Идеи просвещения в творчестве уильяма хогарта. Хогарт уильямтворчество, картины и биография Уильям хогарт достижения

В 1730-1731 годах Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин, вымышленной или реально существовала. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.

«Выборы в парламент» (1753-54)

Следующая серия гравюр - «Карьера мота» - была опубликована в 1735 году, а в 1745 году появился знаменитый цикл «Модный брак». Затем последовали другие серии, среди которых - «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755-1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 году вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 году Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джеймса Торнхилла. В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна». В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна - это «картина в картине».

Тематика

Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т.Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.

Модный брак

В 1743-1745 годах Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчёту.

Семь из восьми гравюр серии «Карьера мота» через двести лет после своего создания легли в основу сюжета балета шотландского певца, актёра и композитора Гэвина Гордона. Постановка была осуществлена в 1935 году хореографом Нинет де Валуа. В 1951 году Игорь Стравинский написал оперу «Похождения повесы» под впечатлением творчества Хогарта. В 1946 году на экраны вышел американский художественный фильм «Бедлам» (режиссёр Марк Робсон), творческий коллектив которого вдохновили картины и гравюры Хогарта. В 2003 году в University of New Hampshire"s Department of Theatre and Dance было создано сценическое шоу под названием «Похождения повесы», в ктором семнадцать актеров и актрис представили свой вариант интенсивного изучения офортов художника.

Примечания

  1. Wheatley H. B., Cunningham P. London Past and Present: Its History, Associations, and Traditions. Cambridge, 2011. P. 109-110.
  2. Ronald Paulson: Hogarth v. 1, New Brunswick 1991, p. 26-37.
  3. Uglow J. William Hogarth: A Life and a World. London, 1997. P. 26-261; Transcript of William Hogarth"s Marriage Licence Allegation.


Этот художник был сыном Ричарда Хогарта и Анны Гиббонс. Он родился 10 ноября 1697 года. Уильям был пятым ребенком в семье. Его отец был учителем латыни в школе, и его семья очень полагались на него как на основного кормильца. Однако в 1707 году отец будущего художника основал кофейню, но этот бизнес был убыточным. Ричарда посадили в тюрьму за долги. Он оставался там до 1712 года и, к сожалению, умер всего несколько лет спустя в 1718 году.

Чтобы заработать немного денег, Уильям Хогарт начал учиться и подрабатывать у гравера Эллиса Гэмбла в 1713 году. К 1720 он имел свой собственный бизнес, в основе которого лежало гравирование. Благодаря этой работе Хогарт встретился с художником Джеймсом Торнхиллом и стал постоянным слушателем художественной академии Торнхилла, которая находилась в Ковент-Гарден. Это время было единственным формальным обучением искусству Хогарта. В этот период он создал свою самую ценную работу, серию иллюстраций к произведению Сэмюэла Батлера «Хадибрас». В течение 1720-х годов Хогарт продолжает создавать серию гравюр к сценам из популярных театральных шоу, демонстрируя самые ранние признаки сатирической работы. Такие работы, как «Замысел Компании Южных морей» и «Лотерея», выполненные в 1721 году, показали остроумие Хогарта и помогли установить репутацию Хогарта как художника в Лондоне.

Хогарт создавал свою собственную академию в период с 1735 до 1755 года, и именно она стала важным предшественником Королевской академии, которая была открыта в 1768 году. Начиная с 1731 года, Хогарт изображает то, что стало известным как его «картины современной морали». Они были специально разработаны для копирования в больших количествах и продавались для представителей общественности. Наиболее известной в этой серии является работа «Карьера проститутки». Гравюры Хогарта стали популярными, и они регулярно копировались и продавались без его разрешения. Хогарт использовал свои парламентские контакты, чтобы ввести закон об авторских правах в 1735 году, и таким образом, копирование работ без разрешения стало незаконным. В период между 1740 и 1745 художник сосредоточен на портретах и получает деньги за них от богатой и влиятельной элиты Лондона. Портреты детей Грэхэма выполнены особенно искусно. На протяжении 1730-х и 1740-х годов репутация художника выросла. Вырос и его интерес к социальным и моральным реформам. Работы Хогарта демонстрируют отчетливо пропагандистский тон, направленный на урбанизацию Лондона и проблемы города, связанные с преступностью, проституцией, азартными играми, а также алкоголизмом.

Знаменитый автопортрет 1745 года, который отмечается во многих отношениях как высшая точка карьеры Хогарта, был также художественным манифестом. Он озорно сопоставляет некоторые детали своей жизни. Здесь изображены также: его мопс Трамп и тома великих английских писателей (Уильяма Шекспира, Джона Милтона и Джонатана Свифта).

В 1748 Хогарт создал «Ворота Кале или О, ростбиф старой Англии». Это случилось после насыщенной событиями поездки во французский порт Кале. После входа в порт в качестве туриста художник начал набрасывать эскизы укрепления. Это привлекло внимание французской полиции, которая обвинила его в шпионаже.

По возвращении в Англию Хогарт был на пике своей карьеры и хорошо зарабатывал на своих печатных работах и портретной фотографии. Затем он попробовал свои силы в исторической живописи, но это предприятие не было очень успешным, и он получил много критики.

Хогарт умер в 1764 году в своем доме в Лестере, оставив необычайное наследие. Работая полностью за пределами учреждений академического искусства, он произвел революцию на популярном арт-рынке и показал совершенно новую роль художника. Хогарт стремился создавать произведения большой эстетической красоты. Несомненно, его произведения сделали Лондон лучшим городом для будущих поколений.

В рамках Года культуры Великобритании в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Уильям Хогарт: анализ красоты», посвященную графическому наследию британского живописца и гравера. В экспозицию вошли 68 гравюр из фондов музея, созданных Уильямом Хогартом (1697—1764) в разные годы жизни; листы, выполненные по знаменитым картинам художника французскими граверами; и иллюстрации к теоретическому трактату Хогарта «Анализ красоты», давшему название экспозиции.

Основная часть произведений, представленных на выставке, происходит из коллекции московского знатока и собирателя графики Николая Васильевича Баснина.

Гравюра «Борец» - ответ Хогарта на критику сатирика Чарльза Черчилля и эсквайра Джона Уилкса, написавшего художнику язвительное поэтическое послание. Не рассчитывая на понимание, хогарт высмеял своих оппонентов. Он награвировал автопортрет с мопсом Трампом, изобразив, как его любимая собака поднимает ногу на сочинения Черчилля. Тему «наказания обидчиков» художник продолжил в миниатюрной сценке в правом углу гравюры. На фоне надгробного монумента Уильяму Питту мастер изобразил себя, а также Черчилля в виде танцующего медведя и Уилкса в виде обезьянки.


Борец. 1763 Гравюра резцом, офорт

Сатирическая поэма Сэмуэля Батлера «Гудибрас» высмеивает ханжество пуритан. Хогарт создал 12 гравюр к этой поэме, на выставке представлены три. На фронтисписе к поэме, в центре изображен портрет Батлера (1612-80), на барельефе - два главных героя, запряженных в дьявольскую колесницу.


Фронтиспис к поэме С. Батлера «Гудибрас»

Первое приключение Гудибраса. Сцена 1. Рыцарь-пуританин Гудибрас и Ральфо встречают крестьян, которые для забавы собираются травить медведя. Рыцарь и оруженосец, защищая животное, принимают бой.


Первое приключение Гудибраса 1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец; поля обрезаны

Путешествуя, герои попадают на крестьянский праздник, который показался им чрезмерно веселым. Гудибрас пытается остановить пирушку, но крестьяне заковывают его вместе со слугой в колодки. Забыв о благочестии, они поносят друг друга. Освободить пленников пытается мнимая возлюбленная главного героя. Но несчастная подвергается всеобщему осмеянию из-за своего нелепого наряда, в который она облачилась перед встречей с Гудибрасом. Усугубляет ситуацию местная ведьма, решившая испытать свое приворотное зелье.


Гудибрас в печали 1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец

Гудибрас влюбляется в мнимую возлюбленную. Он готов жениться, но вдовушка непреклонна. В качестве доказательства любви она требует от героя согласия на публичную порку. Гудибрас в замешательстве. Он отправляется за советом к местному магу Сидрофелу, но, поняв, что тот обманщик, жестоко избивает шарлатана и его слугу Вэкума. Сцену ссоры Хогарт превращает в театрализованное действо, а предметы, окружающие его участников - в аллегории и символы. Крокодил - аллегория Лицемерия, черепаха - аллегория Времени. Образ меч-рыбы приобретает эротический подтекст и символизирует мужскую сексуальность. К теме бренности человеческой жизни и неизбежности смерти отсылает скелет в шкафу.


Гудибрас избивает Сидрофела и его слугу Уэкума.1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец

«Карье́ра проститу́тки»— серия из 6 картин (1731, утрачены) и гравюр (1732) Уильяма Хогарта. Серия показывает историю молодой девушки Молл (Мэри) Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Серия была начата с третьей картины: во время рисования проститутки в её каморке на Друри-лейн, Хогарту пришла идея изображения сцен из ее прошлого и будущего. Главная героиня названа в честь героини романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкэбаута, повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя и в августе, в тот же самый год, была арестована вестминстерским судьёй сэром Джоном Гонсоном. Серия картин стала очень популярна, и Хогарт использовал свои навыки серебряных дел мастера для создания гравюр, продавая «ограниченное издание» — 1240 наборов из шести гравюр подписчикам стоимостью в 1 гинею.

Молл Хэкэбаут прибывает в Лондон в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. Художник делит картину на 2 части, изображая доброе и злое в левой и правой частях соответственно. С правой стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы, из которой выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-проституткой. Чартерис с довольной ухмылкой предвкушает удовольствия, которые ему даст молодая проститутка. В левой части гравюры, где стены зданий крепки, лондонцы игнорируют разыгравшуюся сцену совращения провинциалки: беспечному священнику безразлично положение девушки, как и его лошадь, свалившая груду кастрюль. Тем временем, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне»; этот «кузен», возможно, был вербовщиком. Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Вывеска гостиницы (Bell Inn) со звонком может быть отнесена к Belle (фр. Красавица). Ножницы и игольник, висящий на руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Падающая груда кастрюль символизирует «падение» Молл.


Молл встречает хозяйка борделя. Лист1 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл — содержанка, любовница богатого еврея-торговца. Ее комната богато обставлена в стиле рококо. Она имеет богатый гардероб и прислугу, держит мальчика-слугу из Вест-Индии и обезьяну. Мальчик, молодая служанка, а также обезьянка, вероятно, предоставлены богатым покровителем. Банки косметики, маска с маскарада, ее квартира украшена картинами, иллюстрирующими ее противоречивое сомнительное положение. Молл опрокидывает чайный столик, чтобы отвлечь внимание торговца, в то время как служанка помогает скрыться второму молодому любовнику.


Молл на содержании торговца-еврея. Лист2 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл из содержанки стала обычной проституткой. Ее горничная теперь старая, больная сифилисом тетка. Её кровать —единственный главный предмет мебели, а поза кошки иллюстрирует настоящее положение Молл. Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене предполагают или черную магию, или, вероятно, то, что её профессия подразумевает, помимо прочего, ролевые игры (сексуальные) и садомазохизм. Портреты её героев находятся на стене: преступник Мачете (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятель Уильям Сачеверелл; над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Судья сэр Джон Гонсон с тремя вооружёнными помощниками шерифа входит, чтобы арестовать Молл за её действия. Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными у клиента) и выставляет свою левую грудь. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу ведьмы или парик, висящий на стене.


Арест Лист3 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл в тюрьме Брайдвелл. Заключенные отбивают пеньку для петель палача. На входной двери в барак изображена виселица, наглядный пример использования веревки. Надсмотрщик с хлыстом пытается заставить Молл работать, но героиня не собирается это делать, так как отдала двум проституткам свои чулки, туфли и брошь, чтобы они выполнили за нее грязную работу. Жена надсмотрщика присматривается к платью и кружевам на чепце Молл, надеясь, что она заключит с ней более выгодную сделку. Заключенные идут слева направо в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привёл с собой собаку — шулер, дополнительная карта которого выпала; женщина; ребёнок, возможно, страдающий синдромом Дауна, и беременная африканская женщина, которая, возможно, забеременела, когда уже была подвержена судебному преследованию, поскольку беременные женщины не могли быть казнены или сосланы. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять» Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.


Молл в тюрьме Брайдвелл Лист4 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл теперь умирает от сифилиса. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах. Женщина, возможно сводница Молл и возможно домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж. Сын Молл сидит у огня, возможно заражённый болезнью матери. Он выбирает вшей из своих волос. Баночки с болеутоляющими лежат разбитые на полу. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь.


Молл умирает от сифилиса Лист5 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

В заключительной сцене Молл мертва. Запись на крышке гроба свидетельствует, что она умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Пастор проливает свой бренди, поскольку он держит руку под юбкой девки рядом с ним — она выглядит довольной. Сын Молл беспечно играет в волчок. На мальчике черный плащ и колпак ведьмы. Наряд, который принадлежал Молл, одели на ребенка из-за отсутствия одежды, подходящей к случаю. Пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её "воспитанницы" используют в качестве барной стойки. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Другая проститутка показывает свой больной палец товарке-шлюхе, в то время как ещё одна женщина прихорашивается у зеркала, даже при том, что на её лбу видна сифилитическая язва. Сын Молл беспечен: он сидит, играя под телом своей матери, неспособный понять происшедшего, фигурально обреченный на смерть. Дом, в котором стоит гроб с телом Молл, имеет иронический герб на стене, изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл.


Похороны. Лист6 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

«Усердие и леность» - одна из самых значительных графических серий Хогарта, созданная в зрелые годы. В 12 гравюрах показана история двух юношей, оказавшихся в Лондоне и пытающих устроить свою судьбу. Оба начинают в качестве подмастерий, но один становится лордом и мэром города, а другой, связавшись с криминалом, оканчивает свою жизнь на виселице. Сюжеты гравюр объясняют три цитаты из библии: »Кто хранит язык свой и уста свои, тот хранит от бед свою душу», «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает», «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем».


Ученики за станками. Лист1 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт


Прилежный ученик в церкви. Лист2 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В качестве комментария к третьему листу Хогарт выбрал строку из притчей Соломоновых: «Готовы для кощунствующих суды, и побои на тело глупых».


Ленивый ученик играет в кости на кладбище. Лист3 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В 4м листе художник изобразил реального человека. Мистерв Уэста - известного лондонского предпринимателя, который организовал пошив одежды и дал работу многим сиротам. Цитата на гравюре гласит: »Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина своего».


Прилежный ученик и его мастер. Лист4 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Ленивый ученик делит с друзьями награбленное, а в это время его подружка выдает его служителю закона. Цитата: »…потому что из-за жены блудной обнищивают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу».


Ленивый ученик предан проституткой. Лист9 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В 10м листе изображен суд, на котором усердный ученик, ставший олдэрмэном, выносит приговор своему знакомому. Цитата: »Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятным к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего».


Ленивый ученик перед бывшим товарищем, ныне лондонский олдэрмэном. Лист10 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Ленивый ученик перед казнью. Цитата: »Когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь, принесется на вас, когда настигнет вас скорбь и теснота, тогда будут звать Меня, и Я не услышу, с утра будут искать Меня и не найдут Меня.


Казнь ленивого ученика в Тайбернене. Лист11 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Действие заключительного листа серии происходит на улице Чипсайд, близ собора Святого Павла. Жители Лондона, среди которых принц и принцесса Уэльские, приветствуют лорд-мэра города. Цитата: »Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава».


Избрание усердного ученика лорд-мэром Лондона. Лист12 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Серия «4 времени суток» положила начало ряду произведений, в которых отразилась жизнь Лондона, города, ставшего для Хогарта источником вдохновения. На 1м листе - утренний жилой лондонский район Ковент-Гарден: горожане пируют в кафейне Тома Кинга; прихожанка спешит на мессу в церковь Святого Павла, портик которой украшен часами и табличкой с латинской надписью:»Sic transit Gloria mundi».


Утро в Лондоне. Лист 1 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

На втором листе изображены французские протестанты, выходящие из церкви Святого Эгидия и коренные жители квартала Сохо. Здесь Хогарт противопоставляет французов и англичан, показывая, насколько нелепо и вычурно одеты молодые состоятельные прихожане церкви Святого Эгидия и насколько небрежно и вульгарно - англичане.


День в Лондоне. Лист 2 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

На 3 м листе изображен несчастный красильщик-рогоносец, который направляется со своей беременной женой и детьми в лондонский театр Садлер-Уэллс. Над головой главного героя - вывеска паба с портретом Хью Миддлтона, знаменитого лондонского филантропа, построившего в Лондоне первый водопровод. Появление в городе достаточного количества чистой воды позволило его жителям привести свой внешний вид в порядок и задуматься об отдыхе. Хогарт представил один из возможных вариантов семейного времяпрепровождения в Лондоне.


Вечер в Лондоне. Лист 3 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

Сюжет 4й гравюры разворачивается в районе Чаринг-Кросс-Роуд, неподалеку от конной статуи Карла I. Жители Лондона, отпраздновав день Реставрации монархии, пытаются добраться до дома невредимыми.


Ночь в Лондоне. Лист 4 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

Наибольшей известностью из числа созданных художником серий пользуется «Карьера мота». Первый из восьми эстампов сатирической серии «Карьера мота» представляет главного героя Тома Рэйквелла в день смерти отца-скряги. Не успев вступить в наследство, юноша распоряжается вызвать портного, разжечь огонь в камине, который прежде не топили в целях экономии, и открыть все сундуки и тайники старого якобита. Нотариус упорядочивает сертификаты, облигации и прочие ценные бумаги. Том же пытается откупиться от беременной служанки Сары Янг, которая надеялась связать с ним свою судьбу.


Юный наследник лист 1 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Неожиданно разбогатев, юноша приобщается к модному образу жизни. В артистах, окружающих героя, Хогарт изображает реальные исторические личности со скандальной репутацией. За клавесином, спиной к зрителю изображен Джозеф Махуна или композитор и педагог по вокалу Никола Порпору. Главный герой общается с боксером и фехтовальщиком Джейсом Фиггом, ландшафным архитектором Чарльзом Бритжмном, учителем танцев Джоном Эссексом, французом Дюбуа, певцами Франческо Бернарди и Карло Фаринелли, а также с мастером охоты на лисиц и жокеем. Взор Тома обращен в сторону охранника. Как следует из рекомендательного письма в руках юноши, этот «человек чести» сможет защитить его в любой ситуации. Именно это и нужно Рэйквеллу, решившему нанести визиты в ночные заведения Лондона.


В богемном окружении лист 2 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Молодой богатый наследник пирует в скандально известной таверне «Роза» на Друри -Лейн. Время - 3 часа ночи. Две проститутки прильнули к нему, чтобы обворовать. У ног Тома изображены жезл и фонарь ночного сторожа, с которым молодой человек повздорил по пути в таверну. Одна из девиц снимает обувь, готовясь под звуки арфы и трубы станцевать обнаженной на столе с оловянным блюдом в руках, которое ей приносит хозяин.


Оргия в таверне «Роза» лист 3 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт
Сцена перед Сент-Джеймским дворцом в Лондоне. Нарядно одетый Том едет в портшезе во дворец, где должен состояться прием по случаю дня рождения королевы Каролины. На то, что это 1 марта, или день святого Давида, указывают головные уборы солдат Королевского полка, украшенные луком-пореем. Солдаты пытаются арестовать молодого гуляку вместе с примкнувшим к ним одним из кредиторов Тома. Но Сара Янг, бывшая служанка Тома, спасает возлюбленного от долговой тюрьмы, выплатив долг.


Арест за долги. Лист 4 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Сцена брака повесы с богатой одноглазой старухой проходит в старой церкви Девы Марии в квартале Мэрилебон в Лондоне близ Гайд-парка. В глубине церковного нефа Хогарт изобразил бывшую служанку Сару с ребенком на руках, которая пытается воспрепятствовать странному союзу, но слуги не пускают женщину к алтарю. Свидетелями жениха и невесты Хогарт делает двух комнатных собачек, которые, по мнению автора, являются пародией на влюбленную пару.


Женитьба на богатой старухе. Лист 5 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Сцена в одном из игорных домов лондонского Ковент-Гардена. Том проиграл состояние и разгневанно грозит кулаком небесам. Как и другие игроки, он не замечает, что помещение охвачено огнем и плотные клубы дыма заволокли потолок. Карточная игра не прерывается даже после появления в комнате городского сторожа, предупреждающего о пожаре.


В игорном доме. Лист 6 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Том и его бывшая служанка, а теперь супруга, Сара в отчаянии. Они не реагируют на крики своей голодной дочери, тюремщика и мальчика, разносящего пиво, которые требуют от них деньги за оказанные услуги. Семья почти доведена до безумия людьми, круглосуточного наблюдающими за заключенными в подзорную трубу, прикрепленную к решетке тюремного окна. Соседи по камере - алхимик и служащий банка, написавший брошюру о том, как уменьшить национальный долг, доставляют не меньше беспокойства «благородной» чете. На безысходность ситуации, в которой оказался персонаж Хогарта, указывает летательный аппарат в виде механических крыльев, лежащий на пологе кровати.


Во Флитской тюрьме. Лист 5 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Мот в Бедламе - картина является одной из самых сильных работ Хогарта. Сцена в Королевской психиатрической больнице Святой Марии Вифлеемской в Лондоне. Обезумевший от отчаяния Том лежит на полу почти голый, скованный цепями. Над ним склонились Сара, священник и смотритель. На заднем плане зритель видит религиозного фанатика, человека, потерявшего разум на почве мании величия. Еще один сумасшедший чертит какую-то карту на стене, а слепой смотрит в трубочку-телескоп. Символичны и три фигуры у лестницы - осклабившийся скрипач, певец в идиотской шапке и человек, робко смотрящий куда-то в сторону. Все действие разворачивается в сопровождении едких комментариев карлицы и насмешливых взглядов светских красавиц, знавших мота в его прежней жизни.


Бедлам лист 8 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Хогарт запечатлел ежегодную ярмарку из лондонского пригорода, которая проводилась ежегодно с 7 по 9 сентября. Слева - падающий балаган труппы Сиббера и Буллока, актеры которой пострадали, разыгрывая спектакль «Низвержение султана Баязида». В центре площади, перед колокольней церкви Святого Георгия, балаган труппы «Ли и Харпера». Справа выступает фокусник Исаак Фокс и находится выставка восковых фигур. На первом плане - волшебный фонарь для просмотра забавных цветных картинок, а так же прославленный боксер и фехтовальщик Джеймс Фигг.


Саутуарская ярмарка 1733 Гравюра резцом, офорт

Гравюра «О, ростбиф старой Англии, или ворота Кале» выполнена по картине, которую Хогарт написал в 1742 г после поездки во Францию. Во время путешествия художника арестовали французские власти за то, что он рисовал так называемые Английские ворота порта Кале. Хогарт, потрясенный «оскорбительным высокомерием» французов, создал живописное полотно, в котором высмеял возобновившиеся после длительного военного конфликта взаимоотношения Великобритании и Франции. В центре улыбающийся, довольный жизнью францисканский монах, который проверяет качество английской говядины. Чтобы усилить комичность данной сцены, Хогарт на первом плане изобразил трех торговок рыбой, разглядывающих огромного ската. Изображение ската, повернутого брюхом к зрителю, автор уподобил образу монаха. Слева на втором плане Хогарт изобразил самого себя.


О, ростбиф старой Англии, или ворота Кале. 1749 Гравюра резцом, офорт

Хогарт принадлежит к той, не столь уж редкой породе людей, которые сделали себя сами. Родившись в семье школьного учителя и репетитора, он не понаслышке знал, что такое бедность и нужда, поэтому рассчитывать мог исключительно на себя. Вот почему в мальчике рано проявились такие черты как упорство в достижении поставленной цели и невероятное трудолюбие. Хогарт не получил систематического школьного образования и рано оставил учебу, устроившись в подмастерье у гравера по серебру. Впрочем, этим ремеслом он тяготился, так как не находил в нем отрады для души. Кончилось тем, что собравшись с силами, Хогарт открыл собственную граверную мастерскую. Гравировка привлекала его только как способ заработка, а в мечтах было стать известным художником.

Покровителем Хогарта стал Джеймс Торнхилл, с младшей дочерью которого художник тайно обвенчался. Попробовав свои силы в жанровой портретной живописи, Хогарт переключается на картины сюжетные, сложные в композиционном плане. После серии «Карьера проститутки» к художнику пришла широкая известность. Его признали и в высшем лондонском свете. Теперь не нужно было больше заботиться о хлебе насущном. После смерти Торнхилла, Хогарт занимает ставшее вакантным место ведущего английского художника в области исторической живописи. Однако бытовая, жанровая живопись неодолимо влечет его к себе по-прежнему. Выходят «Карьера мота» и «Модный брак». Хогарт сам переводит работы в гравюры, делая их дешевле и доступнее, благодаря чему они хорошо продаются.

Призрак нищеты витал над Хогартом всю жизнь, вот почему он старался не упускать ни одной возможности заработать. Под его эгидой нередко проводились благотворительные лотереи и аукционы. Именно Хогарт первым поднял вопрос о защите авторских прав и добился принятия соответствующего закона. Хогарт проявил себя и в качестве теоретика искусства, выпустив трактат «Анализ красоты». И, тем не менее, все его попытки утвердиться в качестве живописца, терпели неудачу: публика воспринимала мастера исключительно в качестве гравёра. Скончался Уильям Хогарт от аневризмы аорты в возрасте 67 лет.

Творчество Уильяма Хогарта

Для творческой манеры Хогарта было характерно причудливое переплетение мотивов классицизма и сентиментализма. От классицистов он воспринял стойкий интерес к исторической живописи, хотя к мифологическим сюжетам обращался сравнительно редко. С сентименталистами его объединяло стремление к демократизму и психологизации произведений. Типы на картинах Хогарта словно подсмотрены им в реальной жизни, списаны с натуры. Навсегда сохранив в душе память детства, Хогарт раз за разом возвращался мыслью в те годы, когда семья отчаянно нуждалась. Трудно не уловить его сочувствиям персонажам из простого народа. Хогарт не судит, он размышляет и сопереживает. Совсем иное дело – его картины и гравюры, на которых изображена жизнь представителей высшего света. Здесь художник давал волю сарказму и язвительности, беспощадно вскрывал язвы и пороки современной ему Англии.

Славу Хогарту принесли отнюдь не исторические картины, о чем он так мечтал и к чему стремился всеми силами, а анекдотические и сатирические сценки на злобу дня. Жанр этот до него считался традиционно низким. Хогарт сумел вдохнуть в него новую жизнь, наполнить иным содержанием. В определенном смысле сатиры Хогарта перекликались с некоторыми литературными источниками. Так, некоторые гравюры Хогарта словно являются иллюстрациями к книге его друга – писателя Г.Филдинга – «История Тома Джонса, найденыша». Хогарта отличало и стремление к цикличности, серийности гравюр, чтобы взятые вместе они воспринимались как единое целое.

Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни. Его первые живописные произведения в известной мере связаны с графическими. Это серии картин, объединенных сюжетной линией, в живописной форме повествующих о судьбах персонажей различных социальных слоев, иногда навеянных литературой. Таковы «Карьера мота» (1732–1735, Лондон, Музей Соуна), «Модный брак» (1743–1745, Лондон, Национальная галерея) , раскрывающие типичные неблаговидные и подчас трагические явления действительности того времени. Каждая серия завершается ярко выраженной морализирующей концовкой. Распространенные в гравюрах художника, эти серии имели большой общественный резонанс.

Цикл полотен «Карьера мота» (восемь картин) рассказывает о внезапно разбогатевшем юноше, который получил наследство и растратил его в кутежах, а затем попал в дом умалишенных. «Модный брак», наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, состоит из шести полотен; это правдивая и поучительная история брака по расчету, своего рода живописный «роман нравов». Отдельные персонажи олицетворяют здесь, по существу, целые социальные группы и их взаимоотношения. Открывает серию картина заключения брака, фактически уподобленного торговой сделке разорившегося графского сынка и дочери богатого торговца. Со скучающим видом отвернулись друг от друга молодые, в то время как их родственники оформляют брачный контракт. Картина «Вскоре после свадьбы» продолжает повествование; в ней каждая деталь свидетельствует о бессмысленности существования супружеской четы, о безразличии молодых супругов друг к другу, о кутежах и развале дома, из которого управляющий выносит пачку неоплаченных счетов.

Серию завершает трагическая развязка – гибель ее героев. С удивительным мастерством передает Хогарт последовательность хода событий, раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, нравы, привычки. По его картинам можно писать целые рассказы. Каждая из картин – законченное самостоятельное произведение, все вместе они объединены одной идеей и дополняют друг друга. Художник заостряет внимание на узловых моментах повествования, усиливая достоверность изображаемого воссозданием конкретного места действия. Он прибегает к неожиданно резким сопоставлениям и тяготеет к анализу. Остро и насмешливо наблюденные детали позволяют угадывать события, предшествующие и последующие.

Утро в доме новобрачных, 1744
Национальная галерея, Лондон

Такова, например, картина Уильяма Хогарта «Утро в доме новобрачных» (из серии «Модный брак»). Время около полудня, на полу валяется перевернутый стул, карты разбросаны по ковру, а сборщик долгов в раздражении закатывает глаза. Бессонные ночи, отданные пьянству и игре в карты, чрезмерные траты денег на роскошный дом и причуды ленивой супруги служат предметом сатиры в этой картине. Хогарт подвергает критике не только нравы, но и вкусы, он высмеивает нелепые безделушки на камине, витиевато украшенные часы и мраморный бюст, более похожий на поросенка, чем на римского патриция. Поступив в обучение к Фавору, будущий художник усвоил уроки его ремесла и сбежал с его дочерью. Устав от условных штампов в искусстве, Хогарт создает средствами живописи едкие, порой беспощадные комментарии к социальным проблемам дня, выполняя серии картин, каждая из которых заключает в себе историю. Картины маслом переводились в гравюру, и их широкое распространение принесло художнику известность. Гармония мягких розоватых, серебристых, оливковых тонов способствует передаче внешнего благосостояния внутренне опустошенного мира, обреченность которого находит выражение в суматошном ритме линий, пронизывающем композиции. Хотя картины Хогарта по времени и отчасти по манере живописи близки работам художников рококо во Франции, стиль и остроумие Хогарта являются чисто английскими.

Внимание Хогарта привлекали и другие стороны жизни: с необычайным пафосом он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства, приводящего бедноту в состояние полного отупления, к утрате всего человеческого (гравюры «Улица Пива», «Переулок Джина», 1751). В ряде работ он высмеивает ограниченность духовенства, показную сторону религии (гравюра «Спящий приход», 1736). Серия картин «Выборы в парламент» (около 1754 года, Лондон, Музей Соун) смело обнажает одну из самых темных сторон в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых» местечках и сбор голосов, приобретенных у больных и идиотов; по существу, художник обличает всю продажность буржуазной выборной системы. Высмеивая пороки современного ему английского общества, Хогарт чаще всего не искажает действительности, что отличает его работы от карикатуры, но иногда прибегает к приемам гротескного преувеличения.

Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.

Гуманизм и демократизм Хогарта остро проявляются в реалистических портретах, которые он писал на протяжении всей жизни. Непримиримый противник шаблона светских портретов, он обращается обычно к портретированию родственников, близких ему людей. Исполненные с проникновенностью и теплотой «Автопортрет» (1745), «Портрет миссис Солтер» (1744), портреты слуг (все – в Лондоне, в галерее Тейт) утверждают образы положительных героев, поднимают значение личности вне зависимости от ее социальных рангов. Самый живой и значительный среди них образ – «Продавщица креветок» (1760-е годы, Лондон, Национальная галерея), как бы выхваченный из потока уличной толпы. В этом свободно и смело написанном этюде проявилось глубокое уважение художника к людям труда, и вместе с тем этюд, фиксирующий неповторимо своеобразные черты, дает глубокий обобщающий образ. Обаяние молоденькой, бойкой продавщицы, ее искрящаяся улыбка, стремительность движения подчеркнуты свободной динамикой трепетного мазка. Здесь же с наибольшей яркостью сказались новаторские искания Хогарта-колориста: эффекты разложения цвета, широкая фактура живописи. Все это сближает картину «Девушка с креветками» с замечательными произведениями мировой живописи в этом жанре.

Хогарт – один из первых английских теоретиков искусства. В трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал поборником реализма, ищущим красоту в многообразных формах действительности, в самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи. Его теоретическая и художественная деятельность тесно переплеталась с общественной, с организацией художественных выставок, с преобразованием преподавания в художественной школе на демократических началах. Хогарт стремился использовать искусство как большую общественную силу. Его сатирические циклы получили широкий отклик в европейском искусстве 19 века. Но в Англии у него не было достойных преемников; не получил дальнейшего развития в английской живописи 18 столетия и бытовой жанр.

Высшие достижения английского искусства второй половины 18 века относятся к жанру портрета, имевшему прочные установившиеся традиции, идущие от Гольбейна и национальной портретной миниатюры. В борьбе с отживающими, устаревшими схемами рождались принципы реалистического портрета. И именно в портретной живописи со всей очевидностью проявилась двойственность мировоззрения ее создателей, косвенным образом отразивших компромисс между идеалами практичной развивающейся буржуазии и стареющей консервативной аристократии. Английские портреты в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.