Достояние клана борджиа. Личная жизнь Лукреции Борджиа

Сюжет вращается вокруг персоны главного героя - Папы Римского Александра VI, урожденного Родриго Борджиа . Его роль исполняет знаменитый голливудский актер Джереми Айронс .

Хуан Борджиа родился в 1474 году в Риме в семье Родриго Борджиа и его любовницы, куртизанки Ванноцы деи Каттанеи (Джоэнн Уэлли).

Главнокомандующий папской армии Хуан Борджиа переполнен бравадой, но на самом деле он безнадежный трус. Куда больше он занят проведением досуга в тавернах и публичных домах Рима, чем размышлениями о судьбе своей семьи. Хуан Борджиа в глубине души боится оказаться лишним на этом празднике жизни и видит в своем младшем брате Чезаре Борджиа (Франсуа Арно) серьезного конкурента за любовь отца.

Хуан Борджиа слишком любит женщин и готов коротать ночи с любой красавицей - от итальянской куртизанки до особы королевских кровей. Он придирчиво выбирает себе супругу, но при этом не упускает возможности упрекнуть родную сестру Лукрецию Борджиа (Холли Грэйнджер) в любовной связи с безызвестным конюхом Пауло (Люк Паскуалино).

Когда Пауло приезжает в Рим, чтобы навестить свою любимую женщину и их новорожденного сына, Хуан Борджиа инсценирует его самоубийство с печальной предсмертной запиской. Но Лукреция прекрасно осведомлена, что ее возлюбленный не умеет писать, и делает соответствующие выводы.

Когда Хуан Борджиа и его очередная любовница не дают спать маленькому Джованни, Лукреция поднимается к ним и оставляет зажжённую свечу прямо под канатом, который удерживает красочный и очень тяжелый канделябр над кроватью.

Девушка засыпает только после того, как слышит дикий крик в спальне брата, а Хуан Борджиа в спешке покидает Рим, озадаченный таким неожиданным перевоплощением своей невинной сестры в роковую и мстительную женщину, достойную представителя семьи Борджиа.

Супругой Хуана Борджиа становится испанка Мария Энрикес де Луна, отец которой был братом королевы Хуаны Энрикес. Он возвращается в Ватикан спустя несколько месяцев с подарками: черной пантерой для сестры и сигарами для отца. И то и другое вызывает небывалый ажиотаж в священных стенах.

Но и сам Хуан Борджиа не остался без «презента»: врач обнаружил у него сифилис, который делает жизнь юного воина просто невыносимой. К тому же поход против армии Катерины Сфорца (Джина МакКи) оборачивается катастрофой: Хуан Борджиа тайно бежит с поля боя, но его брат Чезаре без труда узнает правду об этом сражении. Загнанный в угол и раненый Хуан Борджиа не находит иного выхода, как утешиться с помощью опиума, который тогда был диковинкой в Риме.

Последней каплей становится его оскорбление сестре, и Чезаре встает на защиту Лукреции: он убивает брата и сбрасывает тело в Тибр. Все члены семьи Борджиа в глубине души ликуют, так как присутствие в доме Хуана Борджиа всегда порождает много проблем. Но Папа Римский Александр VI не может смириться с гибелью сына.

Сериал «Борджиа» воплощает распущенность и свободу нравов того времени именно в герое Хуане Борджиа: особенное внимание режиссер уделил любовной связи полководца с супругой его юного брата Джоффре. Санча (Эммануэль Шрики), внебрачная дочь Альфонсо Калабрийского, отдалась Хуану Борджиа прямо на столе, за которым восседали забальзамированные трупы врагов короля Ферранте.

Интересные факты о Хуане Борджиа / Huan Bordzhia

События, описанные в сериале «Борджиа» , не всегда совпадают с реальными историческими фактами. На самом деле Хуан Борджиа был средним сыном в семье, но все равно носил титул полководца Папского государства. К тому же историкам ничего неизвестно о его вражде с Лукрецией - наоборот, именно Чезаре зарезал отца ее первенца, будучи не в силах скрыть свою ревность.

Однако Хуан Борджиа действительно был убит летом 1497 года в Риме. Очевидцы склонялись к двум версиям: либо Чезаре заказал убийство брата, так как мечтал поскорее избавиться от кардинальской рясы и занять место полководца, либо Хуан слишком настойчиво кричал на каждом углу о том, что обесчестил четырнадцатилетнюю дочь представителя древнего рода Пико делла Мирандола.

Семья Борджиа стала олицетворением безжалостной беспринципной политики и сексуальной беспринципности, якобы характерных для папства эпохи Возрождения. Лукреция была охарактеризована как роковая женщина во многих произведениях искусства, романах и фильмах.

В г. Мельбурне, (National Gallery of Victoria Art School) хранится портрет молодой женщины, работы художника Доссо Досси. Доказано, что данная картина является прижизненным портретным изображением Лукреции Борджиа. Тем не менее, имеются сомнения в указанном заявлении. Некоторые иные картины, такие как портрет выполненный Бартоломео Венециано в настоящее время не признаны официальным и действительным изображением Лукреции.

На большинстве портретах она изображается как молодая девушка со светлыми волосами, ниспадающими на грудь, с красивым цветом лица, глаза светло-коричневого цвета, полная, высокая грудь, и природная красота и изысканность. Эти внешние данные были высоко оценены в Италии в период Возрождения.

На данный момент, нет достоверных источников, подтверждающих участие Лукреции в преступлениях Александра VI и Чезаре Борджиа.

Брат и отец манипулировали Лукрецией, выдавая её замуж за представителей наиболее влиятельных фамилией и родов Европы эпохи Возрождения. Эти браки были политическими амбициями семьи Борджиа. Лукреция трижды была замужем: Джованни Сфорца (герцог Пезаро), Альфонса Арагонского (Герцог Bisceglie) и Альфонсо д"Эсте (Принц Феррарский). Считается, что наиболее счастливый брак Лукреции был с Альфонсо Арагонским, незаконнорожденным сыном короля Неаполя. Считается, что Альфонсо был убит по приказу Чезаре, после того, как перестал быть полезен семейству Борджиа.

Первый брак: Джованни Сфорца

К 13 годам, Лукреция была обручена дважды, но эти две помолвки не были доведены до свадьбы из-за решений Александра VI. После того, как Родриго Борджиа стал Папой Александром VI, он выдал Лукрецию замуж за Джованни Сфорца, представителя династии Сфорца, с целью создать крепкий политический союз с наиболее сильной и богатой семьей в Милане. Свадьба имела экстравагантный характер, присущий эпохе Возрождения, в настоящее время расценивалось лишь как эпатажное событие.

Вскоре политический союз с семьей Сфорца стал не выгоден семье Борджиа. Папе необходимы были новые политические союзы, более выгодные, для укрепления его положения. Возможно это было причиной для устранения Джованни. Общепризнанная версия заключается в том, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить. Джованни в спешке покинул Рим.

Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом - целью которого было заставить Джованни бежать. Новый претендент был уже подобран и ситуация требовала устранения Джованни Сфорца.

Александр VI убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца в необходимости согласия Джованни на развод. Джованни отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте. По доводам Александра VI, не был консуммирован (между супругами не было сексуальных отношений) что, согласно средневековому праву, было достаточной причиной для развода. В противном случае Папа имел право расторгнуть брак своей властью и тогда семья Борджиа потребовала бы назад приданое Лукреции. Семья Сфорца поставили перед Джованни условия, или он принимает предложения Александра VI, или они лишают его протектората.

Не имея выбора, Джованни Сфорца подписал документы о своем бессилии при свидетелях и брак официально перестал иметь силу. Возможное появление слухов о инцесте приписывается первому супругу - Джованни Сфорца. Он утверждал будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями.

Интимные отношения с Перотто

В период затянувшегося развода с Джованни, а так же многочисленных обсуждений, сплетен и слухов на эту тему, Лукреция, возможно, имела интимные отношения с камерарием папы - Педро Кальдероном по прозвищу Перотто, который служил посыльным между отцом и дочерью. Результатом этой связи явилась беременность. Лукреция под присягой свидетельствовала на папской комиссии, что к ней не прикасался ни один мужчина. Самое смешное, говорила она это, будучи на сносях. Перед кардиналами она предстала такой невинной овечкой, что никто ничего и не заподозрил, или, что вероятнее, сделал вид. «Девственница» - гласило заключение комиссии.

Эта беременность дала возможность еще раз упрекнуть Лукрецию в непристойном поведении. Ребенок, названный Джованни, родился в тайне в 1498 перед заключением брака с Альфонсо Арагонского. Известно, что этот ребенок позднее был назван римским инфантом.

Есть мнение, что этот ребенок был итогом связи между Чезаре и Лукрецией. Перотто, имея романтические чувства к Лукреции, назвал себя отцом этого ребенка. Чтобы о беременности знало как можно меньше людей, Лукреция уехала из Рима и на протяжении всей беременности оставалась в монастыре Сан-Систо.

В 1501 г. были выпущены две папские буллы в отношении родившегося ребенка, Джованни Борджиа. Для сокрытия факта отсутствия девственности, первая булла называл отцом ребенка Чезаре, до его вступления в брак. Вторая булла называл отцом самого Александра VI. Две буллы противоречат друг другу. Лукреция не упоминалась нигде, и никогда не было доказано, что она была матерью этого ребенка.

Вторая булла сохранялась в тайне долгое время. В 1502 году Джованни Борджиа стал герцогом Камерино - территорий, завоеванных Чизано и передающихся по наследству. Однако, через некоторое время после смерти Александра VI, Джованни переехал к Лукреции в Ферраре, где был принят в качестве сводного брата.

Действительно, современники рассказывали об отношениях в папской семье более чем пикантные истории: будто Лукреция председательствовала на папских оргиях, прикрыв наготу лишь куском прозрачной ткани, будто однажды на двор перед папским дворцом было пригнано стадо жеребцов и кобыл, папа с дочерью из окна смотрели на буйные лошадиные случки, а потом надолго уединились в папской опочивальне.

Исторические хроники утверждают, что Чезаре зарезал Перотто прямо в папских покоях. Узнал об их связи и, обнажив меч, гнался за Перотто по залам дворца. Когда несчастный добежал до Папы и тот раскрыл объятия, чтобы защитить своего слугу, Чезаре сделал выпад - и мантия Александра VI обагрилась кровью.

Второй брак: Альфонсо Арагонского (герцог Бисалья)

Лукрецию выдают замуж за Альфонса, герцога Бисалья и принца Салерно - побочного сына Альфонса II, короля Неаполя. Лукреция становится хозяйкой состояния, которому могла позавидовать половина принцесс Европы.

Вначале внешность и характер Альфонсо произвели на Чезаре самое благоприятное впечатление, но затем они вызвали в нем зависть и ненависть, тем более, что внешность самого Чезаре была обезображена сифилисом. Позже к этому прибавляется еще и ревность, так как счастливая в браке Лукреция уделяет мужу все больше времени и внимания, что постепенно отдаляет ее от брата и отца. Но вот политические интересы вновь требуют свободы Лукреции. Кроме того, неприязнь Чезаре все труднее скрыть.

Во время визита в Рим, в ночь на 2 января 1500 года, на площади Святого Петра, герцог подвергается нападению четырех замаскированных убийц, которые наносят ему пять ударов кинжалом. Альфонсо ранен в шею, руку и бедро, но все же остается в живых - его спасает вовремя подоспевшая стража. Лукреция целый месяц преданно выхаживает и охраняет раненного мужа. Приближенные Альфонсо, узнав, что виновником покушения был Чезаре, решают отомстить ему, подстрелив из арбалета, однако это покушение проходит безуспешно. В конце концов неизвестным все же удается задушить герцога в его собственной постели. Его хоронят тайно, без мессы и отпевания. В память о покойном герцоге Бисалья у Лукреции остается сын - Родриго Арагонский. Впрочем, этот ребенок скончается в 1512 году в возрасте 13 лет, не оставив заметного следа в жизни матери.

Третий брак: Альфонсо д’Эсте (Принц Феррарский)

После смерти своего второго мужа, отец Лукреции, Александр VI, устраивает третий брак из политических расчетов. Она выходит замуж за Альфонсо д"Эсте, принца Феррары. В третьем браке она родила несколько детей и оказалась вполне респектабельной княгиней. Известно, что, покинув Рим, Лукреция вела в Ферраре довольно скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва снова приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений - скорее всего, это легенда. Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. И что сохранила прежнюю красоту.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла - замок герцога д’Эсте быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих - в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо (с которым, по всей вероятности у нее был роман). А великий поэт Лудовико Ариосто посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Ей удалось удержаться на итальянском политическом Олимпе даже после падения своей семьи и смерти отца и брата. Сестра Альфонсо Изабелла д"Эсте весьма прохладно относилась к Лукреции по причине многолетней романтической связи последней с ее мужем-бисексуалом, Франческо Гонзага, маркизом Мантуи. Многочисленная переписка Лукреции и Франческо подтверждает страстность их отношений. Но этот роман прервался, когда Франческо заболел сифилисом.

Дети

Лукреция была матерью семи или восьми детей:

Джованни Борджиа, «infans Романус» («ребенок из Рима», C. 1498-1548). Отцовство признано Перотто, однако Александр и Цезарь были также определены в качестве отца. Возможно также, что этот ребёнок (определено в более поздний период жизни, как сводный брат Лукреции) является результатом взаимоотношений между Родриго Борджиа (Папа Александр VI,отца Лукреции), и неизвестной женщины, указано в Папской булле, и он не был ребенком Лукреции.

Ипполито II д’Эсте (25 августа 1509 - 1 декабря, 1572). Архиепископ Милана, а затем кардинал.

Алессандро д’Эсте (1514-1516).

Мария Изабелла д’Эсте (родилась и умерла 14 июня 1519). Осложнения при родах повлекли смерть Лукреции десять дней спустя.

Смерть

Незадолго до смерти, Лукреция стала очень набожной. Вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу, проводила много времени в храме. Она произвела тщательную опись имущества и драгоценностей - одних украшений насчитывалось 3770 единиц, - и, дабы отойти от суеты жизни, постриглась в монахини францисканского братства, отписав обширные дары многочисленным церквям и монастырям. Сама же Лукреция перед смертью просила только об одном - чтобы не забыли о ее цветнике из амарантов, которые она выращивала в память обо всех убиенных мужчинах ее жизни. Древние считали амарант символом бессмертия.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность истощила ее последние силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет. Лукрецию отпевал придворный кардинал ее мужа, герцога Альфонсо д’Эсте.

Слухи

Некоторые слухи сохраняются на протяжении многих веков, прежде всего они спекулируют на характере экстравагантных отношений между членами семьи Борджиа. Многие из них касаются утверждений инцеста, отравления, убийства. Реальных подтверждений этих слухов не найдено, помимо заявления конкурентов Борджиа. Так же ходят слухи, что Лукреция имела набор полых колец, где хранился яд, чтобы незаметно отравлять пищу.

Мнения

«Борджиа стали жертвой искаженных представлений, основанных на злобных слухах, - заявил Леарко Андало, один из ведущих мировых экспертов по семейству Борджиа - Лукреция не отравила ни одного человека. Она сама пала жертвой пера историков».

«Лукреция была талантливым государственным деятелем, - подчеркнул Андало. - Она даже руководила Ватиканом в отсутствие своего отца».

«Вопреки сложившимся представлениям, Лукреция никого не отравила, хотя в те времена это было очень распространено. Она убивала только мечом».

«Вероятно, не являются достоверными и утверждения о том, что она вступала в сексуальные контакты с собственным отцом. Ее первый брак с Джованни Сфорца был расторгнут, поскольку муж оказался импотентом. Вполне возможно, чтобы защитить свою репутацию, он начал распространять слухи об инцесте».

«Отравительница и безжалостная убийца. Кровосмесительница, прелюбодейка, -исчадие ада и отродье гремучей змеи, дочь шакала и гиены», как называл ее мятежный Савонарола!

Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа», в которой описывается жизнь Джованни, сына Лукреции. Его отцом был брат Лукреции Джованни, убитый Чезаре из ревности, и Лукреция, опасаясь, что последний расправится также и со своим незаконнорожденным племянником, распорядилась, чтобы ребенка растили вдали от общества. Годы спустя жизнь сводит мать и сына, причем последний, не подозревая о кровных узах с герцогиней Феррары, воспринимает ее внимание за влюбленность. Друзья Джованни становятся помехой их отношениям, и тогда Лукреция обманом заманивает их на пир, где угощает отравленными яствами. По нелепой случайности, Джованни, оказавшийся среди приглашенных, также становится жертвой отравления. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать. По мнению Гюго, Лукреция, также как ее и отец и братья, пользовалась уникальным фамильным ядом катанея, название которого произошло от фамилии их матери испанской куртизанки Ваноцци деи Катанеи, которая преподнесла этот яд папе.


Участие в войнах: Междоусобная война
Участие в сражениях:

(Giovanni Borgia, Джованни Борджиа) Герцог Гандия и Сесса, старший сын Родриго Борджиа (римский папа Александр VI) и его любовницы Ванноццы деи Каттанеи

В сентябре 1493 г. он женили на испанке Марии Энрикес де Луна — нареченной сводного брата, Педро Луиса, скончавшегося незадолго до этого. Её отцом был брат королевы Хуаны Энрикес , а мать — внучка герцога Трухильо. Хуан и Мария оставили двое детей: Изабель (1498—1557 гг.), приняла постриг в монастыре св. Клары, Гандиа , Хуан Борджиа Энрикес - третий герцог Гандийский.

Его отец, римский папа Александр VI , растил сына воином и рассчитывал сделать из него величайшего военачальника Папской области , а его брата Чезаре кардиналом. Хуан получил титул князя Сессии и Гандии, был коннетаблем Неаполя, носившим гордое звание «Папский знаменосец и генерал капитан Церкви».

Хуан Борджиа погиб в возрасте двадцати двух лет в ночь на 14 июня 1497 г. неподалеку от пьяццы делла Джудекка. Его труп выловили из Тибра с девятью колотыми ранениями. Враги Борджиа пустили слух, что убийство заказал его младший брат,

Sex. Power. Murder. Amen (с)

Ранней осенью 1498 года в Вечный город прибыла свадебная делегация из Флоренции. Официальная помолвка единственной дочери понтифика Лукреции Борджиа и младшего брата Пьеро II Флорентийского - Людовико де Медичи должна была состояться в апартаментах Александра VI в Ватикане. Жениха сопровождал глава флорентийского посольства - Никколо Макиавелли.

Самый роскошный и просторный из пяти залов, зал понтификов, готов был принять в прохладу сводчатых стен всех высокородных гостей, собравшихся по столь радостному поводу. Помимо стен, расписанных самим Бернардино Пинтуриккьо, золотых потолков, лепных и мраморных украшений, все убранство состояло из восточных ковров и мягких драпировок. Тут были кресла, диваны и парчовые подушки, но самым важным являлся возвышающийся над всем трон Папы, обитый пурпурным бархатом. Расположившийся на нем понтифик Александр VI, облаченный в сверкающие непорочной белизной одежды и увенчанный высокой тиарой, милостливо протягивал входящим руку для пасторского благословения. Белое на красном.

Впрочем, благословение Папы получили только пришедшие первыми дон Макиавелли, Ванноцца деи Каттанеи и прекрасная Джулия Фарнезе. Тепло улыбнувшись женщинам и кивнув послу, понтифик отвлекся на пришедшего подписать бумаги поверенного семьи Борджиа, Камилло Бенеймбене. Остальные гости и члены семьи, не желая мешать делам священного Ватикана, почтительно поцеловали перстень кардинала Чезаре Борджиа, одетого по такому случаю в красную мантию священника, ярким пятном выделявшуюся на фоне светлой драпировки стен. Красное на белом.

Стоявший у папского трона инкрустированный яшмой столик, невольно привлекал любопытные взгляды собравшихся. На нем стояла довольно необычная шахматная доска. Византийские шахматы, подаренные Папе Александру VI султаном Баязидом, представляли собой круглое поле с клетками, изготовленными из порфира и драгоценного хотанского нефрита, с чудными фигурками в виде небольших кубков, искусно вырезанных из таких же самоцветов, во время игры наполнявшиеся вином. По слухам, такое двухцветие олицетворяло конфликт между духовными силами света и тьмой, ангелами и демонами, борющимися за господство над миром, а круглая шахматная доска символизировала бесконечность этой борьбы. Белое на красном и красное на белом.

Припозднившаяся, и потому вошедшая последней, невеста была как всегда хороша собой. Обступившие ее дамы, замирая от восхищения, принялись обсуждать ее наряд, расшитый золотом и жемчугами. В узор на платье были затейливо вплетены изображения гербов дома Медичи и рода Борджиа. На изящной, словно выточенной из алебастра, шее Лукреции загадочно мерцали рубины. Красное на белом.

После торжественной церемонии, когда с делами было практически покончено, Александр VI предложил дону Макиавелли партию в шахматы, а остальные гости разбрелись по залам в ожидании пока нотариус, дон Бенеймбене, подготовит соответствующие документы для официального заключения брачного соглашения.Через некоторое время залы апартаментов понтифика огласились истошными криками. Сбежавшиеся люди увидели баронессу Урсулу Банадео, стоявшую на коленях возле распростертого на полу Людовико Медичи, которого она безуспешно пыталась привести в чувство. Его посеревшее лицо с заострившимися чертами было искажено предсмертной мукой, и на фоне пышного наряда баронессы из алого шелка, казалось еще бледнее. Рядом с бездыханным телом несчастного на полированном мраморе пола виднелось кровавое пятно.

Белое на красном или все же красное на белом?

Дальновидный политик, мечтавший объединить разрозненные королевства Италии, блестящий полководец, одержавший много громких побед, жестокий политический интриган, обагривший кровью доставшееся ему знамя славы, красивый и статный герой-любовник, похождениям которого нет числа. Восхищавшийся Юлием Цезарем, ещё при жизни он поставил себе амбициозную планку: "Aut Caesar, aut nihil" ("Или Цезарь, или ничто"). Победоносно несшийся к самым вершинам славы, Чезаре Борджиа так же стремительно упал с золотого пьедестала. Отравленный, преданный, заточенный в темницу, бежавший, но ставший лишним в обществе изгоем, он погиб при невыясненных обстоятельствах.

Многие приписывают большинство достижений Чезаре влиянию его не менее известного отца – "великого отравителя" Родриго Борджиа , более известного, как Папа Римский Александр VI . Чезаре родился, когда он был ещё только кардиналом. Это был незаконнорожденный сын от Ванноццы деи Каттанеи, однако хлопотами отца его рождение было узаконено специальным папским декретом в 1480 году. Отец постарался дать всем своим детям блестящее аристократическое образование широкого профиля, как начальное, так и высшее. Так, Чезаре изучал право и теологию в университетах Перуджи и Пизы, а его финальная диссертация по юриспруденции считалась одной из лучших. Кроме того, пользуясь своим высоким служебным положением, старший Борджиа постоянно дарил и маленькому сыну такие же чины и звания, начиная практически с 7-летнего возраста. А в 1492 году, когда Родриго Борджиа стал понтификом, 17-летнего Чезаре возвели в кардиналы. Отец прочил младшему сыну карьеру в духовном сане, видя его в будущем заменой себе во главе Римской Католической Церкви, однако того не очень интересовала подобная перспектива, он жаждал о военных походах, о большой политике, жаждал стать гонфалоньером, или верховным командующим всеми войсками Святого Папского престола. По традиции правителей тех лет, главой престола был старший сын, а младший – священником. Старшим сыном был Хуан, или по-итальянски Джованни, Борджиа. Однако тот не очень хорошо смыслил в большой политике и не был очень удачен в военных походах, тогда как Чезаре с детства изучал тактику ведения боя и очень интересовался этим. А время тогда было крайне непростое: итальянские королевства были разрознены, на этих противоречиях играли Испания и Франция, стремящиеся установить свой контроль там, а сами Борджиа были объектом широкой ненависти, их усиления не хотели слишком многие. В этих условиях Чезаре страстно жаждал навести порядок и укрепить позиции Италии, в первую очередь объединив ее. Но на его пути стоял его старший брат.

ТАЙНА №1. "Убийца в маске". Гибель Хуана Борджиа.

В 1497 году Хуан Борджиа гибнет при таинственных обстоятельствах. Многие моменты в его гибели до сих пор остаются загадкой. В тот день, он, поужинав со своей семьей, пошел смотреть на закат вместе с братом Чезаре и слугами. Но вскоре Джованни исчез, направившись в неизвестном направлении в сопровождении конюха и неизвестного мужчины в фестивальной маске. Живым его больше никто не видел. Поиски не давали результата, пока один крестьянин не сообщил, что видел, как двое сбросили тело в Тибр. Вдоль и поперек «процедив» реку, тело Хуана наконец было найдено – в нарядном костюме, с нетронутым кошельком золота, но с перерезанным горлом.

Убийцу так и не нашли. Человеком в маске, которую тогда носили очень многие, мог быть кто угодно. Тем более, несомненно, у Хуана Борджиа было слишком много личных врагов, даже если не брать во внимание одних лишь врагов семьи. Будучи герцогом Гандийским, Хуан приписал все заслуги кондотьеров в военных компаниях исключительно себе. Он соблазнил не одну женщину, оставив много оскорбленных мужей и отцов. По слухам, незадолго до своей смерти Хуан соблазнил четырнадцатилетнюю дочь графа Миранделлы, о чём, говорят, хвастался при каждом удобном случае. Конечно, можно допустить, что кто-то из этих людей решил отомстить ему.

Однако возникает вопрос, почему Хуан так доверчиво пошел за человеком? Не означало ли это, что этот человек был ему хорошо знаком, что он ему доверял? Естественно, сразу же поползли догадки. На Чезаре Борджиа стали косо смотреть. Он, конечно, все отрицал.
Как бы то ни было, смерть Хуана оказалась очень на руку Чезаре. Он убедил отца, что Церковь нуждается в талантливом и успешном полководце, способном крепкой рукой повести кампанию по объединению Италии. Чезаре стал гонфалоньером. Этот ответственный пост пришел к нему, можно сказать, вовремя. В это время противник Папского престола, французский король Карл VIII умер, и у власти оказался Людовик XII, который сразу же заявил свои права на Милан и Неаполь. Однако он не желал ссориться с Папой Римским Александром VI и, более того, хотел от того получить права на развод со своей увечной женой. Это была отличная возможность для Папского государства наладить отношения с Францией. Чезаре едет во Францию с разрешением, а заодно и с намерением совершить выгодный политический брак. Он женится, правда не на той, к кому ехал сначала. В жены он заполучает французскую принцессу, сестру Наварского короля, Шарлотту д’Альбре. Однако брак их не отличался счастьем: политический деятель через пару месяцев покинул жену, отправившись воевать, а та ждала его до самой его гибели, а затем носила траур еще 7 лет до самой смерти, так и не выйдя замуж. А он, конечно, не был таким верным в разлуке.

При поддержке французской армии Чезаре Борджиа начал осуществление своей давней мечты - создание сильного единого итальянского государства – и значительно продвинулся на этом пути, контролируя Романью, Урбино, Флоренцию, другие области. К 1503 году Чезаре значительно расширил Папскую область, установив над ней полный контроль. Всем было ясно: в скором времени он станет властителем объединённой Италии. Однако этому не суждено было сбыться.

ТАЙНА №2. "Отравленный сосуд". Гибель Александра VI и болезнь Чезаре Борджиа.

До сих пор никому точно не известно, что произошло тем летним днём. Чезаре Борджиа приехал к отцу, Папе Александру VI в Рим. Они устроили семейный ужин в саду, где за бутылочкой вина обсуждали планы завоевания оставшихся итальянских земель, довольные и полные амбициозных планов. Но через пару дней после ужина, 18 августа 1503 года, Александр VI резко умирает. Чезаре в тяжелом состоянии тоже находится практически при смерти, закрываясь с верными ему людьми в римском замке Святого Ангела, где упорно борется с болезнью на протяжении нескольких месяцев. Нельзя допустить, чтобы в его отсутствие власть перешла в руки противников семьи Борджиа!

Везение в лице лояльного новоизбранного папы Пия III было временным. Папа умер через 27 дней по неясным причинам, и тут уже на престол вошел злейший враг семейства, у которого старший Борджиа некогда отобрал папский пост, Джулиано делла Ровере, или Папа Юлий II. Это именно тот Папа, при котором Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу и с которым постоянно ругался. Он-то не собирался церемониться с Борджиа. Тем временем, причина отравления Александра и Чезаре Борджиа по сей день остается непонятной. С одной стороны, ясно, что врагов у них было более, чем достаточно. Ведь идея объединения Италии (как и любого другого государства, как Российского при Иване Грозном) означала отобранные земли и власть местных князьков. Это не могло не вызывать ненависть и желание вернуть все на свои места. С другой стороны, есть мнение, что такой важнейший исторический поворот мог произойти всего лишь из-за оплошности. Широко известна слава старшего Борджиа, как отравителя. «Белого порошка Папы Александра» боялись многие, о нем ходили легенды. Вполне вероятно, что бутылка с отравленным вином была предназначена для кардиналов-изменников, но по роковой ошибке, а возможно и благодаря подкупу врагов, бутылки были перепутаны.
Так или иначе, для семьи Борджиа это имело роковое значение. Во время болезни Чезаре его враги активизировались. Князьки пытались вернуть свои земли, объединяясь против него. Новый папа Юлий II распорядился арестовать Чезаре, тот бежал к старому приятелю Гонсалво де Кордобе в Неаполь, находящийся под лояльной некогда испанской короной, однако тот, руководствуясь новыми ориентирами, стремясь сохранить хорошие отношения с папой делла Ровере, заключил Чезаре под стражу.

ТАЙНА №3. "Один на поле боя". Гибель Чезаре Борджиа.

Некогда герой стал изгоем. Два года заточения в замке Ла-Мота, побег, злоключения и преследования, наконец вот она, цель, - Наварра, с правителем королем Жан, братом его жены Шарлотты. Радушно встреченный родственником и поставленный во главе армии королевства, Чезаре все еще носил в себе большие, не уничтоженные гонениями, амбиции и планы. Первым заданием полководца Борджиа было отвоевание Вианы у сторонников мятежного графа Леринского. Была сформирована целая команда верных людей. Однако, в первом же бою опытный, успешный полководец Цезарь Борджиа вдруг был убит. Как такое возможно, если до этого в гораздо более сложных и больших битвах были только победы? Не является ли ответом то, что на теле убитого Борджиа было найдено 26 ран, 25 из которых были смертельными? Или то, что верные люди почему-то остались сзади, когда он ринулся в бой против противника, практически один, практически совершая самоубийство?

Остается только гадать, была ли гибель талантливого и жестокого политика случайностью или частью расчетливого заговора, что было совершенно привычной реальностью в то нелегкое время эпохи Возрождения. Как бы то ни было, это уже новая страница истории Итальянских земель.

Если говорить об историческом значении личности Чезаре Борджиа, обычно принято его ругать за его распутство и ужасаться жестокостью и кровавыми расправами над конкурентами. Однако мы забываем, что для того времени такое поведение во многом было нормой. Оно не было шокирующим для современников. Потому умалять историческую личность Цезаря Борджиа до всего лишь злодея-отравителя и похабника было бы просто некорректно. В политическом плане Борджиа был дальновидным и умным политиком, он очень хорошо понимал сложные процессы государственной машины. Недаром около его личности находились такие талантливые люди, как Леонардо да Винчи, главный инженер при Борджиа, или Никколо Макиавелли, восхищавшийся его персоной и его государственным умом и видением политических процессов. Ведь перед правителем стояла великая долгосрочная цель – ему предстояло предотвратить гибель Италии, ковчега уникальной культуры Возрождения, под многочисленными ударами, которые сложно было отразить из-за политической разобщенности. Не все понимали это, и, к сожалению, ради большой цели иногда нужна была жесткая рука, направляющая все в нужное русло. И в этом Макиавелли и видел борджиевский гуманизм – служение будущим интересам народа и государства. Именно Чезаре Борджиа стал прототипом Принца в его знаменитом трактате "Государь".