древняя Спарта, именно она была «яблоком раздора», послужившим причиной Троянской войны.

Кто же получил ее в итоге? Об этом сохранились противоречивые данные, но вот то, что Елена не вернулась в Спарту, из мифологии следует достаточно очевидно. То есть ахейцы не добились желаемого результата в Троянской войне.

Более того, практически все герои-ахейцы если и возвращались домой, то совсем не победителями. Патрокл, Схедий, Медонт, Антилох погибли еще при Трое. Главный полководец Агамемнон, так же как и Одиссей, вернулся в страну, где уже не имел прав – его жена явно произвела процедуру формального развода, и он был убит. Филоктет тоже не был принят дома и искал счастье в Италии. Неоптолем, убийца Приама, во время войны также потерял права на власть и мигрировал, его друг Феникс погиб по дороге из Трои.

Ахиллес, главный воин ахейцев, был убит после попытки сватовства к дочери Приама. Любопытно, не правда ли, что уже в конце войны Ахиллес совершил попытку захвата троянского престола таким способом. Разумеется, эта перспектива не радовала троянцев. Аякс Великий, один из предводителей ахейцев, покончил с собой. Аякс Малый, жених Елены, погиб по дороге домой.

Мы не видим картины возвращения победителей с трофеями домой, но это и не была война за трофеи. Ахейцы либо бесславно возвращались домой, как правило, в район Апеннинского полуострова, либо даже были изгнаны из дома и искали счастье все в той же Италии или поблизости. Конечно, ахейцы не выиграли Троянскую войну – никто из женихов не получил руку Елены и вместе с ней спартанский престол.

Но и троянцы не победили в войне. Даже если в итоге Спарта на какое-то время оказалась в их руках, но была разрушена их столица, Троя. Впрочем, столица – это еще не вся страна, о войне же ахейцев с Троадой нет никаких упоминаний в истории. Предполагать же, что Троада состояла только из одного города, довольно неразумно.

Кто же стал преемником царской власти Троады? У Приама было несколько дочерей, за которыми, соответственно, были закреплены различные территории. Поликсена, на которой хотел жениться Ахиллес, была убита, так же как и Кассандра, вывезенная Агамемноном. Надо сказать, что согласие невесты было важной составляющей обряда выбора жениха, так, окончательный выбор Еленой Прекрасной был осуществлен самостоятельно. В этом свете смерть Поликсены и Кассандры понятны, ведь они были наследницами и ахейцы не захотели оставить им право свободного выбора.

Лаодика была женой сына Антенора, погибла после смерти сына. Однако же могли остаться и ее дочери, что обуславливало права рода Антенора на часть троянских территорий. Это вполне объясняет его роль в более поздней истории «основания» им городов в Италии.

Вторым претендентом является, конечно, Эней, первой женой которого была дочь Приама Креуса. Согласно Гомеру, народ троянцев остался, и наследником царской власти стал Эней и его потомки:

Выведем, боги, Энея из смерти. И сам Громовержец

Будет навряд ли доволен, я думаю, если Энея

Сын Пелея убьет. Спастись суждено ему роком,

Чтоб без потомства, следа не оставив, порода Дардана

Не прекратилась. Он был наиболее мил Громовержцу

Между его сыновей, от смертных родившихся женщин.

Род же Приама царя Крониду уж стал ненавистен.

Будет править отныне троянцами сила Энея,

Также и дети детей, которые позже родятся.

Страбон приводит еще более точный перевод:

Род бо Приама владыки давно ненавидит Кронион.

Будет отныне Эней над троянами царствовать мощно,

Он и сыны от сынов, имущие поздно родиться.

(Илиада, XX, 306)

И над какими троянцами богами был оставлен управлять Эней, так же как Антенор? Над сотней людей, переплывших половину Средиземного моря? Нет, конечно же, речь идет об управлении оставшимися жителями страны Троады. А Эней, как известно, вместе с частью троянцев, расселялся на Апеннинском полуострове.

Сын Энея Асканий, согласно Николаю Дамасскому, основал город Асканию в Троаде. И как бы он мог это сделать, если бы Троада после проигрыша находилась на территории хеттов, современной Турции? При том что сам Асканий находился на Апеннинском полуострове, где основал город Альба-Лонга.

В Троаде же сын Гектора Скамандрий и сын Энея Асканий основали город Скепсис, и эти два рода долго правили в Скепсисе. Страбон указывает, что Скепсис еще ранее Эней сделал своей столицей. Соответственно, ряд древних авторов указывал, что Троада осталась как страна после Троянской войны и управлялась

Энеем. В то же время Эней после Троянской войны связан с территорией Италии, как южной, так и северной, и, как мы полагаем, с юго-восточной Францией, в отношении которой мифы и легенды после зачисток инквизиции практически не сохранились.

Таким образом, обоснованным является вывод о том, что Троада и первоначально располагалась на западе Европы, и после Троянской войны, расширившись на Апеннинском полуострове на земли греков. Этрусские же территории на Апеннинском полуострове были частью Троады.

Факт расселения народов и персонажей, принимавших участие в Троянской войне, на территории Западной Европы нельзя рассматривать как многочисленные совпадения. Большая часть городов, основание которых приписывается тем или иным персонажам Троянской войны, причем с обеих сторон, археологически подтверждается временами не позже Троянской войны. Почему же не ранее или не во время? Почему большинством исследователей предпочтительной представляется версия массового переселения и троянцев, и их врагов с востока на запад? Воевали-то за Трою, стало быть, в ее области и должны были расселяться. Но почему-то, согласно общепринятой точке зрения, после войны на востоке все ушли на запад…

Переселение троянцев-то не имеет разумного объяснения, поскольку фактически они расселились в различных местах Западной Европы, и само переселение получается массовым, а не единичными примерами Энея и Антенора. Но с греками ситуация еще хуже, т. к. имеет место полное отсутствие мотивации такого переселения, при том, что существование Великой Греции, равно как и Троады, изначально на западе ставит все на свои места.

События, следующие за Троянской войной в регионе самой Троады и Греции, должны были быть с ней взаимосвязаны. Ни Троада, ни Греция в результате войны разрушены не были. Соответственно, территории, на которых они располагались, должны были сохранить географические названия, указанные в мифах и древних текстах. Оба народа должны были сохранить сходные между собой:

– язык и культуру;

– предания о событиях Троянской войны;

– религию – богов, чьи имена фигурируют в мифах о Троянской войне.

Немаловажным является и внешний облик обоих народов – у Гомера и других авторов как троянцы, так и греки неоднократно указаны как русоволосые представители европейской расы.

Все это сохранялось длительное время в Западной Европе, что является прямым доказательством расположения Трои и Греции именно в этом регионе.

Но необходимо рассмотреть последующую историю и региона, где традиционно располагают Троаду и Грецию.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. Исход Троянской войны В XIII веке исход Троянской войны еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.Но в целом победа склоняется в пользу Востока. Волны русско-турецко-отоманского, – то есть казацко-атаманского, – нашествия вновь и вновь

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4. Причина Троянской войны Похищение Елены в Троянской войне - это похищение царской власти, «Елеонской горы», в Иерусалиме Причина Троянской войны, согласно многочисленным мифам и сказаниям, такова. Троянец Парис похитил Елену, жену греческого царя Менелая. Греки

автора Носовский Глеб Владимирович

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое .#41b. ГОТСКО - ТАРКВЙНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

21.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

автора

14. Начало Троянской войны 41а. Троянская война. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются ее вернуть. Тогда греки объявляют войну Трое . 41b. Готско-тарквинийская война. ГРЕЧЕСКАЯ РОМЕЙСКАЯ

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

20. Конец Троянской войны 86а. Троянская война. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 5.71. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

21. Остальные легенды Троянской войны Мы исчерпали ВСЕ ОСНОВНЫЕ ЛЕГЕНДЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ. Однако остались более мелкие фрагменты, которые, оказывается, также являются фантомными отражениями средневековых событий.90а. Троянская война. БЕГСТВО-ИСХОД

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.5. Скалигеровская датировка Троянской войны Наложение Троянской войны якобы 1225 года до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э., закончившуюся якобы в 552 году н. э., является одним из самых ярких последствий ЖЕСТКОГО 1800-летнего, или 1780-летнего, хронологического сдвига. В

автора Автор неизвестен

68. ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В начале XX в. на международной арене обострялись противоречия между различными государствами, что в конечном счете привело к развязыванию в 1914 г. мировой войны. Основными соперниками были ведущие европейские государства – Англия

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

74. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Гражданская война – это наиболее острая форма разрешения социальных противоречий внутри страны; противоборство различных общностей и групп за реализацию своих коренных интересов, которое вызывается попытками захватить

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

81. ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА И ЕГО ИТОГИ Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по

автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое . 41b. ГОТСКО-ТАРКВИНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

17. Конец Троянской войны 86а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 59. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой -