История танкостроения. Живая история бронетехники

Начало танкостроению было положено во время Первой мировой войны. Поражающие воображение современников машины появились на Западном фронте. Боевые действия между Германией, Францией и Великобританией несколько лет оставались позиционными. Солдаты засели в окопах, а линия фронта почти не двигалась. Прорвать позиции противника существовавшими средствами было практически невозможно. Артподготовка и марш-броски пехоты не давали нужного результата. История танкостроения началась благодаря британцам. Именно они первыми стали использовать не имевшие аналогов самоходные машины.

Великобритания

Первый английский танк Mark I появился в 1916 году, когда экспериментальную модель выпустили в количестве 100 боевых единиц. У этой модели было две модификации: с пулеметами и пушками. История танкостроения началась с «блина комом». Mark I был малоэффективным. В его пулеметы не могли бороться с немецкими огневыми точками.

Несмотря на то что те танки были несовершенными, они продемонстрировали, что у нового вида вооружения есть серьезные перспективы. Более того, первые модели приводили немецких солдат, никогда не видевших ничего подобного, в ужас. Поэтому Mark I использовался скорее в качестве психологического оружия, чем боевого.

Всего в этом британском "семействе" появилось девять моделей. Серьезным прогрессом отметился Mark V. Он обзавелся четырехскоростной коробкой передач и специальным танковым двигателем под названием «Рикардо». Это была первая модель, которой управлял только один человек. Произошли и другие изменения. В корме появился дополнительный пулемет, и увеличилась рубка командира.

Франция

Успехи англичан вдохновили французов продолжить эксперименты союзников. История танкостроения многим обязана модели "Рено FT-17". Французы выпускали ее в 1917-1918 гг. (было выпущено почти 4 тысячи единиц). Об эффективности FT-17 говорит хотя бы то, что их продолжали эксплуатировать даже в начале Второй мировой войны (двадцать лет для танкостроения - это колоссальный срок).

Чем объяснялся такой успех "Рено"? Дело в том, что это был первый танк, который получил классическую компоновку. Управление машиной велось из ее передней части. В центре находился боевой отсек. Сзади располагалось моторное отделение. Такое техническое и эргономическое решение как нельзя лучше раскрыло боевой потенциал FT-17. История развития танкостроения сложилась бы иначе, если бы не эта машина. Большинство историков считает ее самой удачной моделью, использовавшейся на фронтах Первой мировой войны.

США

Американская история танкостроения началась благодаря усилиям генерала Джона Першинга. Он прибыл в Европу в 1917 году вместе с экспедиционными силами США, после того как те объявили войну Германии. Познакомившись с опытом союзников, их техникой и позиционной войной, о которой в Америке не подозревали, генерал стал добиваться от своего руководства внимания к теме танков.

Армия США закупила французские "Рено" и использовала их в боях под Верденом. Американские конструкторы, получив иностранные машины, провели небольшую модификацию. После Первой мировой войны танковые войска США были расформированы из-за дороговизны. Затем несколько лет вообще не выделяла средств на создание новых машин. И только в 1930-х гг. появились первые экспериментальные модели собственного производства. Это был M1931 (боевая машина T11). Его так и не взяли на вооружение, но опытные работы дали американским конструкторам необходимую пищу для размышлений перед дальнейшими изысканиями.

Эволюция американской техники затормозилась еще и из-за Великой депрессии, серьезно поколебавшей экономику страны. Серьезное финансирование к инженерам и конструкторам пришло только с началом Второй мировой войны, когда власти поняли, что, возможно, им не удастся отсидеться за океаном, и придется отправлять войска в Европу.

В 1941 году появился "M3 Стюарт". Данный легкий танк был выпущен в количестве 23 тысяч единиц. Этот рекорд в своем классе так до сих пор и не побит. История мирового танкостроения не знает более модели, выпущенной в таком количестве. «Стюарты» не только использовались американской армией, но и поставлялись союзникам: в Великобританию, Францию, Китай и СССР по ленд-лизу.

Германия

Бронетанковые войска в Германии появились только в эпоху Третьего рейха. заключенный по итогам Первой мировой войны, запретил немцам заводить свой собственный боеспособный парк. Поэтому во время своих машин Германия не имела. И только пришедшие к власти в 1933 году нацисты раскрутили военный маховик. Первое время легкие танки выпускались под видом тракторов. Впрочем, вошедшие во вкус немецкие власти быстро перестали скрываться. Что касается параллелей между танками и тракторами, то схожая практика существовала в Советском Союзе, где в 1930-е гг. было построено множество тракторных заводов, которые в случае наступления войны можно было легко переделать под танковые.

В 1926 году Германия и СССР заключили соглашение, по которому будущие военные немецкие специалисты стали обучаться в специализированной школе под Казанью. Позже этот костяк приступил к созданию техники у себя на родине. Первым немецким танком стал Panzer I. Эта модель оказалась основой немецкого парка.

К началу Второй мировой войны в Германии было более трех тысяч танков, а перед нападением на СССР на одном только Восточном фронте было сосредоточено больше четырех тысяч машин. Немцы первыми использовали тяжелую технику в качестве штурмовой. Многие танковые дивизии СС получили именные названия («Дас Рейх», «Тотенкопф» и т. д.). Значительная их часть была уничтожена. Всего за войну Третий рейх потерял около 35 тысяч машин. Ключевым немецким средним танком была «Пантера», а тяжелым - «Тигр».

СССР

В середине 1920-х гг. началась история советского танкостроения. Первой серийной моделью в СССР оказался МС-1 (другое название - Т-18). До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка. Их свернули в 1925 году, когда после очередного совещания в РККА военные решили направить все ресурсы на создание малой маневренной модели. Ею и стал МС-1, созданный в 1927 г.

Вскоре появились и другие советские танки. К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35. Проводились смелые эксперименты. История танкостроения СССР начала 1930-х гг. прошла под знаком конструирования плавающих танков. Они были представлены моделями Т-37. Эти машины получили принципиально новый винт. Его особенностью были поворачивающиеся лопасти. При движении на плаву они обеспечивали задний ход.

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка).

В 1933-1939 гг. выпускался 50-тонный Т-35. Его создали в качестве боевой машины для качественного усиления атаки при прорыве полос укреплений. В тот момент история советского танкостроения перешла на новый этап, так как именно Т-35 первым получил столь многочисленное вооружение. Его устанавливали в пяти башнях (всего пять пулеметов и три пушки). Однако у этой модели были и недостатки - в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.

1930-е годы

В 30-е годы прошлого века советскими инженерами и конструкторами активно проводились опыты, связанные с созданием колесно-гусеничных танков. Подобное устройство машин усложняло ходовую часть и силовую передачу, однако отечественным специалистам удалось справиться со всеми вставшими перед ними трудностями. В конце 1930-х гг. был создан гусеничный средний танк, получивший название Т-32. В дальнейшем на его основе появилась главная советская легенда. Речь идет о Т-34.

Накануне Великой Отечественной войны конструкторы больше всего внимания уделяли двум качествам машин: подвижности и огневой мощности. Однако уже гражданская война в Испании в 1936-1937 годах показала, что необходимо модернизировать и другие характеристики. В первую очередь этого требовали броневая защита и артиллерийское вооружение.

Результаты смены концепции не заставили себя ждать. В 1937 году появился Т-111. Он стал первым советским танком, оснащенным противоснарядной броней. Это был серьезный прорыв не только для отечественной, но и для всей мировой индустрии. Характеристики Т-111 были таковы, что он предназначался для поддержки пехотных частей. Однако модель так и не была запущена в массовое производство по ряду конструкторских причин. Она оказалась непрактичной с точки зрения монтажа и демонтажа деталей из-за блокированной подвески и других особенностей машины.

Интересно, что история советского танкостроения и танков СССР отличалась от иностранной хотя бы отношением к легким танкам. Везде им отдавали предпочтение из-за экономических причин. В СССР была дополнительная мотивация. В отличие от других стран, в Советском Союзе легкие танки использовали не только для разведки, но и для непосредственного боя с противником. Ключевыми советскими машинами данного типа были БТ и Т-26. До нападения Германии они составляли большую часть парка Красной армии (всего построили около 20 тысяч единиц).

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году был разработан Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы.

После 1945 года

К первому поколению послевоенных танков относятся те, разработка которых началась еще в 1941-1945 годах и которые не успели начать эксплуатировать на фронте. Это советские модели ИС-3, ИС-4, а также Т-44 и Т-54. История американского танкостроения этого периода оставила после себя M47, и "M46 Паттон". К этому ряду также относится британский «Центурион».

Легкие модели к 1945 году окончательно стали узкоспециализированными машинами. Так, советская модель ПТ-76 предназначалась для водных условий боя, американский «Уокер Бульдог» создавался для разведки, «Шеридан» конструировался для легкой транспортировки авиацией. В 1950-е гг. на смену средним и тяжелым танкам приходят основные боевые танки (ОБТ). Так называются многоцелевые модели, сочетающие хорошую защищенность и огневую мощь. Первыми в этой когорте стали советские Т-62 и Т-55 и французские AMX-30. История танкостроения США сложилась так, что класс основных боевых танков в Америке начался с M60A1 и M48.

Второе послевоенное поколение

В 1960-1970-е годы наступила эпоха второго поколения послевоенных танков. Что отличало их от предшественников? Новые модели создавались инженерами, во-первых, с учетом существования усовершенствованной модернизированной противотанковой техники, а во-вторых, в условиях применения оружия массового поражения.

Эти танки обзавелись комбинированной броней, состоящей из нескольких слоев и производимой из разных материалов. В первую очередь она защищала от кинетических и кумулятивных боеприпасов. Кроме того, экипаж получал комплект защиты от оружия массового поражения. Танки второго поколения стали оснащаться массой электроники: баллистическими вычислителями, лазерными дальномерами, системой управления огнем и т. д.

К подобной технике относились Т-72, M60A3, «Чифтен», «Леопард-1». Некоторые модели появлялись как результат глубокой модификации машин первого поколения. Советские танки того периода по своим характеристикам ничуть не уступали предполагаемым противникам, а в чем-то даже значительно их превосходили. Однако с 1970-х годов стало заметным отставание в оснащении электроникой. В результате начала на глазах устаревать. Особенно заметным этот процесс был на фоне конфликтов на Ближнем Востоке и в других странах, где происходили вспышки глобальной Холодной войны.

Современность

В 1980-х гг. появилось так называемое третье послевоенное поколение. С ним связана история российского танкостроения. Ключевой особенностью подобных моделей стала высокотехнологичность защитных средств. К третьему поколению относятся «Лекрерки» Франции, «Леопарды-2» Германии, «Челленджеры» Великобритании, «Абрамсы» США.

История танкостроения России символизируется такими машинами, как Т-90 и Т-72Б3. Данные модели корнями уходят в далекие 1990-е годы. Т-90 также получил название «Владимир» в честь своего главного конструктора Владимира Поткина. В 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания.

В 2015 году появился новейший танк Т-14. Его отличительной особенностью стали такие элементы, как необитаемая башня и гусеничная платформа «Армата». Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны. Модель выпускается "Уралвагонзаводом".

В середине 20-х годов одной из главных задач советского правительства являлась борьба за укрепление обороноспособности страны. Требовались экстренные меры в оснащении броневых сил новой материальной частью - в строю находились устаревшие, предельно изношенные трофейные машины. 24 октября 1925 года в Мобилизационно-плановом управлении РККА прошло совещание по проблемам танкового строительства, систематизировавшее уже ведущиеся проектно-конструкторские работы.

Решением совещания фактически сворачивалось проектирование «позиционного» или «большого» (тяжелого) танка, а все усилия концентрировались на создании «маневренного» и «малого» танков.

И вот уже в 1927 г. был построен и прошел испытания легкий танк Т-16. После усовершенствования ходовой части он получил обозначение МС-1 (Т-18) и 6 июля 1927 года решением РВС СССР был принят на вооружение РККА. МС-1 стал первым советским серийным танком.

18 июля 1928 года Реввоенсовет СССР принял за основу документ «Система танко-, тракторо-, авто -и броневооружения РККА», составленный штабом РККА под руководством известного военного теоретика В. К. Триандафиллова, и который вплоть до конца 30-х годов носил директивный характер.

В 1931 - 1933 годах началось производство легких танков БТ и Т-26, танкеток Т-27, малых плавающих танков Т-37, средних танков Т-28, а затем и тяжелых танков Т-35. Для начала 30-х годов характерно увлечение плавающими танками. В результате проведенных работ появились такие машины, как Т-37 и Т-37А. Интересная конструктивная особенность этих танков состояла в том, что для них был применен винт с поворачивающимися лопастями, чем обеспечивался задний ход при движении на плаву.


(Прототип танка Т-37А)

В середине 30-х годов в СССР приступили к разработке среднего и тяжелого танков. Средний танк Т-28 создавался как танк качественного усиления общевойсковых соединений и предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос.

Отличительной особенностью этого 28-тонного танка являлась трехбашенная установка вооружения, которое состояло из 76,2-мм пушки со стволом длиной в 16,5 калибров и 3 - 4 пулеметов.


(Средний танк Т-28)

Тяжелый 50-тонный танк Т-35 создавался как боевая машина дополнительного качественного усиления при прорыве укрепленных полос. Он выпускался с 1933 по 1939 год. Основной его особенностью было наличие многочисленного вооружения, которое устанавливалось в пяти башнях и состояло из трех пушек и пяти пулеметов. Помимо слабого бронирования и больших размеров, танк Т-35 отличался крайней неповоротливостью.

Этих танков было выпущено всего несколько десятков и некоторые из них участвовали в боях в начальный период Великой Отечественной войны. Помимо машин, поступивших в серийное производство с 1931 по 1936 год, появилось много экспериментальных образцов боевой техники.

К их числу относятся плавающие танки Т-43 и ПТ-1 (ПТ-1А), легкие колесно-гусеничные танки Т-46-1 и Т-25, а также ряд других, на которых отрабатывались оригинальные, весьма перспективные технические решения. Впоследствии многие из них нашли применение на других машинах.


(Плавающий танк Т-43)

Одной из характерных особенностей танкостроения 30-х годов являлась большая работа, проводившаяся по созданию колесно-гусеничных танков.

Применение колесно-гусеничного движителя значительно усложняло силовую передачу и ходовую часть танков.

Тем не менее были построены не только различные образцы легких колесно-гусеничных танков, но и средний танк Т-29 с колесно-гусеничным движителем.


(Средний танк Т-29)

В 1937-1938 гг. в КБ завода №185 прорабатывался проект колесно-гусеничного танка «Замок» (Т-53), прототипом которого был опытный шведский танк La-30 фирмы «Ландсверк».

Танк, боевая масса которого составляла 8 т, имел раздельный колесно-гусеничный движитель. Анализ проекта показал необходимость применения в танке только гусеничного движителя из-за сложности конструкции и обслуживания разработанного движителя, а также увеличения массы и размеров машины на 25-30%.

В конце 30-х годов по инициативе М. И. Кошкина и А. А. Морозова был разработан вариант гусеничного среднего танка, который получил обозначение Т-32. В августе 1939 года после обсуждения нескольких проектов средних танков с колесно-гусеничным движителем

Главный военный совет поддержал предложение группы конструкторов о создании среднего танка как чисто гусеничной машины.

Это решение обеспечивало создание конструктивно простых средних танков, нацеливало работу конструкторов на совершенствование гусеничного движителя, как единственно подходящего для танков того времени.

В дальнейшем в результате усовершенствования модели танка Т-32 и был создан средний танк Т-34 образца 1940 года.

Основными качествами танков, принятых на вооружение в эти годы, являлись огневая мощь и подвижность.

Бронирование танков выполнялось противопульным, защищавшим от бронебойных пуль обычного калибра и осколков снарядов, а иногда и от пуль крупнокалиберных пулеметов.

Однако опыт гражданской войны в Испании и развитие противотанковой артиллерии в 1936 -1937 годах выявили необходимость существенного изменения основных боевых свойств танков -- усиления их броневой защиты и введения более мощного артиллерийского вооружения.

Первый советский танк Т-46-5 (Т-111) с противоснарядным бронированием был построен весной 1937 года.

При весе 28 т он был защищен 60-мм броней, которая успешно защищала от снарядов противотанковых 37-мм пушек со всех дистанций, а от снарядов 76-мм пушек -- с дистанций 1200-1300 м., что было довольно сильным прорывом в танкостроении.

Вооружение состояло из 45-мм пушки и двух пулеметов: спаренного с пушкой и установленного в кормовой нише башни.

Двигатель мощностью 300 л. с. обеспечивал максимальную скорость движения до 30 км/час. Сложная блокированная подвеска была расположена внутри броневого корпуса.

По сравнению с предшествующими образцами танков была существенно изменена только броневая защита.

танк бронетехника вооружение


(Т-46-5)

По ряду причин серийно этот танк не выпускался. Т-46-5 имел высокий уровень броневой защиты, но его огневая мощь и подвижность были ограничены. По своим характеристикам он предназначался только для непосредственной поддержки пехоты и не отвечал новым требованиям, стоящим перед перспективными образцами бронетехники, к примеру, подвеска танка была блокированной, с листовыми рессорами, которые были размещены внутри корпуса машины, что усложняло задачу монтажа и демонтажа отдельных элементов.

В довоенный период все государства, имевшие танки собственного производства, отдавали предпочтение выпуску легких танков, главным образом, по экономическим соображениям. Не являлся исключением и Советский Союз.

Однако, если в некоторых государствах легкие танки использовались только для разведки, охранения и других специальных функций, то в СССР по характеру выполняемых задач они являлись разновидностью основных танков, если применять нынешнюю терминологию.

В 30-е годы танки рассматривались как наступательное оружие, а в обороне они считались средством для проведения контратак и такого понятия, как «танк в окопе», еще не существовало.

Легкие танки сыграли большую роль в развитии советского танкостроения. Это были танки Т-26 и БТ различных модификаций, составлявшие до войны большинство машин танкового парка РККА. В предвоенный период было поставлено в войска около 20000 легких танков, из них свыше 11200 составляли танки Т-26 различных модификаций. Т-26 был принят на вооружение 13 февраля 1931 г. и серийно выпускался на заводе им.Ворошилова в Ленинграде в 1931-1941 гг. За указанный период было выпущено 23 серии танков Т-26.


(Средний танк Т-26)

После закупки в Америке в апреле 1930 г. двух танков М.1940 «Кристи» (в СССР они получили название «Оригинал I» и «Оригинал II» были развернуты работы по созданию отечественных колесно-гусеничных танков БТ.

Большое значение в то время приобрели огнеметные танки, изготовленные на базе Т-26. Они были приняты на вооружение, выпускались серийно и успешно применялись в боевых действиях.

Опытные образцы огнеметных и химических танков были созданы и на базе танков БТ. Танки Т-26 и БТ принимали участие в локальных войнах 30-х гг., в первом периоде Великой Отечественной войны, а часть этих машин -- в войне с Японией в 1945 г. По сравнению с довоенными однотипными иностранными танками они имели более мощное вооружение, а танки БТ - более высокую подвижность. Их выпуск прекратился лишь незадолго до начала Великой Отечественной войны, когда на смену им пришли танки противоснарядного бронирования Т-34 и КВ.

Таким образом, основу танкового парка РККА перед началом Великой Отечественной войны составляли легкие танки Т-26 и БТ, на которых прошли обучение тысячи танкистов, были произведены многочисленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, приобретен богатый опыт эксплуатации и ремонта танков в различных условиях.

Этим танкам было суждено участвовать в тяжелых оборонительных боях в начале войны и к концу 1941 г. почти все танки, находившиеся на западном направлении, были потеряны.

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.

1

Трефилова И.Л. (г. Тула, МБОУЦО № 6)

1. «Огневая подготовка» часть 2 – »Основы устройств вооружения» под ред. В.М. Шишковского.

2. «Подготовка офицеров запаса сухопутных войск» по ред. Ю.А. Науменко.

3. «Энциклопедия Терра», раздел Танки мира.

4. Кочетков Д. И., «С закрытыми люками», Москва, 1962.

Как многие современные дети, я очень люблю играть в компьютерные игры. Благодаря одной из игр, я увлёкся изучением военной техники. Мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, кто и в какой стране их изобрёл, какие танки установлены в моём городе.

Актуальность темы

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах.

Гипотеза. Предполагаю, что лучшие боевые танки были созданы в СССР и им принадлежит одна из главных ролей в победе против ВОВ.

Главная цель моей работы - узнать об истории появления танков, их роли в Великой Отечественной войне, выяснить особенности танков, определить в какой стране был создан лучший танк.

  • Проанализировать энциклопедический материл по теме исследования;
  • Определить, какие танки были лучшими;
  • Выяснить, марки каких танков установлены в нашем городе и области.

Объект исследования: военная техника.

Предмет исследования: танки

Методы исследования:

  • Литературный - использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы, интернет - ресурсов.
  • Поисковый - работа в архивах библиотеки.
  • Теоретический анализ.

С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.

Рис. 1. Самоход» Блинова

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка - гусеница - родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова - Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти.

Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев, сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был представлен к рассмотрению 24 августа 1916 года.

По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.

История танкостроения

Большим толчком к развитию танкостроения стала Первая мировая война. Именно в это время ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка. Хотя во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось.

Начало советскому танкостроению было положено осенью 1919 года, Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить впуск отечественных танков по образцу французского «Рено» FT. В конце 1919 года трофейный танк, которому предстояло послужить образцом, привезли на Сормовский завод. Уже с августа 1920 года начался выпуск первых советских танков, разработанных на основе «Рено». Эти танки получили название «Борец за свободу товарищ Ленин» (легкий танк М).

Первым же серийным танком СССР стал легкий танк МС-1 (Т-18), который был принят на вооружение летом 1927 года.

В тридцатые годы основу советских танковых соединений составляли колесно-гусеничные танки БТ, имеющие для того времени высокие боевые и технические характеристики. Опыт, полученный в это время работы над бронетехникой, позволил подняться на новый, более качественный уровень. В 1938 году появился колесно-гусеничный прототип А-20 (БТ-20), а затем и полностью гусеничный танк А-32 (Т-32). После ходовых испытаний предпочтение было отдано гусеничному прототипу А-32, и он получил наименование - Т-34. Этому танку, созданному в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина, и предстояло стать лучшим средним танком Второй мировой войны.

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству.

Рис. 4. Танки: А-8 (БТ-7М) А-20 Т-34 (обр. 1940 г.) Т-34 (обр. 1941 г.)

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка. «Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение - ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И.С. Конев). Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.

Конечно же Т-34 был не единственным танком СССР во Второй мировой войне, кроме него были еще легкие танки: Т-40, Т-50, Т-60, Т-70; тяжелые - серии КВ (Клим Ворошилов) и ИС (Иосиф Сталин). Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1″ началась летом 1944 года. Ею занялись сразу два конструктора. Конкурентами стали главный инженер Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) Михаил Фёдорович Балжи и Жозеф Яковлевич Котин стоявший во главе Опытного завода №100.

Оба проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи. Её особенностью являлся низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. А корпус из проекта Ж.Я.Котина. Его решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы, в ней был расположен люк механика-водителя. Нижняя бронеплита располагалась под наклоном. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести. Следует отметить, что директор завода, когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3. Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А. Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова: Вот такая машина нужна армии!

После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ. Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года. Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.

Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз.

В настоящее время нет, и в ближайшей перспективе не предвидится, появление более дешевой и мощной системы вооружения, которая могла бы сравниться с танком по своим характеристикам, и была бы способна обеспечить высокую маневренность, защиту от огня противника, огневую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя.

Танки, установленные в городе тула и области

\Великая Отечественная война прошлась по тульской земле разрушительным ураганом. Здесь шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Тридцать три района Тульской области были полностью заняты вражескими войсками, шесть - частично оккупированы.

Тула должна была стать плацдармом для нападения на Москву. Так хотел Гитлер. Он в очередной раз не учел несгибаемого духа советского народа. Бои под Тулой в очередной раз доказали: и один в поле воин, если он советский.

С северо-запада на Москву нацелилась мощная группировка из 2-х танковых групп и некоторых других частей. На тульско-каширском направлении действовала танковая армия. На нем действовал армейский корпус, усиленный танками. Всего для овладения Москвой была выделена 51 дивизия, в том числе 13 танковых. Осенью 1941 года советские войска выдержали героическую оборону Тулы, и их подвиг вошел в историю Великой Отечественной войны. Танковая армада генерала Гудериана дала здесь свой последний бой и проиграла.

Создание танка оказало огромную помощь нашей стране в войнах. Практически в каждом городе в память о прошедшей войне на постаменты были установлены разные модели танков. Наш город тоже не стал исключением.

В Туле и Тульской области установлены 3 танка:

1. Танк ИС-2, находится в г. Щекино, Тульской области, рядом с кинотеатром «Сокол». В результате боевых действий в районе Щекино войсками 50-й и 10-й армий были разгромлены части 2-й танковой армии Гудериана и 296-й пехотной дивизии «Оленья голова».

2. Танк ИС - 3, находится в г.Тула, пос.Косая Гора, рядом с КМЗ.

3. В Могелёвском сквере г. Тулы установлен легендарный танк Т-34.

Эти танки были установлены в память 50 армии, 32 танковой бригады и 112 дивизии, освободивших Щекинский район и принимавших участие в обороне г.Тулы. Проявившим героизм при разгроме немецко-фашистских войск. А именно войска Гудериана, который пытался «лобовым» ударом овладеть Тулой и прорваться к Москве. В ходе ожесточённых боёв войска 2-й немецкой армии понесли большие потери, были обескровлены, а их ударная сила - танки - в основном была уничтожена. Их танковая армия уже не могла не только наступать, но и обороняться. Это подтверждается тем, что Гудериан принял трудное для него решение «отвести свои далеко выдвинутые вперед части на реки Дон, Шат, Упа».

Заключение

Проанализировав проделанную работу, я сделал ряд выводов:

1. Основная отличительная черта деталь любого танка - гусеница - была изобретена на берегах реки Волги.

3. Первый отечественный танк начали выпускать с августа 1920 года и назывался он «Борец за свободу товарищ Ленин», а первым серийным танком стал легкий танк МС-1 (Т-18),который был принят на вооружение летом 1927 года.

4. Самым лучшим предстояло стать гусеничному танку Т-34 ,против которого были бессильны гитлеровские танки.

5. С помощью ИС-3, Красная армия дала понять, что они не лыком шиты и могут ещё раз пройтись по Европе.

6. Тановое строительство в СССР внесло огромный вклад в победу над фашистской Германией.

7. В нашем городе установлены два легендарных танка: Т-34, ИС-3 в память о героической защите южных рубежей столицы СССР.

Библиографическая ссылка

Козлов К. РАЗВИТИЕ ТАНКОСТРОЕНИЯ В СССР И РОЛЬ БОЕВЫХ ТАНКОВ В ВОЙНЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 57-61;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=459 (дата обращения: 02.03.2019).