Конспект занятия на тему перелётные птицы. Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

галина леонова
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Перелетные птицы»

Программное содержание :

1. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах , о частях тела птиц .

2. Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» .

3. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

4. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;

5. Воспитывать у детей доброе , заботливое отношение к пернатым друзьям.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы.

Предварительная работа : Беседы на темы : «Перелётные птицы » , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда» , Т. Нужина «Ласточка» , «Воробьи» , чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц , животных; дидактические и подвижные игры : «Совушка – сова» , «Зимующие и перелётные » , «Воробушки» , «Когда это бывает» , «Покажи без слов» и др.

Ход занятия

В. Какое сейчас время года?

В. Что происходит весной в природе?

Д. Всё оживает : тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы .

В. Ребята, а каких птиц вы знаете ?

Д. (перечисляют птиц )

В. Что общего есть у всех птиц . Назовите, пожалуйста, части тела птиц .

Д. Туловище, голова, хвост, клюв, лапы

В. У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Д. По оперению , внешнему виду, размеру

В. А как называются птицы , которые остаются с нами на зиму?

Д. Зимующие

В. Ребята, чем питаются птицы зимой ?

Д. птицы питаются семенами и другой растительной пищей, плодами

В. Чем мы с вами можем помочь птицам ?

Д. делаем и вешаем кормушки,

В. Не все птицы остаются зимовать , большинство улетают в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Д. Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых, птицам нечего есть .

В. А как называются птицы , которые возвращаются к нам из теплых краёв?

Д. Перелетные

В. Давайте вспомним перелетных птиц

Слайд 1 Ласточка мелкая птица . Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Слайд 2 Грач Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Слайд 3 Скворец певчая птица . У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц .

Слайд 4Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение , маленький клюв, хвост и лапки. Обитает в кустарниковых зарослях , в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах.

Слайд 5 Кукушка – небольшая птица , но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц , никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Слайд 6Журавль - крупные, длинноногие и длинношеие птицы . Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

В. Правильно, эти птицы относятся к перелетным . Осенью они улетают на юг. А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Д. не знаем.

Слайд 7В. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Слайд 8,9,10 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, какие птицы возвращаются домой .

В. Ребята! А на чем можно доехать до леса? Давайте поедем на паровозике.

Слайд 11 В. Вот мы и в лесу

В. Ребята, что вы слышите (пение птиц )

В. Почему птицы так радуются ?

Д. Потому что пришла весна.

Слайд 12 В. Посмотрите, все птицы собрались на дереве . Назовите их

Д. воробей, синица, снегирь, сорока, ворона.

В. Как одним словом назвать этих птиц ?

Д. зимующие

В. А вот еще одна птица прилетела . Что это за птица ?

Д. Скворец

В. Чем она отличается от птиц на дереве ?

Д. Она перелетная

В. Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы . Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы »

В. Ребята, поможем перелетным птицам ? Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе . Давайте найдем конверт с первым заданием. (Дети находят конверт с цифрой 1)

1. Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц .

Слайд 13 Чёрный, проворный,

Кричит «Крак» ,

Червям враг.

Кто это? (грач)

Слайд 14На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его…. Скворец.

Слайд 15 Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Слайд16 Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт : «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

Слайд 17 Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит в развалочку -

Спотыкалочку. (утка)

В. С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Например :

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

В. Молодцы! и с этим заданием справились. Давайте найдем следующий конверт №3. А вот и задание «Назови лишнюю птицу »

Слайд 18 (картинка с изображением птиц : скворец, журавль, синица, цапля).

В : - Какая птица лишняя ? Почему?

Слайд 19 (картинки с птицами снегирь , воробей, ворона, аист)

В - Какая птица лишняя ? Почему?

Слайд 20 (следующая картинка журавль, грач, ласточка, скворец)

Какая птица лишняя ? Почему? .

Слайд 21 (следующая картинка соловей, лебедь, аист, цапля)

Какая птица лишняя ? Почему? .

Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц .

Когда у птиц появляются птенцы ? (весной) Я называю вам взрослую птицу , вы должны назвать её птенца.

У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок

(Игра проводится с мячом)

В. Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно?

Д. У птиц здесь родина . Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине

В. Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Теперь птицы могут вернуться

Подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

В. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии ?

О каких новых перелетных птицах вы узнали ?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Тема: “Перелетные птицы”.

Цель: — расширение и активизация словаря.

Задачи: — образовывать множественное число существительных;

  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы). Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц )

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

— показать, где у птички клюв, хвост….
— назвать части тела птички.

3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто ”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать” Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось? Кириллова Ю., учитель-логопед.

Конспект занятия «Перелётные птицы» (старшая группа).

Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах. Задачи. Образовательные: - активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»; - развитие навыка словообразования; - совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные : - развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); - автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Методы работы : игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы : загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент. Оборудование : силуэтные картинки с изображением перелётных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет». Предварительная работа: - беседа о перелетных птицах; - чтение стихов о перелётных птицах; - наблюдение за птицами во время прогулок; - разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; - подбор оборудования, необходимого для занятия.

Ход занятия.

I.Организационный момент: (создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелётные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания). Л-д : Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.... (ответы детей) птицы, перелётные птицы. Л-д : Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы. Л-д : А теперь загадка: Без рук без, топора построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. - Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). Л-д : Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо? Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребёнок совмещает соответствующие картинки). Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике. Это грач. Грачиное гнездо на дереве. Это кукушка. У кукушки нет гнезда.

Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.

II. Основная часть. Знакомство с темой : Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелётных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелётных птицах. - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).

    Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет И птенчика не навещает.

Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка.

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице?

2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.

Л-д: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелётных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. - Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелётной птицы).

(Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).

III. Физ. минутка. (Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей). По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения.

Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили.. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка

(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): Л-д : А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? Логопед помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребёнок), я грачонок (ребёнок). (Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). - Продолжение рассказов детей . Упражнение «Закончи предложение». (Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). Л-д : Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. - Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. - Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми. - Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. - Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт. - Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) III . Подведение итогов занятия: Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы, многое знает о перелётных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?